ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................4 1. Теоретические основы дидактической игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.....................................................................................................................................8 1.1 Анализ понятия «познавательного интереса» в психолого -педагогической литературе..........................................................................................................................8 1.2 Характеристика дидактической игры......................................................................13 1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников......................................................................................................................19 Выводы по первой главе.................................................................................................24 1. Опытно-экспериментальное исследование Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира...................................................................................................................................25 2.1 Уровень познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира..........................................................................................................25 2.2 Серия по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры...................................................................................................................................29 2.3 Повторная диагностика.............................................................................................39 Выводы по второй главе ................................................................................................40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................................................44 ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета……………………………………………………………………..46 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Количественный анализ сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…………………………………….….48 ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по окружающему миру………………………………...50 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количественный анализ сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………56

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
71% уникальность
2023 год
76 просмотров
Титаренко Я.
Эксперт по предмету «Игровые методики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................4 1. Теоретические основы дидактической игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира.....................................................................................................................................8 1.1 Анализ понятия «познавательного интереса» в психолого -педагогической литературе..........................................................................................................................8 1.2 Характеристика дидактической игры......................................................................13 1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников......................................................................................................................19 Выводы по первой главе.................................................................................................24 1. Опытно-экспериментальное исследование Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира...................................................................................................................................25 2.1 Уровень познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира..........................................................................................................25 2.2 Серия по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры...................................................................................................................................29 2.3 Повторная диагностика.............................................................................................39 Выводы по второй главе ................................................................................................40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................................................44 ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета……………………………………………………………………..46 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Количественный анализ сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…………………………………….….48 ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по окружающему миру………………………………...50 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Количественный анализ сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………56
Читать дальше
Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности младших школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию познавательного интереса у обучающихся. Теоретическая значимость работы состоит в выработке самостоятельного опыта сбора, обработки, анализа и полезного использования полученной информации для постановки и достижения поставленных целей. Исследование вносит свой вклад в изучение проблематики развития познавательного интереса младших школьников с помощью современных методов, к которым можно причислить виртуальные экскурсии. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные учебно-методические материалы могут быть реализованы в работе по развитию познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательного интереса, согласно Федеральному Государственному Стандарту Начального Общего Образования (далее по тексту – ФГОС НОО), является приоритетным основанием обеспечения преемственности начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. [2] Во ФГОС НОО определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться.


Поможем написать диссертацию на заказ в Нижнем Новгороде Просто заполните форму на сайте Work5.


[11] Вопросы развития познавательного интереса младших школьников рассматривали в своих работах отечественные психологи: Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.М. Гуревич, В.П. Зинченко, В.И. Капинос, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин, и др. [1,12,18] Вопросам использования интерактивных технологий, в частности, виртуальных экскурсий в развитии младших школьников посвящены исследования Н.П. Алешиной, В.П. Беспалько, Н.Н. Михайловой, А.П. Панфиловой, М.Г. Савельевой, И.В. Ярошинского, и других. [17] Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе. Если дети дошкольного возраста задают вопросы взрослым, то, как правило, взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Взрослые зачастую используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Дома дети не обсуждают со взрослыми прочитанные книги. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте является важнейшей составляющей учебного процесса. Именно он побуждает интерес у детей к наблюдению, сравнению и описанию. В этом возрасте познавательный интерес в большей мере определяется таким новообразованием психики, как стремление к самостоятельности, и стремление к взрослению. Но не всегда удается достичь высокого уровня развития познавательного интереса учащихся, используя традиционные методы и формы организации учебной работы. И как следствие на пороге начальной школы мы видим первоклассника, у которого плохо сформирован познавательный интерес и учителю важно организовывать уроки так, чтобы решение учебных сложных задач приносило младшему школьнику радость, удовлетворение, пробуждало желание снова и снова познавать новое. Появляется необходимость развивать познавательный интерес посредством использования разнообразных методов, одним из которых является дидактическая игра, которую можно рассматривать как некий переход от игровой к учебной деятельности. Значительный вклад в решение проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные психологами и педагогами А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанским, Г.И. Щукиной, К. Д. Ушинским, Н. А. Добролюбовым, А.Кунанбаевым, Ж. Аймауытовым и др. [10] Выше описанная ситуация определяет актуальность выбранной темы развития познавательного интереса учащихся и является современной. Противоречие 1 определяется необходимостью между формированием познавательного интереса младших школьников и недостаточным применением игры для совершенствования данного интереса. Противоречие 2 между познавательным интересом обучающихся и применение игры в развитии, с одной стороны необходимо разработать комплекс игр для развития познавательного интереса, с другой стороны недостаточным использованием возможностей дидактической игры по его формированию на уроках окружающего мира. Проблема исследования: каковы педагогические условия, влияющие на формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира? Выделенная проблема и противоречие позволили сформулировать тему исследования: «Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» Объект исследования: формирование познавательного интереса младших школьников. Предмет исследования: организационно-методические условия использования дидактических игр для формирования познавательных интересов младших школьников. На основании поставленной цели и сформулированных задач можно выдвинуть следующую гипотезу: мы полагаем, что использование дидактических игр помогает в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира. Таким образом с помощью дидактической игры возможно развитие познавательного интереса учащихся – данным фактом обусловлена актуальность исследования. Цель исследования: изучение особенностей формирования познавательного интереса младших школьников посредством дидактических игр Задачи исследования: 1. Раскрыть понятия «познавательного интереса» в психолого -педагогической литературе. 2. Охарактеризовать дидактические игры. 3. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у младших школьников средствами дидактической игры. 4. Выявить уровень познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира. 5. Разработать серию игр по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры. 6. Провести повторную диагностику. В данной работе нами были использованы такие методы исследования, как: - теоретические: анализ литературы по данной проблеме, отбор информации, синтез; - эмпирические: метод обобщения и систематизации выводов и результатов исследования, метод наблюдения и диагностики. Теоретико-методологическая основа. Глоссарий: Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями [11]. Младший школьник – это возраст границы, которого от 6 до 11 лет [1]. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, направленные на решение конкретных задач в обучении учеников, но в то же время в них возникает воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [15]. Творческая, или педагогическая, мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя [2]. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую [9]. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка [20]. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного [4].

