ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ В ПОЭЗИИ 6 1.1 Роль цветообозначений в поэтическом тексте 6 1.2. Цветообозначения в структуре поэтического текста 7 ГЛАВА 2. ГАММА ЦВЕТОВ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА 9 2.1. Синева в поэзии 9 2.2 Золотисто-желтый цвет 11 2.3. Малиновый цвет 12 2.4. Контраст белого и черного 13 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ С. ЕСЕНИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТА 16 3.1. Использование имен прилагательных для обозначения цвета 16 3.2. Использование имен существительных для обозначения цвета 17 3.3. Использование глаголов для обозначения цвета 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Роль цвета в поэзии С.Есенина / Содержательные интерпретации закономерностей функционирования цветообозначений в идиостиле автора

курсовая работа
Литература
24 страниц
71% уникальность
2023 год
16 просмотров
Шилин А.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ В ПОЭЗИИ 6 1.1 Роль цветообозначений в поэтическом тексте 6 1.2. Цветообозначения в структуре поэтического текста 7 ГЛАВА 2. ГАММА ЦВЕТОВ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА 9 2.1. Синева в поэзии 9 2.2 Золотисто-желтый цвет 11 2.3. Малиновый цвет 12 2.4. Контраст белого и черного 13 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ С. ЕСЕНИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТА 16 3.1. Использование имен прилагательных для обозначения цвета 16 3.2. Использование имен существительных для обозначения цвета 17 3.3. Использование глаголов для обозначения цвета 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Читать дальше
Актуальность исследования. По мнению П.А. Потебни, любовь к чистым и ярким цветам - это свойство наивного ума, сохранившегося от цивилизации. Обладая этим качеством, поэт Сергей Есенин углублял свое восприятие красок тонкими впечатлениями от реального мира. Будучи народным поэтом, Сергей Есенин включил в свою поэтическую систему цветовую гамму, предпочитаемую с незапамятных времен.


Ищете компанию, где можно заказать рефераты ? Заходите на сайт Work5.


Впечатления от цвета передавались в его звучных стихах, которые во многом перекликаются и повторяют цвета, встречающиеся в народной вышивке, фресковой живописи и устной народной поэзии. Он подходил к цвету как мастер, как философ. У Есенина был глаз, который очень тонко воспринимал особенности красок природы. В его стихах нет однообразия. Цветовые номинации могут выражать не только цвет, но и другие понятия: они служат для передачи эмоций, душевных переживаний. Их восприятие и использование в художественном тексте во многом субъективно. Степень разработанности проблемы. Цвет - неотъемлемая часть авторского образа мира. Цвет всегда занимал важное место в человеческой культуре, будучи тесно связанным с философским и эстетическим пониманием мира. Цвет, хотя и выражен материально в языковой форме, одновременно является «знаковой моделью». Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора. Они выполняют в художественном тексте три основные функции: смысловую, описательную (цветовые эпитеты используются писателем для наглядности описания) и эмоциональную (определенный образ воздействует на чувство). Средства выразительности художественно многогранны, сложно взаимосвязаны и взаимозависимы. Теоретическое значение изучение цветообозначения С.А. Есенина -возможность воссоздать яркую цветовую картину мира поэта, которая складывается благодаря использовании разнообразных частей речи со значением цвета. В лингвистике, – как отличает С. Упорова, – системный подход к цветонесущей лексике пока не выработан . Практическое значение изучение цветообозначения является выявление состава поля цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии С.А. Есенина, а также установление особенностей его функционирование в произведениях поэта. Задачами курсовой работы являются: • выявление цветообозначений - различных частей речи в поэзии С. Есенина; • определение особенностей функционирование цветообозначений и их ассоциативно-смысловых связей в поэтическом тексте; • характеристика сочетаемости цветообозначений и выявление роли контекстуальных связей в смысловой нагрузке компонентов со значением цвета. Важным представляется следующее: 1) слово-цветообозначение изначально эмоционально окрашено, оно упорно рвётся из рамок просто обозначения цвета и стремится выразить наше к нему отношение; 2) цвет может быть выражен эксплицитно (путём прямого называния цвета или признака по цвету), и имплицитно (путём называния предмета, цветовой признак которого закреплён в быту или культуре на уровне традиции). Анализ цветовой лексики в