Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В изучаемый период времени самодержавная Россия начала трансформироваться в конституционную, что документально зафиксированно Манифестом 17 октября 1905 г. и Основными Государственными Законами империи редакции 23 апреля 1906 г. Возникшая в ходе реформ Государственная Дума приняла на себя законодательную функцию, тем самым ограничила власть царя, которая была до этого момента безраздельной.
Думская Россия в основных чертах соответствовала распространенным признакам конституционного государства. Однако стоит отметить, что принципы конституции нашли в ней неполное понимание и выражение. Вместе с тем, важно помнить, что конституционный строй складывался в России в неспокойный исторический период, обусловленном массовыми волнениями, что является не самым лучшим временем для установления конституционных порядков.
В условиях внутренних междоусобиц крайне непросто добиться действия конституции. Действия, противоречащие конституции, которые совершало царское правительство, можно объяснить не только происками старой бюрократии или злонамерением императора Николая II, но и теми условиями государственного существования, в которых пребывала Россия в то время, а также бессистемным введением конституционных основ, выглядевшим как уступка крайним силам.
Производить конституционное реформирование правильнее с позиции государственной силы, а не слабости или страха. Можно предположить, что если бы правительство преступило к конституционному переустройству после установления в стране мирного, спокойного положения, ему не пришлось бы спешно переделывать и исправлять основные законы, которые оказались несовершенными в виду поспешности принимаемых решений.
2. Основные Государственные Законы империи редакции 23 апреля 1906 г. стали своего рода первой конституцией России, главным источником для которых послужил Высочайший манифест 17 октября 1905 г. Манифест, в свою очередь был фактическим отказом императора от незыблемости собственной власти. С юридической точки зрения Основные Законы соответствовали параметрам писаной конституции. И тот факт, что эта конституция не называлась таковой или была октроирована, нисколько не умаляет ее юридического значения.
Принимая во внимание несовершенство первой русской конституции, стоит отметить её востребованность. Права человека, которые постулировались в конституции, вполне могли быть достигнуты. Согласно принципов вписанных в Основные Государственные Законы большая часть населения, а именно крестьяне, получали равные права с так называемыми привилегированными слоями общества, да и в целом официальные власти не чинили препятствий для осуществления прав собственности и предпринимательства, а также не мешали свободе покидать и возвращаться в свою страну.
С другой стороны мы можем отметить, что население страны было стеснено в политических правах. Что само по себе не удивительно, так как эти права были даны в условиях беспорядков, которые усиливали напряжённость в стране.
Думская монархия не способствовала появлению «открытого» общества, и конституционная свобода в ней была все же весьма дозированной. Вместе с тем, нужно понимать, само политическое устройство думской России вполне можно назвать переходным от авторитарного к правовой государственности.
3. Механизм конституционного правления формировался за счёт разделения власти, который, в свою очередь, был основой для конструкции думской России. Парламенту принадлежала законодательная власть. А император оставался официальным главой государства, имевшим большие, но в то же время ограниченные административные возможности.
Исполнительную власть император делил с Правительством, которое становилось независимым от власти царя политическим учреждением.
4. Конституционный режим, который сложился в России в результате преодоления политического кризиса 1905г, стал двойственным. Двойственность конституционного режима заключалась не только в отсутствии министерской ответственности перед парламентом, но и в законоположениях, в которых содержательно монархическое начало преобладало над республиканским.
Влияние императора в конституционной России на государственную жизнь и нравственное состояние общества были гораздо сильнее влияния парламента, к которому бюрократия испытывала явное недоверие. Несмотря на все законопроекты, глобально верховная власть и государственный порядок в большей степени отождествлялся именно с монархом, а не с возникшим народным представительством. Таким образом в руках императора была не просто законодательная, а государственная инициатива, позволявшая ему формировать государственную волю и намечать государственные мероприятия. Парламент включался в работу после предложенных царём законодательных решений, одобряя или отвергая их.
В то же время конституционная Россия имела все юридические основания со временем обратиться в монархию вполне представительную. Переход дуалистической монархии в парламентарную, а затем символическую служит общей закономерностью конституционной эволюции.