ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ..................5 1.1. Определение креативности..................................................................5 1.2. Проявления креативности..................................................................15 Вывод..........................................................................................................18 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ..............19 2.1. Особенности проявления креативности у студентов гуманитарных специальностей......................................................................................................19 2.2. Особенности проявления креативности у студентов технических специальностей......................................................................................................24 Вывод..........................................................................................................26 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ........................................27 3.1 Описание методики исследования.....................................................27 3.2 Результаты исследования....................................................................29 3.3 Анализ результатов исследования.....................................................32 ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ................37 4.1 Сравнение результатов с теоретическими предположениями........37 4.2 Обсуждение причин различий в проявлении креативности у гуманитарных и технических специальностей...................................................40 Вывод..........................................................................................................44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................47

особенности проявлений креативности у студентов гуманитарных и технических специальностей

курсовая работа
Психология
45 страниц
82% уникальность
2023 год
13 просмотров
Каримов А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ..................5 1.1. Определение креативности..................................................................5 1.2. Проявления креативности..................................................................15 Вывод..........................................................................................................18 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ..............19 2.1. Особенности проявления креативности у студентов гуманитарных специальностей......................................................................................................19 2.2. Особенности проявления креативности у студентов технических специальностей......................................................................................................24 Вывод..........................................................................................................26 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ........................................27 3.1 Описание методики исследования.....................................................27 3.2 Результаты исследования....................................................................29 3.3 Анализ результатов исследования.....................................................32 ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ................37 4.1 Сравнение результатов с теоретическими предположениями........37 4.2 Обсуждение причин различий в проявлении креативности у гуманитарных и технических специальностей...................................................40 Вывод..........................................................................................................44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................47
Читать дальше
Во все времена, творческое начало человека включает в себя не только развитие личности, но и создает культурную сферу всего человечества в целом. Деятельность, созданные личностью ценности, которые впоследствии вливаются в океан культуры, обуславливается «творчеством». В толковых словарях слово «творчество» раскрывается как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Л.


Если вас беспокоит вопрос, где можно заказать реферат по литературе, оставляйте заявку у нас. Мы в кратчайшие сроки подготовим реферат по вашей теме.


.С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Через свое творческое начало человек проявляет отношение к обществу, стремление к постоянному движению, раскрывает внутренний мир через создание креативных идей. Такие люди более открыты для получения информации извне, все происходящее с окружающими воспринимается как личные трудности и тогда возникает стремление к их решению. Способность к творчеству, поиск необычных путей к достижению цели, видение мира особенным образом - все это является креативностью. В современном мире человек вынужден быстро меняться, непрерывно расти и развиваться, чтобы быть востребованным обществом. Творческий потенциал способствует самосовершенствованию человека, не бояться новых открытий, быстро адаптироваться к требованиям и изменяющимся условиям. Креативность создает благоприятные условия для целостного развития личности, ее самораскрытию, самодостаточности, самореализации, толерантности. В наше время общество не отвергает креативных людей, а наоборот стремится развивать творческие натуры. Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек - креатор. В безвыходных ситуациях толчком к решению часто становятся креативные люди. Ведь именно сейчас мы наблюдаем появление новых технологий, изобретений, новейших моделей в сфере техники, решения дизайнерских проблем и т.д. Актуальность исследования креативности представляется нам необходимым. В свете последних тенденций, к творческим способностям уделяется особое значение: креативность мышления приветствуется в сферах профессиональной деятельности, без нее уменьшается возможность успешности реализации своих планов, в самореализации своего творческого «Я», и в культуре. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования; 2. Констатирующий эксперимент; 3. Психодиагностический метод; 4. Количественный и качественный анализ эмпирических данных, то есть, методы математической статистики. Проявление креативности у студентов изучали отечественные психологи: Д.Б. Богоявленская, Г.В. Залевский, Е.С. Ермакова и зарубежные ученые: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, А. Маслоу и др. Целью данной работы является: изучение феномена креативности у студентов в трудах отечественных и зарубежных психологов и применение теоретических знаний на практике. Были поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать понятие и проявление креативности. 2. Выявить собенности проявления креативности у студентов гуманитарных и технических специальностей. 3. Организовать и провести исследование креативности у студентов гуманитраных и технических специальностей. 4. Сделать анализ результатов экспериментального исследования креативности у студентов гуманитраных и технических специальностей. Практическая значимость курсовой работы заключается в выявлении уровня развития творческих способностей у студентов гуманитраных и технических специальностей.

