Политико-правовые суждения Дж. Локка, изложенные в труде «Два трактата правления», послужили основой закрепления доктрины разделения властей. Отрицая концепцию Р. Филмера, заявлявшего в трактате «Патриарх», что «ни один человек не рождается свободным; всякое правление есть абсолютная монархия», Дж. Локк противопоставлял ему идею естественной свободы, которая позволяет людям объединяться посредством заключения соглашения.
Описывая естественное состояние людей, английский философ анализирует полномочия трех ветвей власти, необходимых для сохранения собственности: публичного закона, на основе которого все споры разрешались бы беспристрастным судьей; силы, приводящей в исполнение справедливый приговор, и верховной власти, под которой он однозначно подразумевал законодательную. При этом государством он называл не демократию или какую-либо иную форму правления, а «любое независимое сообщество».
Возможно, наиболее центральной концепцией в политической философии Локка является его теория естественного права и естественных прав. Концепция естественного права существовала задолго до Локка как способ выражения идеи о том, что существуют определенные моральные истины, которые применимы ко всем людям, независимо от конкретного места, где они жили, или соглашений, которые они заключили. Наиболее важным ранним контрастом было различие между законами, которые были по своей природе и, следовательно, общеприменимы, и теми, которые были конвенционными и действовали только в тех местах, где была установлена особая конвенция. Это различие иногда формулируется как различие между естественным правом и позитивным правом.
Естественный закон также отличается от божественного закона тем, что последний в христианской традиции обычно относится к тем законам, которые Бог непосредственно открыл через пророков и других вдохновенных писателей. Естественный закон может быть открыт только разумом и применим ко всем людям, в то время как божественный закон может быть открыт только через особое откровение Бога и применим только к тем, кому он открыт и кого Бог конкретно указывает на обязательность. Таким образом, некоторые комментаторы семнадцатого века, включая Локка, считали, что не все 10 заповедей, а тем более остальная часть закона Ветхого Завета, обязательны для всех людей.Хотя Локк считал, что естественный закон может быть познан без специального откровения, он не видел противоречия в том, что Бог играет определенную роль в аргументации, при условии, что соответствующие аспекты характера Бога могут быть обнаружены только разумом. В теории Локка божественный закон и естественный закон последовательны и могут пересекаться по содержанию, но они не являются коэкстенсивными. Таким образом, для Локка нет проблемы, если Библия предписывает моральный кодекс, более строгий, чем тот, который может быть выведен из естественного права, но возникает реальная проблема, если Библия учит тому, что противоречит естественному праву. На практике Локк избегал этой проблемы, потому что соответствие естественному праву было одним из критериев, которые он использовал при принятии решения о правильной интерпретации библейских отрывков.