Введение 3
1. Развитие Дальнего Востока: реализация национальных и региональных проектов 5
1.1 Содержание и масштабы национальных проектов 5
1.2 Система и темпы реализации национальных и региональных проектов в ДФО 9
2. Национальные и региональные проекты на Дальнем Востоке: роль коммерческих организаций 15
2.1 Возможности участия предприятий Дальнего Востока в освоении проектов 15
2.2 Роль дальневосточных коммерческих организаций в национальных и региональных проектах 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Читать дальше
На данный момент именно Дальневосточный федеральный округ является модельной территорией для опережающего социально-экономического развития, в рамках которой реализуются более 2000 инвестиционных проектов.
Текущие результаты реализации инвестиционной политики и, как следствие - состояние инвестиционного климата на Дальнем Востоке - можно оценить положительно. Это подтверждается растущей динамикой инвестиционной активности в регионе за последние 5 лет. Однако, необходимо отметить достаточно закрытый характер реализации проектов, поскольку большинство из них крайне слабо представлены в медийном пространстве, а у органов власти зачастую отсутствуют агрегированные данные по параметрам проектов и текущему состоянию их развития. Среди положительных последствий развития инструментов привлечения инвестиций в регион можно отметить введение большого количества дополнительных налоговых льгот и создание условий для развития инфраструктуры реализации проектов. Кроме того, постепенно выстраивается система привлечения высококвалифицированных кадров и создания условий для организации высокопроизводительных рабочих мест.
Проект по строительству ГОКа «Инаглинский» имеет наибольший ожидаемый эффект в экономике региона посредством вклада в создание валового регионального продукта в размере 252 млрд. руб. Кроме того, являясь частью развития угледобывающего кластера в Якутии, среди прочих ожидаемых эффектов следует выделить создание всей необходимой инфраструктуры для функционирования шахты и обогатительной фабрики.
Инфраструктурные эффекты можно выделить в рамках инвестиционного проекта по Строительству Сахалинской ГРЭС-2. Однако, в первую очередь данный проект направлен на обеспечение надежности, безопасности и стабильности функционирования энергетической системы о. Сахалин, изолированной от единой энергосистемы РФ, а также уязвимой в связи с функционированием в условиях сурового климата острова. То есть в данном случае речь идет об обеспечении энергетической безопасности территории.
В целом, в результате исследования обосновывается важность и необходимость государственной поддержки региональных инвестиционных проектов не только путем участия в финансировании, но и посредством разработки необходимых мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В области влияния инвестиционных проектов Дальнего Востока на социально-экономическое развитие территорий присутствия можно отметить вклад в создание инфраструктуры региона и предполагаемое количество рабочих мест, которые можно охарактеризовать, как явные эффекты инвестиционной деятельности в региональной экономике.
Наибольшее число инфраструктурных проектов ДФО реализуется в Амурской области, Хабаровском крае, Приморском крае и Республике Саха (Якутия). На основании чего можно заключить о высокой инфраструктурной готовности указанных территорий к реализации на них инвестиционных проектов из сферы материального производства, таких как, например, строительство космодрома «Восточный» (Амурская область), комплексное освоение Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения (Амурская область), строительство Эльгинского угольного комплекса (Республика Саха) и пр.
На ближайшие годы на Дальнем Востоке планируется проведение масштабных национальных и региональных проектов федерального масштаба, которые должны повысить качество жизни граждан, а также вывести экономику на новую траекторию роста. На данный момент по многим из проектов уже ведется активная работа, есть промежуточные достижения, однако, до 2025 года планируется проделать колоссальную работу.
Для достижения целей, определенных в программных документах, управленческие ресурсы и финансовые средства должны быть четко привязаны к приоритетным направлениям, которые наиболее важны для социально-экономического развития региона.
Был учрежден официальный статус «Партнер национальных проектов» для поощрения предприятий, которые вносят наибольший вклад в достижение целей и задач национальных и региональных проектов. Данный статус обеспечивает взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество государства и предприятий в реализации целей и задач национальных и региональных проектов.
Конечная цель этих мер - вывести экономику на новую траекторию и на этой основе повысить уровень жизни населения и обеспечить национальную безопасность в долгосрочной перспективе.
Вспышка новых коронавирусных инфекций заставила пересмотреть сроки и цели получения результатов. На этом фоне в июле 2020 года был подписан новый указ о национальных целях развития России до 2030 года, заменивший предыдущий стратегический документ.
По словам представителей крупного бизнеса и руководителей деловых объединений, национальные проекты расцениваются бизнесом, как «уникальная возможность, которую бизнесмены не хотят упускать, однако им нужны гарантии стабильности».
Читать дальше
1. Аганбегян А.Г. Развитие Дальнего Востока: национальная программа в контексте национальных проектов // Пространственная экономика. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 165-181.
2. Кужева Л.Р. Проблемы реализации региональных составляющих федеральных проектов в Карачаево-Черкесской республике // Вестник экспертного совета. – 2019. - № 4 (19). – С. 23-33.
3. Лещинский А.В., Шевкун Е.Б. Новые технологии ведения взрывных работ на горных предприятиях Дальнего Востока // Научное обеспечение технического и социального развития Дальневосточного региона. Сборник научных статей к 60-летию Тихоокеанского государственного университета. - 2018. - С. 53-58.
4. Минакир П.А., Прокапало О.М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика. – 2021. – Т. 8, № 1. – С. 39-55.
5. Митрофанова И.В., Юрченко К.Г. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2021. – Т. 23, № 1. – С. 6-26.
6. Самандина Л.В., Халикова С.С. Практика участия органов местного самоуправления Хабаровского края в реализации национальных проектов // Власть и управление на Востоке России. – 2020. - № 4(93). – С. 109-118.
7. Стрижкина В.Н., Стрижкина И.В., Капустян Л.А. Подготовка региональных проектов и программ Алтайского края в рамках реализации национальных проектов // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2019. - № 2. – С. 74-78.
8. Возможности участия предприятий Дальнего Востока в освоении проектов. – URL: https://vuzlit.com/1113051/vozmozhnosti_uchastiya_predpriyatiy_dalnego_vostoka_osvoenii_proektov (дата обращения: 27.04.2022)
9. Глава АПИ: инвестиции в Дальний Восток стали международным брендом. – URL: https://tass.ru/interviews/9820379?utm_source=yandex.fr&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.fr&utm_referrer=yandex.fr (дата обращения: 27.04.2022)
10. Дальневосточный федеральный округ - крупнейшие компании. – URL: https://www.oboruduniоn.ru/dfo/company (дата обращения: 27.04.2022)
11. Дальний Восток: новые вызовы и возможности. – URL: https://roscongress.org/materials/dalniy-vostok-novye-vyzovy-i-vozmozhnosti/ (дата обращения: 27.04.2022)
12. О проекте «Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года». – URL: http://assoc.khv.gov.ru/e-journal/3458 (дата обращения: 27.04.2022)
Читать дальше