В начале 90х гг. после того как распался СССР, и произошло разрушение геополитической системы поменялась вся глобальная система международной безопасности. Основной источник хаоса стал глава Альянса – США, начавший свой продолжительный “натиск на Восток” за счёт поглощения бывших государств – членов ОВД и некоторых бывших республик СССР. К тому же непонятная ситуация образовалась в Балтийском регионе с вступлением в блок Прибалтийских государств с 2004 г. Кроме Калининградской области НАТО полностью контролирует южное побережье Балтийского моря, помимо этого контроль приходится и на выход в Атлантику через Датские проливы. По мнению руководства НАТО, логическим завершением процесса превращения Балтийского моря во “внутреннее озеро НАТО” было бы вступление в этот военно-политический блок Швеции и Финляндии.
Геополитическое положение очень схоже, модель экономического развития и социального тоже идентичны, опыт долгосрочного сотрудничества с Альянсом эти двух стран кидают вызов. Граница России с Финляндией длиною 1300 км, трудный и долгий опыт двух войн в ХХ в., сейчас данные страны являются большими торговыми партнёрами. Швеция же географически более удалена от России, да и общей границы не имеется. Говоря о торговом обороте, то он в 2,5 меньше, чем у России с Финляндией. Швеция же все-таки для НАТО как член важнее Финляндии, по причине того, что она контролирует центральную часть Балтийского моря, тем самым играет огромную роль в обеспечении безопасности Латвии, Эстонии и Литвы.
Прошло 20 лет сотрудничества с НАТО, которое началось с «Партнерства ради мира» еще в 1991 году, Швеция стала одним из пяти союзников, которые получили шанс расширить возможности для диалога и партнерства с НАТО на саммите в Уэльсе. Данный статус дает возможность по расширению платформы для развития лояльных и гибких отношений.
Пример присоединения Швеции к НАТО наглядно демонстрирует то, как сильно переплетаются внутренняя и внешняя политика, а также в какой степени они зависят от глобальных процессов, происходящих в современном мире. В сознании политиков Швеции идея о присоединении к НАТО длительное время дозревала, было постепенное выхолащивание трактовки понятия «нейтралитет». Ведь данное понятие подменялось термином «неучастие в военных союзах», и шведское правительство долго не решалось самостоятельно заявиться в НАТО, ключевым моментом для этого стала оценка шведским обществом специальной военной операции РФ на Украине, воспринимающаяся для них угрозой национальной безопасности. Такое решение было взвешенным и ориентировалось на мнения большинства, на мнение коллектива политических и общественных кругов. Практическая же часть плана присоединения к НАТО на практике напоролась на ряд препятствий внутриполитического характера, а также внешнеполитического. Для преодоления данных барьеров требуется приложить колоссальные усилия, и многое будет зависеть от самой международной ситуации на мировой арене.
Итак, для Швеции всегда был важен нейтральный курс политики внешней для обеспечения собственной безопасности перед началом Первой мировой войны. Нейтралитет Швеции и Финляндии признан международным феноменом в эпоху биполярной системы. Хотя в годы «холодной войны» политика нейтралитета Швеции была более формальной. Нейтралитет же Финляндии был более закономерен и оправдан. Естественно видно, что эта страна зависит напрямую от торговли с СССР, но своими такими действиями она не наносила вреда странам Запада и себе. Во времена «холодной войны» Швеция была связана некими отношениями с СССР и не могла полностью держать дистанцию от НАТО, как Финляндия, нейтралитет которой воспринимался как данность. В то время взаимоотношения между нейтральной Швецией и НАТО сводилось к тайным операциям и тайному общему оперативному планированию еще с 1950 г.
Сейчас Швеция стоит на пути вхождения в НАТО, однако стать членом Альянса пока нет возможности. Недопонимания с Турцией усугубили данную ситуацию, но американские политики наивно полагают, что Швеция все-таки вступит в Альянс к моменту саммита стран, который пройдет 11-12 июля в Вильнюсе.
Стоит акцентировать внимание на том, что взгляды политических шведских партий прямо влияют на путь вступления в НАТО своей страны. Очевидно, что вопрос вступления Швеции в Североатлантический Альянс возник не после 24 февраля 2022 г., а гораздо раньше, еще на заре интеграции Швеции в европейское сообщество. Главным аргументом было то, что страна больше не придерживается политики нейтралитета, является изменение геополитической реальности, вызванное началом специальной военной операции на территории Украины. Наиболее актуальной для Швеции дискуссия о членстве в НАТО стала после присоединения в 2014 г. к России Крымского полуострова: правительство страны опасалось возникновения угроз со стороны России. Членство в НАТО в таком случае давало бы стране гарантии безопасности и помощи от других стран-членов Североатлантического альянса. Немаловажным является и факт вступления Финляндии в Альянс. Швеция и Финляндия постоянно взаимодействуют на политическом, экономическом и культурном уровнях, а также имеют общее прошлое, что в некотором роде делает их зависимыми друг от друга. Поэтому можно предположить, что принятие решения финской стороной повлияло на риксдаг. Как было сказано выше, возможность в случае конфликта получить помощь от Финляндии – ближайшего союзника Швеции – исчезает, если Финляндия одна вступит в НАТО. Гарантия безопасности в рамках военного блока является более надежной, чем исторически обусловленное сотрудничество. Однако часть шведских политических сил придерживается мнения о сохранении политики нейтралитета. Такие шведские партии, как Левая партия и Партия зелёных, по-прежнему не рассматривают шведский нейтралитет как пережиток прошлого. Следует отметить, что, будучи нейтральным государством, Швеция занимала особое место на международной политической арене, выполняя функции «медиатора» и миротворца, и транслируя ценности, закрепленные в Уставе ООН. Теперь же, после принятия правительством решения о присоединении в НАТО, министрами иностранных дел Швеции и Финляндии подписали протокол о вступлении. В настоящее время идет процедура ратификации документов странами-членами Альянса.