Китайский фарфор – феноменальное явление в истории мировой цивилизации, уникальное, как с точки зрения совершенной технологии, так и художественных достижений. На протяжении веков, он отражал все основные тенденции времени и в свою очередь влиял на развитие других видов искусства не только в Китае, но в других странах Востока и Запада. Фарфор поистине можно назвать энциклопедией китайской жизни, истории, мифологии, литературы, театра, живописи, обрядов, связанных с традиционными праздниками, поскольку все перечисленное, нашло отражение в сюжетной тематике росписей, а также в функционировании самих предметов. Из этого, обладающего прекрасными свойствами пластического материала на протяжении веков было создано огромное количество разнообразных по формам и назначению предметов: от маленьких капельниц для туши до монументальных садовых аквариумов, предметов мебели и деталей архитектурного убранства.
Историческое развитие китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В течение всего этого огромного периода шла очень интенсивная, последовательная работа по улучшению качества черепка и глазури, по поиску новых форм и художественных приемов.
Необходимо подчеркнуть, что фарфор как ярчайшее самобытное явление китайского искусства был связан со всем комплексом сложных историко-культурных перемен, происходивших в стране. Особенность данной эпохи состоит в том, что, наряду с сохранением традиционных устоев, даже в переломные моменты истории происходит смена приоритетов в искусстве. Фарфор как никакой другой вид декоративного искусства данного периода отразил процессы, связанные с ростом городов и демократизации культуры в целом, такие, как развитие художественной прозы, драмы, повествовательной живописи, народного лубка нянъхуа. Это в свою очередь проявилось в необыкновенно широком распространении фарфора среди всех слоев населения, в изменении его облика, в обогащении сюжетной основы и декорировки. Целый ряд произведений с росписью можно рассматривать как подробные иллюстрации к известным литературным произведениям и историческим событиям.
Фарфор отразил не только запросы и эстетические представления придворных кругов и интеллектуальной элиты, но и третьего сословия, благодаря чему он широко входит в повседневный быт, приобретая иные формы, более упрощенную и порой несколько «наивную» трактовку декора.
Этот вид искусства был связан с технологическими достижениями в производстве. Развитие стиля фарфора зависело от вкусов заказчиков, от запросов как внутреннего, так и внешнего рынков. Этот вид искусства еще с периода средневековья стал предметом экспорта, в связи с чем происходил жесткий контроль над его производством со стороны императорского двора.
В настоящее время, в развитии современного керамического искусства, традиционное керамическое искусство также необходимо, чтобы дать ему необходимые художественные питательные вещества. Весь мир восхищается традиционным гончарным искусством Китая.
Бессмертное мастерство, созданное в прошлых династиях, –расписная керамика, тан санкай кай, фарфор Jun, цвет морской волны, черная керамика и т.д. – покорило глаза людей всего мира своими собственными технологиями и мастерством.
Технология и мастерство традиционной глиняной посуды являются основой современной глиняной посуды. Разработка современной глиняной посуды также стимулируется постоянным использованием для украшения обеденного стола, в интерьере дома. Использование в современном доме традиционной глиняной посуды также связано с постоянным поиском нового визуального рисунка, что отличает от традиционной керамики.