Введение.…………………………...…………………………………….…2
Понятие фрейма и концепта………………………...……………..………3
Фреймовый анализ как метод лингвистического исследования…………5
Этапы фреймового описания концептов…………………………….……7
Заключение. .……………………...…………………………………...……9
Список использованной литературы. .………………………….……......11
Читать дальше
Язык, являясь инструментом мышления, представляет большой потенциал для научного изучения с точки зрения как мыслительных процессов человеческого сознания, так и с точки зрения лингвистики. На стыке того и другого сформировалась отрасль, получившая название когнитивная лингвистика, теоретический аппарат которой входит в сферу научных интересов сегодняшнего языкознания.
Одним из ключевых понятий когнитивной лингвистики является фрейм, представляющий собой когнитивную структуру, основанную на вероятностном знании о типичных ситуациях. Примечательно, что фрейм в силу своей специфики может рассматриваться и как тип концепта, и как способ его изучения. Фрейм состоит из вершинных и терминальных узлов и слотов, связанных между собой. Именно знание структуры фрейма важно при анализе концептов, когда речь заходит о фреймовом методе их исследования.
Данный метод получил свое развитие в лингвистике благодаря тому, что именно посредством выражения через фрейм, концепт обретает четкую структуру, становится более наглядным и доступным к пониманию, поскольку в процессе фреймового анализа создается схема, в которой смыслы, закладываемые в тот или иной концепт, находят ясное и определенное выражение.
Этапы описания концепта с помощью фреймового анализа следующие: определение макротемы – вершины; выделение терминалов – основных принципов характеристики рассматриваемого концепта; раскрытие терминалов через слоты: уточнение значений путем перечисления входящих в него элементов. Таким образом, алгоритм описания концепта сводится к его «сворачиванию» в фрейм.
Применение структуры фрейма значительно облегчает анализ языкового материала, дает возможность наглядно систематизировать и подробно рассмотреть отдельные единицы, составляющие тот или иной слот значения, сделать понимание описываемого концепта более доступным.
Но, поскольку затронутая сфера лингвистического научного знания и по сей день является динамично развивающейся и открытой для новых интерпретаций и теоретических построений, метод фреймового анализа концептов, в частности, еще может быть модифицирован и дополнен учеными-лингвистами. Но принятие этого метода в научных кругах и довольно частое применение на практике (о чем говорит большое количество научных статей, посвященных исследованию всевозможных концептов именно с помощью данного метода) свидетельствуют о его перспективности.
Читать дальше
1. Баданян, И. Ф. Фреймовое моделирование концепта "Деловая женщина" в медийном дискурсе (на материале немецкого и русского языков) / И. Ф. Баданян // Sochi Journal of Economy. – 2015. – № 3-1(36). – С. 208-213.
2. Гольдберг, В. Б. Лексика современного английского языка в свете лингвистических парадигм: методы исследования: Учеб. пособие / С.Ю. Дробина. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 53 с.
3. Гусельникова, О. В. Возможности фреймового анализа / О. В. Гусельникова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5(17). – С. 29-32.
4. Кулаков, Ф.М. Приложение к русскому изданию // М. Минский. Фреймы для представления знаний: Пер с англ. – М.: «Энергия», 1979. – 29 с.
5. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. Пособие [Текст]/ В.А. Маслова. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 296 с.
6. Минский, М. Фреймы для представления знаний: пер. с англ. / под ред. Ф.М. Кулакова / М. Минский. - М.: Энергия, 1979. - 151 с.
7. Никульшина Т.Н. Фреймовое моделирование концепта ирреальность (на материале английского и украинского языков) // Лингвоконцептология: перспективные направления: монография / авт. кол.: А.Э. Левицкий, С.И. Потапенко, О.П. Воробьева и др.; под. ред. А.Э. Левицкого, С.И. Потапенко, И.В. Недайновой. Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2013. – 624 с.
8. Рыжкина, А. А. О методах анализа концепта / А. А. Рыжкина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 11(172). – С. 117-120.
9. Сергеева, Е. Н. Понятие концепта и аспекты его изучения в современной лингвистике / Е. Н. Сергеева // Вестник ВЭГУ. – 2009. – № 3(41). – С. 72-85.
10. Татарская, Д. А. Понятие "концепт" в системе наук о культуре / Д. А. Татарская // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 4(37). – С. 287-293.
11. Чибышева, О. А. Концепт "Женщина" в русской и английской фразеологии (на материале предметных фразеологизмов, именующих женщину): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Чибышева Ольга Анатольевна. – Челябинск, 2005. – 250 с.
12. Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / А. П. Чудинов. - Урал. гос. пед.ун-т. Екатеринбург, 2003. – 248 с.
Читать дальше