Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния СМИ на формирование общественного мнения 5
1.1. Понятия традиционных СМИ и новых медиа 5
1.2. Теории информационного воздействия на общественное мнение 7
1.3. Значение массмедиа в формировании общественного мнения 10
Глава 2. Роль медиатекстов новых медиа в формировании общественного мнения 13
2.1. «Текст» и «медиатекст»: соотношение понятий 13
2.2. Характеристика медиатекстов в новых медиа 15
2.3. Функции и свойства медиатекстов новых медиа 18
Глава 3. Специфика влияния новых медиа на формирование общественного мнения (на примере медиатекстов издания «Коммерсант» в Телеграмм) 21
3.1. Методология исследования 21
3.2. Вербальные способы воздействия медиатекстов новых медиа 24
3.3. Визуальные способы воздействия медиатекстов новых медиа 27
Заключение 30
Библиографический список 32
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно было исследовано влияние новых медиа на формирование общественного мнения. Для этого было дано определение понятиям традиционных СМИ и новых медиа, охарактеризованы теории информационного воздействия на общественное мнение, изучено значение массмедиа в формировании общественного мнения, даны определения понятиям «текст» и «медиатекст», проанализированы особенности медиатекстов в новых медиа, сформулированы функции и свойства медиатекстов в новых медиа, проведен анализ вербальных способов воздействия медиатекстов новых медиа, а также выделены визуальные способы воздействия медиатекстов новых медиа.
Значительные изменения в медиасреде обусловлены прорывом в области информационно-коммуникационных технологий. По всему земному шару люди могут узнавать новости, используя для этого ресурсы не только разнообразных средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, но и новых медиа, функционирующих в интернет-пространстве — независимо от того, насколько далеко люди находятся от места событий. Благодаря Интернету доступ к информации легко получить в сжатые сроки и из любой точки мира. Новые медиа как наиболее массовый и эффективный способ распространения информации являются ключевым ресурсом современного общества, а также ресурсом влияния на формирование общественного мнения, что достигается, возможно, эффективнее, чем это было с традиционными СМИ, в силу увеличения времени пребывания людей в медиасреде.
Было выяснено, что новые социальные медиа играют важнейшую роль в адаптации традиционного журналистского контента к онлайновому медиапространству.
В значительной степени социальное медиа Телеграмм вышло вперёд среди пользователей Российской Федерации (в особенности), а также других стран, вследствие ряда ограничений, которые были наложены на другие социальные медиа после событий февраля 2022 года российским контролирующим органом Роскомнадзором. Это принудило как традиционные средства массовой информации, так и других субъектов медиапространства (в частности, блогеров), активнее продвигать свой контент посредством разрешенного властями социального медиа Телеграмм.
В ходе выполнения эмпирической части данной курсовой работы автором были отмечены следующие технологии создания медиатекстов, которые применяются для работы с социальными новыми медиа (в частности, платформой Телеграмм) изданием «Коммерсант»:
- сопровождение вербального текста информационных заметок фотографиями и иными изображениями;
- активное использование аудиовизуального контента, который в традиционной журналистике был характерен для телевидения;
- использование информационно ёмких заголовков, в которых содержится основное содержание новости, а также активное использование инструментов, которые характерны для мессенджера Телеграмм.
В частности, в качестве таких инструментов были выделены две составляющие: использование закреплённого сообщения, которое в наибольшей степени обращает внимание пользователей и подписчиков к новости, на которой редакция хочет сосредоточить внимание представителей аудитории, а также инструменты оценки – одобряющее, критикующие, выражающие удивление, негодование, высокую и очень высокую степень одобрения и пр. эмодзи, побуждающие пользователей-подписчиков Телеграмм-канала комментировать информационные сообщения, публикуемые редакцией на данной площадке.
Читать дальше
1. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). — С. 117-119.
2. Буркова Л. В. Трактовка М. Кастельсом влияния современных СМИ на массовое сознание в сетевом обществе // Социально-политические науки. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-m-kastelsom-vliyaniya-sovremennyh-smi-na-massovoe-soznanie-v-setevom-obschestve (дата обращения: 08.06.2023).
3. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с.
4. Воронцов С. Г. Модель коммуникации Г. Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2019. №1. — С. 414-431.
5. Грабельников А. А., Савенков В.Д. Аудитория как субъект гражданской журналистики // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. — С. 41-55.
6. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №2. — С. 20-34.
7. Желтухина М. Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. — С. 292-296.
8. Земская Е. А. Языковая игра. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. – М., Просвещение, 1983. – 240 с.
9. Карпенко В. А. Критерии креативности и форматы подачи медиаконтента в гражданской журналистике // Медиасреда. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-kreativnosti-i-formaty-podachi-mediakontenta-v-grazhdanskoy-zhurnalistike (дата обращения: 08.06.2023).
10. Лазутина Г. В. Журналистский текст как знание оперативного назначения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. №5. — С. 50-60.
11. Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда Обществ. мнение, 2004. — 382 с.
12. Лисицкая Л. Г. Стилистическая характеристика языка современных медиатекстов // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskaya-harakteristika-yazyka-sovremennyh-mediatekstov (дата обращения: 09.06.2023).
13. Лытнева А. А., Дубинина А. Э. Тelegram как новая площадка в средствах массовой коммуникации // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. №2 (31). — С. 52-58.
14. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. — С. 27-30.
15. Осипова Н. Г., Юрченко Е. И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. №1. — С. 64-85.
16. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. – 246 с.
17. Рукина Н. А. Информационное воздействие на общественное мнение: теоретические подходы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vozdeystvie-na-obschestvennoe-mnenie-teoreticheskie-podhody (дата обращения: 08.06.2023).
18. Солдаткина Я. В. «Журналистский текст» как знаковая система // Преподаватель ХХI век. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskiy-tekst-kak-znakovaya-sistema (дата обращения: 08.06.2023).
19. Терских М. В. Интертекстуальность как инструмент создания креативной рекламы // Научный диалог. 2019. №10. — С. 232-248.
20. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. – Москва : Аспект Пресс, 2007. – 335 с.
21. Юферева А. С. Медиаконвергенция: основные подходы к определению понятия // Антиномии. 2016. №2. — С. 80-94.
22. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
23. Яковлева Т. Б., Мешкова А. Специфика современного журналистского текста // Язык и культура (Новосибирск). 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennogo-zhurnalistskogo-teksta (дата обращения: 10.06.2023).
24. Telegram hits 500 million active users amid WhatsApp backlash [Электронный источник] Режим доступа: https://mashable.com/article/Телеграмм-500-million (дата обращения: 05.06.2023).
Читать дальше