Раскрытие и расследование преступлений по «горячим следам» является одним из важных условий эффективной борьбы с преступностью. В быстроте, полноте и оперативности этой деятельности проявляется фактор неотвратимо- сти возмездия за совершенное преступление.
Именно поэтому деятельность по раскрытию и расследованию преступлений по «горячим следам» имеет большое социальное значение. Граждане осознают, что государство не только провозглашает свою обязанность защищать их жизнь, здоровье, собственность, другие права и свободы от преступных посягательств, но и эффективно действует в этом направлении.
Проведенное исследование правовых и научных криминалистических ос- нов деятельности по раскрытию и расследованию преступлений по горячим следам, анализ процессов, происходящих в действительности позволяет прийти к следующим выводам.
Термин «раскрытие преступлений» используется в нескольких значениях, обозначая тот или иной период деятельности, ее промежуточный или оконча- тельный итог.
С научной криминалистической точки зрения под раскрытием и рассле- дованием преступления по «горячим следам» предлагается понимать деятель- ность органов следствия и дознания по установлению в предусмотренном зако- ном порядке максимальной доказательственной информации о событии пре- ступления, лице, совершившем его, а также других обстоятельствах, имеющих значение по делу, в кратчайшие сроки с момента обнаружения преступления.
Целями раскрытия и расследования преступлений по «горячим следам» являются:
– установление факта совершения преступления и, в частности, места, времени и некоторых других обстоятельств преступного события, позволяю- щих принять решение о квалификации деяния и возбуждении уголовного дела;
– установление лица, совершившего преступление и по возможности его задержание, проведение в отношении его необходимых следственных действий, позволяющих принять процессуальное решение о признании данного лица обвиняемым в совершении преступления.
Для достижения поставленных целей необходимо не только внедрение в практику многочисленных теоритических положений и методик, по производ- ству следственных действий, разработанных учеными-криминалистами, но и главным образом организация непосредственно более эффективного взаимо- действия между органами дознания и следствия.
Такое взаимодействие может быть эффективным и приносить результаты только при всестороннем подходе к созданию и структуре «объединений», со- зданных для расследования преступлений по «горячим следам». Необходимо сделать упор на психологические нюансы, на вопросы адаптации в коллектив- ном образовании, а также изменить форму подчиненности.
Несомненно, особенности деятельности, состав и некоторые иные право- вые моменты, возникающие в таких группах, необходимо закрепить законода- тельно.
Речь идет о ныне существующих и небезрезультатно действующих след- ственно-оперативных группах (СОГ). Данное объединение различных служб, подразделений и ведомств МВД является наиболее продуктивной, быстродей- ствующей «организацией» для расследования преступлений по «горячим сле- дам».
Так, совместным приказом руководителя Следственного управления Рос- сии по Амурской области и начальника УМВД России по Амурской области создана постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в которую включены наиболее опытные следователи отдела по расследованию особо важных де
Следственного управления, руководитель и заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного управления, оперативные сотрудники, эксперты-криминалисты УМВД. К работе группы привлечены судебно-медицинские эксперты Амурского бюро судебно-медицинской экспертизы. По указанию руководителя Следственного управления аналогичные следственно-оперативные группы на постоянной основе созданы во всех территориальных следственных отделах.
Однако в деятельности СОГ не все так гладко. Существует масса негативных моментов, которые «тормозят» процесс раскрытия преступлений в самые короткие сроки.
В некоторых случаях «человеческий фактор» в общем, и при взаимодей- ствии в СОГ, в частности, становится «головной болью» для ее членов и сказы- вается на результатах совместной деятельности.
Поэтому формирование следственно-оперативной группы необходимо осуществлять с учетом психологической совместимости ее членов. И что не менее важно – это обеспечить постоянство состава, такой уже психологически подстроенной друг под друга группы. Иначе результаты деятельности будут снижены, цель, заключающаяся в быстром раскрытии преступления, не будет достигнута.
Крайне важным вопросом является реализация на практике руководящей роли следователя в СОГ. Возникает некоторая двойственность уже при законо- дательном определении следственно-оперативной группы, а именно – такого определения, как следственно-оперативная группа, не существует. Согласно статьи 163 УПК РФ есть следственная группа.
Такое определение крайне негативно сказывается на психологии внутриг- рупповых отношений, возникающих в процессе служебного взаимодействия. Некоторые следователи считают, что таким образом законодатель подчеркнул их «превосходство» над оперативниками и ведут себя без должного уважения. А оперативные работники, в свою очередь, часто проявляют откровенный формализм — следственная группа, пусть она и расследует.
Также отчетливо видится понимание такой «глобальной проблемы», как
«двойной контроль». Под этим определением имеется ввиду то, что сотрудники, входящие в состав СОГ, находятся в подчинении у руководителей разных под- разделений.
Как известно «палочную систему» отменили только в теории, а в реаль- ности между подразделениями идет нешуточная борьба за преступления. На фоне этого возникают внутригрупповые осложнения.
Такое «псевдопродуктивное» взаимодействие не приведет к получению быстрого положительного результата. Иными словами, преступление не будет раскрыто по «горячим следам».
Все вышеперечисленные минусы можно и нужно перечеркнуть путем со- здания образований - действующих следственно-оперативных групп (ПДСОГ). Такие формирования являются качественным шагом на пути к быстрому полу- чению результата в расследовании преступлений.
Имеется ввиду, что члены групп проходят профессионально- психологический отбор на основе психо - физиологических методик. Группы комплектуются с учетом личностных особенностей сотрудников, с целью получение более качественного взаимодействия. «Членство» в группах является постоянным, что приводит к продуктивному сотрудничеству следователей, оперативников и т.д.
ПДСОГ формируется в зависимости от совершенного преступления, т.е. группы будут работать по кражам, разбоям, убийствам и т.д. Соответственно укомплектовываются сотрудниками, показавшими наиболее высокие результаты в том или ином направлении деятельности.
Создание ПДСОГ возможно только при создании новой структурной единицы в системе МВД. Иначе говоря, создание некоего следственно- оперативного отдела, в который будут включаться работники следствия, дознания, розыска. На основе этих сотрудников создаются постоянно действующие
группы СОГ. Преимущества таких групп очевидны: четкая иерархия, все сотрудники входящие в состав группы, подчиняются одному руководителю. Каждая группа работает со своим преступлением с начала и до конца. Между членами группы выработается взаимопонимание, такая группа функционирует по принципу «взаимодополнения». Внутри коллектива сложится благоприятная атмосфера, отсутствуют внутренние «стычки» и борьба за «палки», а чувство
«команды» приводит не иначе, как к быстрейшему раскрытию преступления. Для такой группы словосочетание «по горячим следам» имеет наивысшее значение и является целью профессиональной деятельности.
В связи с изложенным, предполагается необходимым внесение дополне- ний в действующее уголовно-процессуальное законодательство, в котором предусмотреть порядок создания и деятельности СОГ, ПДСОГ в системе пра- воохранительных органов по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе общественно значимых и в отношении несовершеннолетних, а также их полномочия по расследованию преступлений по «горячим следам».