?>
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ «БОЛЕЗНЬ» И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ М. А. БУЛГАКОВЫМ 6 1.1 ПОНЯТИЕ БОЛЕЗНЬ И ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 6 1.2 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА 10 ГЛАВА 2. «МОРФИЙ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА 14 2.1 ИСТОРИЯ РАССКАЗА «МОРФИЙ» 14 2.2 АНАЛИЗ РАССКАЗА «МОРФИЙ» 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22  

История болезни в структуре нарратива («Морфий» М. А. Булгакова)

курсовая работа
Литература
24 страниц
84% уникальность
2023 год
12 просмотров
Младова И.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ «БОЛЕЗНЬ» И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ М. А. БУЛГАКОВЫМ 6 1.1 ПОНЯТИЕ БОЛЕЗНЬ И ВОСПРИЯТИЕ БОЛЕЗНИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 6 1.2 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА 10 ГЛАВА 2. «МОРФИЙ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА 14 2.1 ИСТОРИЯ РАССКАЗА «МОРФИЙ» 14 2.2 АНАЛИЗ РАССКАЗА «МОРФИЙ» 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22  
Читать дальше
Художественная вербализация концепта «болезнь» в произведениях русской литературы вызывает интерес у многих ученых и исследователей не только из области литературоведения, но и медицины. Выбранная тема «История болезни в структуре нарратива» позволяет качественно рассмотреть и проанализировать данное явление и, более того, выявить специфику булгаковской прозы в рамках данного концепта. Последнее представляет особую значимость и обосновывает актуальность темы данной курсовой работы, так как рассматриваемое в работе произведение (рассказ «Морфий»), во-первых, создано писателем с медицинским образованием и, во-вторых, основано на личном опыте Булгакова по борьбе с наркотической зависимостью, что возбуждает особый интерес к анализу описанных чувств и симптомов больного героя. Итак, цель исследования – проследив общую концепцию болезни в русской литературе, определить особенности развития болезни в нарративе Булгакова на примере его рассказа «Морфий». Для достижения заявленной цели исследования следует выполнить ряд задач: − определить специфику вербализации концепта «болезнь» в русской литературе; − изучить биографию и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова; − проследить историю создания рассказа «Морфий» от идеи до ее воплощения; − на основе изученного проанализировать структуру и сюжет рассказа «Морфий»; − сделать выводы об особенностях изображения истории болезни в рассказ «Морфий». Объектом исследования является концепт «болезнь» в прозе Михаила Булгакова. Предмет исследования – структурные и иные особенности истории болезни героя рассказа «Морфий» Михаила Афанасьевича Булгакова. Степень разработанности темы.


Формируете заказ курсовой работы онлайн ? Не забудьте указать важные детали.


Рассказ «Морфий» наряду с циклом рассказов «Записки юного врача» Михаила Булгакова до сих пор остается малоизученным в сравнении с другими произведениями писателя такими, как «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита», принесшим писателю мировую известность. Обзор источников и литературы. Для написания настоящей курсовой работы были изучены работы отечественных исследователей жизни и творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, в том числе: «Воспоминания о Михаиле Булгакове» Булгаковой Е.В., где собраны многие факты о жизни писателя; «Женские образы в “Записках юного врача” М. А. Булгакова» Сунггеон К., «Особенности композиционно-речевой организации сборника рассказов М. А. Булгакова "Записки юного врача"» Сухаревой Я. И., «Сценичность прозы М. А. Булгакова» Силиной Л. А. и др. для более глубоко анализа рассказа «Морфий» тесно связанного со сборником «Записки юного врача», а также «Русская литература в помощь будущему доктору» Михайлюк Н. И. и «Концепт “болезнь” в русской языковой картине мира» Дубинец З. А. для определения места понятия «болезнь» в художественном дискурсе. Вышеизложенное определяет структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы работы, определяются цель и задачи, предмет и объект исследования. В нем же приводится краткий обзор работ, посвященных данной проблематике. Первая глава посвящена общетеоретическим вопросам данной темы: исследованию концепта «болезнь» в русской культуре, функций данного концепта в художественном произведении, восприятии болезни писателями-медиками, вместе с тем изучению биографии и творческой деятельности Михаила Булгакова, взаимосвязи его медицинского образования и писательства. Во второй главе с опорой на факты, изложенные в предыдущих параграфах, более подробно изучена история создания рассказа «Морфий», рассмотрены структура и сюжет рассказа, особенности изображения течения болезни Булгаковым. В заключении перечислены основные положения и подведены итоги проделанной работы.

