ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО РЕГИОНА 5
1.1.Геостратегическое значение Италии 5
1.2.Балканы 9
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ 14
2.1. Средиземноморский бассейн 14
2.2. Действия Турции, Алжира и Египта 16
ГЛАВА 3. ИТАЛИЯ: СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБОРОНА 22
3.1. Политико-стратегическое лидерство 22
3.2. Развитие итальянской политики на современном этапе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Читать дальше
Рим концептуально «расширил» Средиземноморье за счет прилегающих атлантических и сухопутных районов, включив Сахель, Ближний Восток и Аравийский полуостров. Таким образом, Италия взяла на себя большую геополитическую роль в регионе как страна, экономическая стабильность которой зависит от стабильности территорий, прилегающих к Средиземноморскому региону.
В первую очередь, это касается проблемных стран, таких как Ливия, Алжир и Тунис, которые снабжают Италию газом. Намерение Италии политически утвердиться в Сахеле как части расширенного Средиземноморья было продиктовано желанием создать контролируемое пространство в тылу Ливии, Туниса и Алжира, чтобы предотвратить их дальнейшую дестабилизацию.
Италия входит в шестерку ведущих стран ЕС с высокоразвитой морской торговлей. По данным Евростата этот показатель составил 61% (из которых 66,6% приходилось на импорт и 55,9% - на экспорт). По этому показателю Италия проигрывает Португалии (81%), Кипру (80%), Греции (77%), Испании (74%) и Мальте (67%). Ни один из итальянских портов не входит в десятку самых загруженных торговых портов ЕС. Итальянские власти намерены изменить эту ситуацию.
Согласно параметрам ЕС, морская торговля составляет 51% от общего объема торговли, из которых 53% приходится на экспорт и 48% - на импорт. 19% мирового морского трафика и 30% перевозок нефти проходят через Средиземное море (рост на 120% за последние 16 лет). 65% всех энергетических ресурсов доставляются в Европу по Средиземному морю. Поскольку эти показатели имеют тенденцию к росту, Италия намерена обеспечить более выраженное экономическое и политическое присутствие в Средиземноморье.
Учитывая ситуацию, итальянская дипломатия сталкивается со следующей повесткой дня в регионе:
содействовать равному распределению власти между ведущими игроками в Средиземноморье, чтобы избежать любого дисбаланса, будь то в пользу стран, которые не имеют обязательных соглашений или соглашений о стратегическом сотрудничестве с Римом, или в пользу государств, чей политический, военный и экономический потенциал равен потенциалу Италии (Франция, Испания) или превышает его (Германия)»
усилить политическое и экономическое присутствие Италии в районах, обозначенных как «расширенное Средиземноморье», обеспечивая тем самым участие итальянского флота в международных миссиях по борьбе с пиратством;
содействовать мирному урегулированию текущих конфликтов в регионе (Сирия, Иран, кипрская проблема) с целью предотвращения наращивания военного присутствия других стран в зоне стратегических интересов Италии;
содействовать диверсификации поставок энергоносителей с учетом 77%-ной зависимости Италии от внешних поставок, инициировать разработку газовых и нефтяных месторождений в Ливии, Алжире, Египте (Рим планирует инвестировать 175 миллиардов евро в развитие энергетического сектора и связанных с ним экологических проектов к 2030 году.)
способствовать превращению Италии, расположенной на пересечении морских путей из Северной Африки, Персидского залива и Каспийского моря, в ведущий транспортный и распределительный центр экспорта и импорта нефти и газа для ЕС ;
чтобы предотвратить ослабление позиций Италии в ЕС в случае усиления оси Берлин-Париж, чего будет нелегко достичь на фоне возникающего конфликта между Брюсселем и Римом по поводу итальянского бюджета.
Читать дальше
1. Алексеенкова Е. Италия в Средиземноморье: дилеммы «средней державы». Мировая экономика и международные отношения, 2022, том 66, № 1. - С.80-90.
2. Бартенев В.И. Международная помощь Ближнему Востоку и Северной Африке: управление рисками: Отчет № 62/2020. Москва, НП РСМД, 2020. - 116 с.
3. Звягельская И., Свистунова И., Сурков Н. Ближний Восток в условиях «негативной определенности». Мировая экономика и международные отношения, 2020, том 64, № 6.- С. 94–103.