Читать дальше
С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех. Основным элементом культуры и человечества - творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко. Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других. У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость. Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации. После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у студентов, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности. Креативная способность является составной частью системы личности, охватывает ее социальный, когнитивный и эмоционально-мотивационный компоненты. Уровень интраверсии-экстраверсии связан с вербальной креативностью и, вероятно, с социализацией, возможностью проявить креативность. Проявления эмоциональных и когнитивных компонентов личности зависели от творческой специальности человека. Особенности мотивационной сферы были сходными у всех студентов творческих специальностей.
Читать дальше
Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005 - 304 с. 1. Альманах психологических тестов. - М., 1995. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект - Пресс, 2000. – 376 с. 3. Белоусова С. А. Психология субъектно-образующего менеджмента. - Челябинск : Издательский центр ЮрГУ, 2009. - 135 с. 4. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990, 336 с 5. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с.-672 6. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. - М. : Изд-во ИП РАН, 1998. - 323 с. 7. Ваулина Т.А., Зуева Д.Е. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве//Вестник Томского государственного университета №351 2011г. с 121. 8. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды/ Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В.Д. Шадриков. - М.,стр. 156 9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2011. - 448 с. 10. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. - 579 с. 11. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск, 2002г, 158 с. 12. Маркина Н. А. Рефлексивное познание креативности как особого рода мыследеятельности // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту (Интеграция академической и университетской психологии) / под ред. В. А. Барабанщикова, В. Н. Носуленко, Е. С. Самойленко. - М. : Институт психологии РАН, 2011. - С. 506-512. 13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997. - 430 с. 14. Мир философии - мир человека / Ред.кол.: Ю.Н. Солонин. - М., 2007. 15. Миронов М. П. Критерии влияния акмеологической среды на развитие креативности государственных служащих // Акмеология. - 2010. - № 2. - С. 70-74. 16. Мокиенко О. П. Личностно ориентированные эмоциональнообразные ситуации как составляющая герменевтического подхода к развитию креативности школьников // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 3. - С. 60-62. 17. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2004. - 445 с. 18. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.researcher.ru (дата обращения: 20.06.2023). 19. Окара А. Креативный класс как партнер государства. Локомотивом инновационной модернизации станут свободные творческие люди // Независимая газета (НГ-Сценарии). - 2009.- № 9 (102). -22 декабря.- С. 12. 20. Пузеп Л. Г. Психологические механизмы развития креативности личности : дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2006. - 180 с. 21. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - М. : Речь, 2003. - 352 с. 22. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003, 256 с. 23. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 296 с. 24. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика плюс, 2002. 48 с. 25. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2008. - С. 171-175. 26. Maslow A. Toward a psychology of being. - 2nd ed. - NewYork : VanNostrand, 1968. 27. Creativity. A discussion at the Nobel Conference. - Amsterdam; L., 1970. - P. 2-9; Westcott M. R. Toward a Сontemporary Psychology of Intuition. - P. 89 28. Guilford J. P. Creativity: Dispositions and Processes // Creativity Research. 29. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. - Camridge; Cambridge Press, 1988. - P. 43-75.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Органы законодательной власти субъектов РФ
Количество страниц:
28
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Конституционное право
курсовая работа
Заработная плата: экономическая природа, виды и формы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Фольклорная составляющая произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Русская литература
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image