Читать дальше
Таким образом, в первой главе рассмотрено понятие «болезнь» и концептуализация болезни в русской культуре. В результате сопоставления нескольких определений термина «болезнь», данных лингвистами и встречающихся в специальной литературе, можно сделать вывод, что наиболее часто данное слово употребляется в значении «расстройство здоровья, нарушение нормальной жизнедеятельности организма». Концептуализация болезни в русской культуре протекает по нескольким ассоциативным рядам, что дает обширное поле для творческих и философских размышлений. Особое изображение болезни можно заметить в произведении писателей, получивших медицинское образование, для которых важно не описать сухую симптоматику болезни, а показать процесс ее течения, чувства героя, влияние болезни на его жизнь и жизнь его близких. Одним из таких писателей и был Михаил Афанасьевич Булгаков – до начала своей литературной деятельности он работал врачом. Изучив его биографию и творчество, можно сказать о том, что большинство его ранних рассказов основано на опыте из его врачебной практики. На основе изученного в ходе написания второй главы, можно подытожить: написание рассказа «Морфий», опубликованного в 1927 году, было в замыслах Михаила Булгакова еще в период его болезни в 1917 году. Состояние писателя, вызванное пристрастием к морфию, фиксировалось им в то же время в виде рассказа под названием «Недуг», по воспоминаниям сестры Булгакова Н. А. Земской. Так, рассказ «Морфий» Булгакова является как бы заключением сборника «Записки юного врача», хотя «Морфий» в данный сборник и не входит. Рассказ состоит из пяти глав. Четвертая глава представляет собой записи из дневника Сергея Полякова, по которым читатель узнает об истории болезни морфиниста, его физических и психических ощущениях. Важное место в рассказе занимает образ Анны Кирилловны. Различие с героини с ее прототипом, женой Булгакова как будто разделяет жизненный путь Сергея Полякова и Михаила Булгакова на два параллельных. Булгаков мастерски передает чувства героя: ломку, эйфорию. Читатель через записи наблюдает постепенное разложение личности Полякова из-за действия Морфия, который сам, кажется, еле замечает это или хочет верить, что это не так. Булгаков, поставив перед собой цель предостеречь читателя, рассказать ему о пагубном влиянии наркотика на организм, не приукрашивая, описывает происходящее с Поляковым, открывает его помыслы.  
Читать дальше
1. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Серия литературы и языка. 1980. № 4. 2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ 4. Булгаков М. Морфий СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. C. 101–141. 5. Булгакова Е.В. Воспоминания о Михаиле Булгакове М: Советский писатель, 1988. 6. Голубков М. А. Русская литература ХХ века. После раскола. М.: Аспект-пресс. 2002. 7. Горелов А. А. Устно-повествовательное начало в прозе Михаила Булгакова // Творчество М. Булгакова: исследования, материалы, библиография. - СПб.: Наука, 1991. 8. Дубинец З. А. Концепт “болезнь” в русской языковой картине мира., Филология и человека, 2018 9. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. 10. Загидулина Т. А. Поле видения и направленность взгляда в художественной прозе М. А. Булгакова., Сибирский филологический форум., 2019. 11. Зеленская А. А. Взаимосвязь творчества и профессии врача М. А. Булгакова Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013. Том 3. № 2. 12. Иваньшина Е. А. Покойник и его собственность: об одном глубинном мотиве М. А. Булгакова, Сборник научных статей. М., 2010. 13. Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической (“орнаментальной”) прозой // Серия языка и литературы. 1976. № 1. 14. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX - XX вв. -М.: Институт русского языка РАН, 1994. 15. Компанеец В. В. Pro et contra психологизма., Известия Волгоградского государственного педагогического университета., 2014 16. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. 17. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. 18. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. СПб., 1998. 19. Михайлюк Н. И. Русская литература в помощь будущему доктору., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. 20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 49 21. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 22. Пономарева О. В., Илюхина А. Н. Отражение внутреннего мира лица в измененном состоянии его сознания (на материале художественных текстов), Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология., 2018. 23. Психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_psy/Bolezn-2671.html. 24. Силина Л. А. Сценичность прозы М. А. Булгакова, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2012. 25. Сунггеон К. Женские образы в “Записках юного врача” М. А. Булгакова, Филология и культура, 2020. 26. Сухарева Я. И. Особенности композиционно-речевой организации сборника рассказов М. А. Булгакова "Записки юного врача"., Вестник Костромского государственного университета, 2018. 27. Сухих О. С. Разум и законы природы в рассказах и повестях М. Булгакова 20-х годов, Евразийский Союз Ученых, 2015. 28. Тезаурус исторической нарратологии. М.: Эдитус, 2022. 29. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1 М., 2004. 30. Тодоров Цв. Теории символа. М., 1999. 31. Толкачева Н.Н. Языковая репрезентация концепта «болезнь» (на материале рассказов А. П. Чехова «Архиерей» и «Тиф» // Человек и мир в контексте современной лексикографии. Тверь, 2016. С. 135 32. Тюпа В.И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021 33. Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М.: Юрайт, 2019. 34. Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий. Филологический класс, 2018. 35. Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса (“Архиерей” А. П. Чехова). Тверь, 2001. 36. Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы // Семиотика искусства. М., 1995. 37. Фрайденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 38. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2008. 39. Шмид. В. Нарратология М., 2003. 40. Schmid W. Mental Events: Changes of Mind in European Narratives frоm the Middle Ages to Postrealism. Hamburg, 2021.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
28%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
«Стихотворение Дж. Г. Байрона "Visions of Belshazzar" в русских и украинских прочтениях»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
курсовая работа
Проблемы воспитания детей в семье
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image