ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 4
1.1 История становления и развития института мер пресечения в российском уголовном процессе 4
1.2 Понятие, сущность и значение мер пресечения в российском уголовном процессе 6
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 9
2.2 Меры пресечения, не связанные с существенным ограничением свободы 9
2.3 Меры пресечения, связанные с существенным ограничением свободы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 23
Читать дальше
Меры пресечения в уголовном судопроизводстве играют решающую роль в системе уголовного правосудия. Эти меры направлены на защиту общества путем предотвращения совершения подозреваемым другого преступления, вмешательства в расследование или судебный процесс или бегства от правосудия. В этом чате мы обсудили различные аспекты превентивных мер, включая их виды, обстоятельства, при которых они могут применяться, и их влияние на права и свободы подозреваемых.
Одной из наиболее противоречивых мер пресечения является предварительное заключение под стражу. Хотя это эффективный способ предотвратить побег подозреваемого, это также может быть нарушением его прав человека. Решение о заключении под стражу до суда должно приниматься на основе индивидуальных обстоятельств дела и с тщательным учетом принципов необходимости и соразмерности. Важно обеспечить, чтобы предварительное заключение не использовалось в качестве наказания, а подозреваемые считались невиновными до тех пор, пока их вина не будет доказана.
Электронный мониторинг - еще одна профилактическая мера, набравшая популярность в последние годы. Это экономически эффективная альтернатива предварительному заключению, позволяющая подозреваемым оставаться в своих общинах, продолжая при этом находиться под наблюдением. Однако он не лишен своих ограничений и потенциальных недостатков, таких как риск ложноположительных результатов, нагрузка, которую он возлагает на подозреваемых и их семьи, а также возможность технических сбоев.
Другие меры пресечения, обсуждаемые в этом чате, включают ограничения на поездки, домашний арест и залог. Каждая из этих мер имеет свои преимущества и недостатки, и их пригодность зависит от конкретного случая. Важно соблюдать баланс между защитой общества и обеспечением соблюдения прав подозреваемых.
Мы также обсудили влияние превентивных мер на права и свободы подозреваемых. Эти меры могут ограничить свободу передвижения подозреваемых, общения и ассоциаций, а также могут оказать влияние на их психическое здоровье и благополучие. Поэтому важно обеспечить, чтобы эти меры применялись таким образом, чтобы свести к минимуму их воздействие на права и свободы подозреваемых.
В заключение следует отметить, что меры пресечения в уголовном судопроизводстве являются необходимым инструментом в системе уголовного правосудия. Они играют решающую роль в защите общества, препятствуя совершению подозреваемыми новых преступлений, вмешательству в расследование или судебный процесс или бегству от правосудия. Однако эти меры должны применяться с осторожностью и уважением прав и свобод подозреваемых. Решение о применении превентивных мер должно основываться на индивидуальных обстоятельствах дела и с тщательным учетом принципов необходимости и соразмерности. Также крайне важно обеспечить, чтобы меры пресечения не использовались в качестве наказания, и чтобы подозреваемые считались невиновными до тех пор, пока их вина не будет доказана. Соблюдая баланс между защитой общества и уважением прав и свобод подозреваемых, мы можем гарантировать, что меры пресечения служат намеченной цели при соблюдении принципов справедливости.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 08.01.2001, ст. 163
2. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 302- 314.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Российская газета, N 249, 22.12.2001
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением
5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 28.06.99, ст.3177
6. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР от 25 мая 1922 // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР, июнь 1922 года, N 20-21, ст.230
7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002) // Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 592
Специальная литература
1. Лихобабина В.В. Меры пресечения и их место в системе мер процессуального принуждения // Научный альманах. 2015. № 11-4 (13). С. 462- 464.
2. Раймхен А.С. Актуальные проблемы связанные с реализацией меры пресечения в виде заключения под стражу в уголовном судопроизводстве // Лучшая научная статья 2019: сборник статей XXX Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 86-89.
3. Цоколова О.И. Современные проблемы и тенденции применения мер пресечения // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2019. Т. 2. № 1 (1). С. 247- 250.
Судебная практика
1. О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 №41 // Российская газета. 2013. №294
Читать дальше