Поможем написать диссертацию на заказ в Нижнем Новгороде Просто заполните форму на сайте Work5.
[11] Вопросы развития познавательного интереса младших школьников рассматривали в своих работах отечественные психологи: Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.М. Гуревич, В.П. Зинченко, В.И. Капинос, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др. [1,12,18] Вопросам использования интерактивных технологий, в частности, виртуальных экскурсий в развитии младших школьников посвящены исследования Н.П. Алешиной, В.П. Беспалько, Н.Н. Михайловой, А.П. Панфиловой, М.Г. Савельевой, И.В. Ярошинского, и других. [17] Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе. Если дети дошкольного возраста задают вопросы взрослым, то, как правило, взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Взрослые зачастую используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Дома дети не обсуждают со взрослыми прочитанные книги. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте является важнейшей составляющей учебного процесса. Именно он побуждает интерес у детей к наблюдению, сравнению и описанию. В этом возрасте познавательный интерес в большей мере определяется таким новообразованием психики, как стремление к самостоятельности, и стремление к взрослению. Но не всегда удается достичь высокого уровня развития познавательного интереса учащихся, используя традиционные методы и формы организации учебной работы. И как следствие на пороге начальной школы мы видим первоклассника, у которого плохо сформирован познавательный интерес и учителю важно организовывать уроки так, чтобы решение учебных сложных задач приносило младшему школьнику радость, удовлетворение, пробуждало желание снова и снова познавать новое. Появляется необходимость развивать познавательный интерес посредством использования разнообразных методов, одним из которых является дидактическая игра, которую можно рассматривать как некий переход от игровой к учебной деятельности. Значительный вклад в решение проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные психологами и педагогами А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанским, Г.И. Щукиной, К. Д. Ушинским, Н. А. Добролюбовым, А.Кунанбаевым, Ж. Аймауытовым и др. [10] Выше описанная ситуация определяет актуальность выбранной темы развития познавательного интереса учащихся и является современной. Противоречие 1 определяется необходимостью между формированием познавательного интереса младших школьников и недостаточным применением игры для совершенствования данного интереса. Противоречие 2 между познавательным интересом обучающихся и применение игры в развитии, с одной стороны необходимо разработать комплекс игр для развития познавательного интереса, с другой стороны недостаточным использованием возможностей дидактической игры по его формированию на уроках окружающего мира. Проблема исследования: каковы педагогические условия, влияющие на формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира? Выделенная проблема и противоречие позволили сформулировать тему исследования: «Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» Объект исследования: формирование познавательного интереса младших школьников. Предмет исследования: организационно-методические условия использования дидактических игр для формирования познавательных интересов младших школьников. На основании поставленной цели и сформулированных задач можно выдвинуть следующую гипотезу: мы полагаем, что использование дидактических игр помогает в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира. Таким образом с помощью дидактической игры возможно развитие познавательного интереса учащихся – данным фактом обусловлена актуальность исследования. Цель исследования: изучение особенностей формирования познавательного интереса младших школьников посредством дидактических игр Задачи исследования: 1. Раскрыть понятия «познавательного интереса» в психолого -педагогической литературе. 2. Охарактеризовать дидактические игры. 3. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у младших школьников средствами дидактической игры. 4. Выявить уровень познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира. 5. Разработать серию игр по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры. 6. Провести повторную диагностику. В данной работе нами были использованы такие методы исследования, как: - теоретические: анализ литературы по данной проблеме, отбор информации, синтез; - эмпирические: метод обобщения и систематизации выводов и результатов исследования, метод наблюдения и диагностики. Теоретико-методологическая основа. Глоссарий: Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями [11]. Младший школьник – это возраст границы, которого от 6 до 11 лет [1]. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, направленные на решение конкретных задач в обучении учеников, но в то же время в них возникает воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [15]. Творческая, или педагогическая, мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя [2]. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [9]. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка [20]. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного [4].