Читать дальше
В результате рассмотрения психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса, мы смогли увидеть значимость его содержания и роль в структуре мотивов учения. «Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников» [Цит. по 3]. Он выступает важным фактором обучения и в то же время является жизненно необходимым фактом становления личности. По мнению Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, «…познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер». Так мы пришли к выводу, что формирование у обучающихся познавательного интереса необходимо уже в начальных классах, от этого во многом будет зависеть дальнейшая учебная деятельность младших школьников. Формирование познавательного интереса играет большую роль в их жизни, так как именно этот интерес способствует наиболее продуктивному способу усвоения материала, максимальной активации мыслительных операций и приобретению навыков и умений. Важность развития познавательного интереса у младших школьников в системе обучения не вызывает сомнений. Но остается вопрос, какой способ будет наиболее эффективен. Изучив достаточное количество психолого-педагогической литературы, можно уверенно сказать, что одним из эффективных способов активизирования познавательного интереса в начальной школе будет являться дидактическая игра. Мы остановились на следующем определение понятия «Дидактическая игра – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». Необходимо отметить одну важную особенность дидактической игра, будучи созданной в учебных целях она остается игрой. Что и привлекает в ней младших школьников. Вопрос об использовании игры в обучении стоял давно, к нему обращались Я. А. Коменский, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина и др. Перед нами была поставлена цель, которая заключалась в следующем – выявить уровень развития познавательного интреса у младших школьников, уровень познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность и применение на уроках дидактических игр. Так было анкетирование по определению уровня познавательного интереса к предмету ОКМ у детей младшего школьного возраста». По результатам проведенных методик мы пришли к выводу, о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса младших школьников по средствам дидактических игр на уроках окружающего мира. Подобранные дидактические игры можно будет легко встроить в любой этап образовательного процесса, эти игры совмещают в себе два начала, учебное и игровое, созданные для достижения познавательной задачи они остаются игрой, облегчая процесс усвоения знаний. Выполняя правила игры, обучающиеся учатся сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, честность, дисциплинированность, умение действовать сообща и т.д. Что непременно способствует всестороннему развитию личности. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Контрольный эксперимент, проведенный после формирующего, показал, что ребята стали более активны на уроках, сами уроки стали интересней, повысилась успеваемость. Таким образом, цель работы достигнута задачи выполнены.
Читать дальше
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] / Н. П. Аникеева. – Москва : Прогресс, 2018. – 123 с. 2. Бижова, Т. В. Роль дидактической игры на уроках и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся [Текст] / Т. В. Бижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. – 2020. – № 7. – С. 33- 37. 3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2021. – 352 с. 4. Борисова, Н. В. Дидактические условия использования игровых технологий [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Борисова, А. М. Князев. – Москва : Изд-во Домодедово, 2008. – 59 с. 7. 5. Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] : учеб. пособие / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – Ереван : Изд-во Луйс, 2002. – 218 с. : ил. 46 6. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] : учебное пособие / А. Ю. Дейкина. – Москва : Изд-во Просвещение, 2010. – 345 с. 11. Емельянова, Т. В. Игровые технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. – 88 с. : ил. 7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СанктПетербург : Питер, 2011. – 502 с. 8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Изд-во Академия, 2018. – 176 с. 9. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст] / Я. А. Коменский. – Санкт-Петербург : Типография А. М. Котомина, 2019. – 281 с. 10. Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Текст] / Мария Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 51-56. 11. Леонтьев, А. Н. О диагностических методах психологического исследования школьников [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов // Хрестоматия по возрастной и педагогически психологии. – 2011. – № 5. – С. 12-31. 12. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – Москва : Изд-во Смысл, 2019. – 422 с. : ил. 13. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова. – Москва : Просвещение, 2008. – 104 с 14. Меньшекова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Елена Меньшекова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 16-20. 47 15. Нугаева, А. К. Дидактические игры как средство формирование экологических знаний у младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / А. К. Нугаева. // Сборник статей по итогам научноисследовательской работы студентов и аспирантов ЮУрГГПУ за 2020 – 2021 учебный год. – Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2020. – С. 204-208. 16. Нугаева, А. К. Дидактические игры на уроках окружающего мира [Текст] / Анна Нугаева. // Сборник статей V Международной научнопрактической конференции. – 2021. – № 1. – С. 101-106 17. Окружающий мир 3 класс. В 2-х ч. Часть 1. Плешаков А.А. Школа России 2019 г. 18. . Сапранов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / Игорь Сапранов // Проблемы педагогики и психологии. – 2018. – № 3. – С. 185-188. 19. Соколовская, И. Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И. Н. Соколовская, А. А. Кивилева // XIX царскосельские чтения : материалы международной научной конференции, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 2 – С. 89-92. 20. Шаповалова, Е. А. Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] / Екатерина Шаповалова // Евразийский научный журнал. – 2019. – № 12. – С. 20-23. 49 3 21. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников [Текст] / Ирина Якимановская // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С. 64-77.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Подвижная игра как средство формирования двигательного компонента физической культуры личности
Количество страниц:
45
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Формирование индивидуального спроса
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Жанр меню в лингвокультурологическом аспекте (на примере русскоязычного меню)
Количество страниц:
18
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image