ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕГИОНА 5
1.1 Электроэнергетический комплекс: основные понятия, сущность, структура, состав, функции 5
1.2 Принципы организации электроэнергетической отрасли 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование электроэнергетики 17
Глава 2. Анализ современного состояния электроэнергетического обеспечения Северо-Западного округа 22
2.1 Количественная и качественная характеристика объектов электроэнергетики 22
2.2 Состояние электроэнергетического комплекса 27
2.3 Анализ целей и задач энергосбережения и энергетической эффективности 32
Глава 3. Совершенствование электроэнергетического комплекса Северо-Западного округа 36
3.1 Федеральная и региональная политика в сфере электроэнергетики 36
3.2 Основные проекты и мероприятия энергосбережения и электроэнергетической эффективности 39
3.3 Перспективы реформирования системы управления электроэнергетикой 44
Читать дальше
В современных условиях хозяйствования актуализируется значимость электроэнергетической отрасли как фактора развития ключевых секторов экономики Северо-Западного округа, который стимулирует привлечение инвестиций, снижает финансовую нагрузку на бюджет, обеспечивает приток квалифицированного персонала, позволяет улучшить экологическую ситуацию и, как следствие, повышает качество жизнедеятельности населения. В настоящее время российская электроэнергетика находится в кризисной ситуации.
В работе выявлена неравномерная обеспеченность пространства РФ электроэнергетической инфраструктурой, выражающаяся в дифференциации
плотности электрических сетей, производстве электроэнергии, установленной мощности и потреблении электроэнергии, что порождает экономический разрыв между регионами страны. Слабость системообразующих межсистемных связей ЕЭС, ввиду ее территориального распределённая, разрозненности становится существенным препятствием развития электроэнергетического комплекса РФ.
Формирование и функционирование электроэнергетического комплекса в пространстве РФ, специфика современного этапа его развития требует решения задач повышения сбалансированности его развития на основе обеспечения доступности электроэнергии для потребителей, эффективности обеспечения энергией, перехода к активно адаптивной интеллектуальной электроэнергетике, роста уровня энергообеспечения населения до общемировых показателей, цифровой трансформации электросетевой инфраструктуры.
В рамках данного исследования государственное регулирование электроэнергетического комплекса определено как необходимая мера снижения и нивелирования экономических рисков, возникающих одновременно и у хозяйствующих субъектов, и в целом в экономике. В качестве основных направлений регуляторного воздействия выделяются тарифная политика и политика развития добросовестных конкурентных отношений.
Было выявлено, что предприятия, обладающие высокими показателями энергоэффективности, как правило, многие годы занимались вопросами энергосбережения, внедрили большой объем мероприятий, повышающих энергоэффективность, реализовали потенциал энергосбережения. В отличие от других организаций такие предприятия ставятся действующим законодательством в заведомо неравные условия. Выполнять требования о повышении энергоэффективности данным предприятиям гораздо сложнее за счет меньшего потенциала энергосбережения, при этом они должны привлекать дополнительные средства для поддержания уровня энергоэффективности: замены и ремонта установленного энергоэффективного оборудования.
Таким образом, при разработке целевых показателей энергосбережения, требований к энергоэффективности должна быть законодательно установлена дифференциация по степени энергоэффективности и методы стимулирования наиболее эффективных предприятий.
Ориентация на описанные в работе направления обеспечит повышение надежности генерации электрической и тепловой энергии, налаживание стабильности поставки электрической и тепловой энергии, повышение степени централизации потребителей энергии. Кроме того, привлечение различных инвесторов в энергосекторе, совместно с государственной поддержкой позволит интенсифицировать реализацию научно-исследовательских работ и практических испытаний в описанных выше сферах, что расширяет перспективу эффективного развития энергосистемы Северо-Западного региона.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О теплоснабжении».
3. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023).
4. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О газоснабжении в Российской Федерации».
5. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» № 373 от 21.07.2015 г.
6. Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 (ред. от 29.08.2020) «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».
7. Абдуалиев, А. С. Государственная политика инновационного развития электроэнергетики // Экономика и социум. – 2022. – № 6–1(97). –
С. 322–331.
8. Аннаева, Ш. Б. Цифровая электроэнергетика - важнейшая отрасль экономики страны // Интернаука. – 2021. – № 28–1(204). – С. 74–75.
9. Армашова-Тельник, Г. С. Ресурсы электроэнергетики Северо-Западного региона в контексте осуществления промышленных инноваций // Российский экономический интернет-журнал. – 2021. – № 4. – С. 208–215.
10. Бутакова, А. В. Развитие электроэнергетики в России // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». – 2021. – № 6. – С. 25–28.
11. Васильев, Д. А. К вопросу о необходимости государственного регулирования электроэнергетического комплекса а // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2022. – Т. 19, № 4(124). – С. 141–154.
12. Веселов, М. В. Цифровизация объектов коммунальной электроэнергетики // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Технические науки. – 2021. – № 4(14). – С. 7–12.
13. Войко, А. В. Экономическая сущность финансовых отношений в электроэнергетике // Российский экономический интернет-журнал. – 2020. – № 2. – С. 10.
14. Гильмутдинова, И. М. Анализ тенденций развития российской и зарубежной электроэнергетики // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 5(142). – С. 111–117.
15. Ляпина, А. Д. Оценка эффектов инновационной деятельности в электроэнергетике // Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – 2022. – № 6–3. – С. 79–84.
16. Мазилов, Е. А. Оценка использования электроэнергетических ресурсов в промышленности региона // Проблемы развития территории. – 2020. – № 4(60). – С. 29–34.
17. Маскаленко, Э. В. Роль Северо-Западного федерального округа в реализации энергетической политики России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2022. – № 2(69). – С. 88–92.
18. Шалаева, И. А. Проблемы и пути повышения эффективности субсидирования электроэнергетики России // Вестник научной мысли. – 2021. – № 6. – С. 516–518.
19. Проект энергетической стратегии России до 2035 г. М.: МинЭнерго, 2011.
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2023 г.)
21. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: www.minenergo.gov.ru (дата обращения 23.02.2023 г.)
22. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 25.02.2023 г.)
23. Электротехнический рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://market.elec.ru (дата обращения 28.02.2023
Читать дальше