4. Маслова Е.А., Ушакова Н.В. Итальянская средиземноморская политика. Вестник Брянского государственного университета, 2018, № 1 (35).- С. 111-116.
5. Ромеро Ф. Переосмысление сокращающегося места Италии на международной арене. The International Spectator, 2016, том 51, № 1.- С. 1-12.
6. Танчем М. Торговый коридор Италии и Турции Европа-Африка: геополитический симбиоз Рима и Анкары создает новую средиземноморскую стратегическую парадигму. Austria Institut für Europ a und Sicherheits politik, 2020. - Режим доступа:https://www.aies.at/publikationen/2020/fokus-20-10.php (дата обращения: 04.04.2023).
7. Valigi M. Le medie potenze. Teoria e prassi in politica estera. Milano, Vita e pensiero, 2017. - 236 p.
8. Rapporto – 2020. Le scelte di politica estera. Ministero degli Affari Esteri. - Режим доступа:https://www.esteri.it/mae/doc/rapporto2020_sceltepoliticaestera_090408.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
9. Colombo S. Italia, Francia e Germania di fronte alla crisi libica tra interessi nazionali divergenti e competizione. Italia ed Europa di fronte alle crisi libica. Colombo S. ed. Roma, Edizioni Nuova Cultura, 2020, P. 87-103.
10. La strategia italiana nel mediterraneo. Stabilizzare le crisi e costruire un’agenda positiva per la regione. Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale, Rome, 2017. - Режим доступа:https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/12/rapporto-med-maeci-ita.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
11. Libia, prevale la forza. E Serraj chiede armia Italia e Stati Uniti. Corriere della sera, 19.12.2019. Доступно по ссылке: https://www.corriere.it/opinioni/19_dicembre_19/libia-pericolo-che-prevalga-logica-guerra-044c3d66-228a-11ea-8e32-6247f341a5cc.shtml?refresh_ce (дата обращения: 04.04.2023).
12. Sbarchi di clandestine triplicati e nel 2021 andrà peggio. Analisdifesa.it , 01.01.2021. - Режим доступа: https://www.analisidifesa.it/2021/01/sbarchi-di-clandestini-piu-che-triplicati-nel-2020-e-lanno-prossimo-sara-peggio/ (дата обращения: 04.04.2023).
13. L’accordo Italia-Libia, un orrore lungo quattro anni. Ecco quello che chiediamo al Parlamento. Il Fatto Quotidiano, 02.02.2021. - Режим доступа: https://www.ilfattoquotidiano.it/2021/02/02/laccordo-italia-libia-un-orrore-lungo-quattro-anni-ecco-quello-che-chiediamo-al-parlamento/6086633/ (дата обращения: 04.04.2023).
14. Italia–Libia, firmato un nuovo accordo per la Difesa. La Repubblica, 04.12.2020. - Режим доступа: https://www.repubblica.it/esteri/2020/12/04/news/italia-libia_firmato_anche_un_nuovo_accordo_per_la_difesa-276999021/ (дата обращения: 04.04.2023).
15. Pescatori italiani in Libia liberati, ma a quale prezzo? “Riconosciuto il dittatore Haftar, mistero sulla contro partita”. Libero Quotidiano, 18.12.2020. - Режим доступа: https://www.liberoquotidiano.it/news/commenti-e-opinioni/25591756/pescatori-italiani-libia-liberati-a-quale-prezzo-haftar-dubbi-giuseppe-conte.html (дата обращения: 04.04.2023).
16. Turchia e Libia, cosa chiedono gli Usa all’Italia. Parla il gen. Кампорини. Formiche, 31.01.2021. - Режим доступа: https://formiche.net/2021/01/italia-usa-con-biden-parla-camporini (дата обращения: 04.04.2023).
17. Conferenza stampa del Ministro Di Maio con il Ministro degli Affari Esteri turco, Mevlüt Çavuşoğlu, 19.06.2020. - Режим доступа: https://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/incontro-del-ministro-di-maio-con-il-ministro-degli-affari-esteri-turco-mevluet-cavusoglu.html (дата обращения: 04.04.2023).
18. D’Amelio D. Dal dragone all’Aquila: il porto di Trieste parla di nuovo tedesco. Limes, 2020, № 10. - Режим доступа: https://www.limesonline.com/cartaceo/dal-dragone-allaquila-il-porto-di-trieste-parla-di-nuovo-tedesco?prv=true (дата обращения: 04.04.2023).
Читать дальше