художественном тексте должен учитывать все формы выражения цвета. С точки зрения литературоведения, текст должен рассматриваться как художественное целое, одним из элементов которого является цвет. Изучение цвета в этом случае предполагает анализ всех художественных средств, с помощью которых представлен цвет, расположение тонов в тексте. Необходимо рассмотреть семантику представленных в тексте тонов и цветовых сочетаний, соответствие этой семантики традиционным значениям цвета или его трансформации в творчестве автора. Актуальность изучения темы цветообозначения отдельного поэта дает нам возможность не только определить красочный образ мира в его поэзии, но и углубить существующее понимание его мировоззрения, что важно для изучения личности и творчества поэта. Объектом исследования являются поэтические тексты Сергея Есенина, которые были избраны по признаку наличия в них цветообозначения. Предметом исследования являются особенности проявления и функционирования цветописи, а также выявление специфики воплощения цветописи в поэзии С. Есенина. Цель исследования - изучить поэзию С. Есенина, выявить особенности функционирования цветописи в поэтическом мире С. Есенина в соответствии с темой курсовой работы. В работе рассмотрена цветопись как структурный элемент образного сознания С. Есенина; как смысловой центр, объединяющий все уровни текста и способствующий реализации авторского замысла; ее многофункциональность; динамику развития цветовой палитры в определенных периодах творчества поэта. Работая над исследованием были использованы литературоведческие материалы Бердникова К., Петренко В., Кочнова К.А. и др. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
Цвет - это очень уникальное явление. Цвет многократно дублируется: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, т.е. генерировать внутреннее цветовое пространство. Цвет включает в себя возможности как логического (концептуального), так и эйдического (чувственного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно почувствовать. Исследования цвета в литературе представляют большой научный интерес, проводится анализ конкретных произведений, творчества писателя в целом, литературных направлений, стилей с точки зрения цвета. Поэтика цвета влияет, а точнее подчиняет себе поэтику художественного пространства, которое характеризуется не только устойчивыми знаками, но и цветом. Цвет часто используется в эпитетах. Все цвета наделены определенным смыслом, который оживляет стихотворение. Читатель блестяще представляет образ, описанный поэтом, чувствует лирического героя. Автор не использует тона для украшения произведений. Слова Есенина основаны на различии эмоциональных идеалов. Зависимость эмоции от цвета можно проследить на следующих этапах: субъективные ощущения; эмоциональные переживания. С помощью тонов писатель передает чувство сострадания, отвращения, любви, гордости, восторга. Лексический повтор используется для привлечения внимания читателя к определенной эмоции. Тест содержит вопрос о значении картин. Их основная роль в поэзии Есенина.: • Образное воспроизведение реального мира; • Передача чувств; • Знакомство читателей с вопросами, беспокоящими автора; • Эстетическая оценка окружающего мира. В исследовании были изучены поэтические тексты С. Есенина, в композиции которых присутствуют слова с цветовыми значениями. В построении художественного текста С. Есенина важную роль сыграл выбор цветовых значений и их использование. Характер использования слов со значением цвета в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность. Лирическая поэзия удивительно богата и многогранна по своей духовной выразительности, искренности чувства и драматизму, по искренней эмоциональности и человечности, лаконичности и живописности образов. Настроение поэта основывается на красочных деталях пейзажа, а они - в свою очередь - обостряют чувства и мысли, раскрывают их глубинное течение. В стихах Есенина разнообразны оттенки красного: розовый, алый, багровый, пунцовый; оттенки желтого часто приобретают "металлическое" звучание: золотой, медный; много зеленого, синего и голубого. Есть белый, черный и серый цвета, но в целом есенинские стихи окрашены в чистые, ясные, нежные и яркие цвета и оттенки. По-особому «ведет себя» слово в поэзии, ведь поэзия - это средство формальной организации слов, в котором происходит чрезвычайное умножение и Усложнение семантики почти каждого из них, его засорение дополнительными значениями, коннотациями, после чего новые значения не свойственны этому слову в Цвет в Поэзии С. Есенина становится не столько носителем реального цвета, сколько средством выражения эмоциональной оценки, передает индивидуальный "субъективно окрашенный" образ предмета, явления, мысли, чувства. В этом эмоциональном и субъективном мире все реальные цвета приобретают множество неожиданных звучаний. Помимо прилагательных-значений цвета, существуют существительные и глаголы с цветовым значением. Чаще всего встречаются цветовые значения синий, зеленый, серебряный, перламутровый, а также глаголы типа синий, золотой, белый, зеленый и т.д. В своих произведениях Сергей Есенин использовал многие краски, которые поэт позаимствовал у русской природы. Трудно найти хотя бы ещё одного поэта, у которого цвет играл бы такую важную роль, как в творчестве Есенина. Так, голубой и синий — любимые цвета Сергея Есенина. Ведь этот цвет присутствует в природе всегда, независимо от погоды и времени года. В нем могут поменяться только оттенки. «Теплая синяя высь», «синеющий залив», «синие чащи», «синие рощи», «равнинная синь», «деревенская синь», «синеют кругом небеса», — такие тона можно часто увидеть в стихотворениях Есенина. Однако, как только светлое настроение у писателя сменяется мрачным, он использует в своём творчестве чёрный цвет. «Вечер чёрные брови насопил», — именно с таких слов начинается одно из самых трагических произведений Сергея Есенина. Здесь поэт пребывает в состоянии глубокого душевного кризиса. Одно из самых мрачных своих стихотворений Есенин назвал просто: «Чёрный человек». Таким образом, с помощью цветовой гаммы Есенин выражал тончайшие оттенки чувств. Это отличает Есенина не только от других отечественных поэтов, но и от многих мировых мастеров слова. Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» - с грустью признавался поэт. Во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял он одной привязанности, т.е. любви к родине. Его признали народом. Ведь что может быть выше для художника слова, если его произведения не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей. У есенинских стихов судьба именно такая.
Читать дальше
1. С.А. Есенин Сочинения. // Художественная литература 1988 г. 2. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. - Том III. - Москва 1970. 3. Э. Хлыстаков. Неизвестный С. Есенин. // Москва 1990 г. 4. Бельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990. 5. Бердникова К., Петренко В. Цвет в поэзии С. Есенина и А. Блока как проекция их жизненного пути и творчества. //Творчество в искусстве – искусство творчества. - М.: Наука, 2000. 6. Белоусов В. Сергей Есенин. Литературная хроника. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1969. – 301 с. 7. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. – Вестн. Моск. ун-та –1988. – №3. 8. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979. 9. Губашова Я.А., Щенникова Д.С. Человек и природа в художественном мире С. Есенина // Научный альманах. – Тамбов, 2015. – № 9. – С. 1591–1594. 10. Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина // Литература в школе. – 2004. – № 2. – С.7–12. 11. Как жил Есенин: Мемуарная проза. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1992. – 384 с. 12. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 11 (39). – С. 51–54. 13. Кочнова К.А. К вопросу об изучении языковой картины мира писателя // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 4. – С. 4 14. Кочнова К.А. Языковая картина мира писателя: аспекты и методы исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. – 2015. – № 3. – С. 53–56. 15. Мирошников В.М. «Черный человек» С. Есенина и «Мелкий человек» Л. Леонова // Литература в школе. – 2009. – № 5. – С. 20–22. 16. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность, творчество, эпоха. – Ленинград: Лениздат, 1969. – 491 с. 17. Новиков Д.С. Любовь в художественной картине мира С. Есенина // Инновационная наука. – 2015. – № 11. – С. 250–252. 18. Осипов Ю. Поэт земли русской: Сергей Есенин // Смена: Литературно-художественный журнал. – 2015. – № 9. – С. 11–25. 19. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / [Вступит. статья А.А. Козловского]. – М.: Худож. литература, 1986. 20. С. А. Есенин. Собрание сочинений. Том 1. М: Художественная литература, 1966. [https://royallib.com/read/esenin_sergey/tom_1_stihotvoreniya.html#0] 21. Шишкина Е.А. Певучая душа России. Есенин и музыка: литературно-музыкальный вечер. // Литература в школе: Научно-методический журнал. – 2013. – № 10. – С. 38–42.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Основы педагогической деятельности А.С. Макаренко
Количество страниц:
27
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Социальные гарантии занятости
Количество страниц:
45
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Рынок труда
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image