Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых школьников 5
1.1 Роль эмоциональной сферы в развитии личности 5
1.2 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта 7
2. Исследование особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников 11
2.1 Организация и проведение обследования 11
2.2 Анализ результатов исследования 14
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 32
Приложение 2 34
Приложение 3 35
Приложение 4 36
Читать дальше
Умственная отсталость означает неравномерное изменение различных сторон психической деятельности ребенка. Наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что некоторые его психические процессы выражены сильнее, а другие остаются относительно сохранными. В некоторой степени это определяет индивидуальные различия между детьми, которые проявляются как в познавательной деятельности, так и в личностной сфере.
Психическая структура умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект вызывает множество других вторичных и третичных аномалий. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общей умственной отсталостью ярко проявляются в различных проявлениях. Когнитивные и поведенческие дефекты непреднамеренно привлекают внимание окружающих. Однако, помимо своих недостатков, эти дети обладают и определенными положительными возможностями, наличие которых служит поддержке процесса развития.
Развитие ребенка с задержкой психического развития определяется биологическими и социальными факторами. К первому из них относятся степень развития дефекта, качественное своеобразие его структуры и время появления. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и живет; школа.
Исследования в области психологии и специальной педагогики показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников с задержкой психического развития отрицательно влияет на развитие межличностного общения и приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в формировании прямых контактов с ними.
Таким образом, проведенные теоретические и экспериментальные исследования подтвердили гипотезу о том, что разработанные рекомендации по развитию эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями в определенной степени будут способствовать их развитию.
Особенности общения воспитанников коррекционного учреждения обусловлены трудностями в поведении, неразвитостью смысловой стороны речи, которая является основным средством общения, особенностями уверенности в себе и понимания личности другого человека.
Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети, поступающие в коррекционную школу, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, что является одним из важнейших аспектов психологической подготовки к обучению: отсутствие необходимости общения со сверстниками, умение подчинять детей, поведение в соответствие правилам, поведение в коллективе детей и умение вести себя как ученик в школьной ситуации.
Исследование показало качественное своеобразие структуры дефекта умственной отсталости, особенности развития мыслительных процессов, отсутствие самооценки, снижение самокритичности и критичности, слабость волевых процессов и недостаточную инициативность, которые существенно осложняют жизнь. Необходимо систематически направлять усилия на выявление и разработку лучших средств, рациональных методов и приемов педагогического руководства, способствующих успешному решению этих проблем.
В целях регулирования личных отношений умственно отсталых детей каждый из них должен обеспечивать положительное эмоциональное благополучие на уроке, развивать взаимоотношения со сверстниками, развивать потребность в активном общении между собой, развивать навыки и соответствующие коммуникативные навыки, а также иметь соответствующий уровень самооценки и уровень жалоб в сфере личных взаимоотношений
Читать дальше
1. Апкадырова Д.Р. Значение эмоций в процессе развития человека / Д.Р. Апкадырова // Психология личности: сборник научных трудов. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – с. 29-35.
2. Байнов А.М. Психология личности / А.М. Байнов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. - № 11 (27). – с. 169-171.
3. Байнов А.М. Психология личности: теории личности: Т. 5 / А.М. Байнов // Аллея науки. – 2018. - № 10 (26). – с. 52-55.
4. Бичева И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. - № 66-2. – с. 47-50.
5. Васина Ю.М. Проблема развития эмоциональной идентификации у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / Ю.М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2021. - № 3 (27). – с. 24-28.
6. Гонина О.О. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития детей / О.О. Гонина, С.Б. Новикова // Вестник экспериментального образования. – 2020. - № 2 (23). – с. 9-18.
7. Диянова З.В. Психология личности. закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – с. 345.
8. Дорохова Т.Н. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей / Т.Н. Дорохова // Постулат. – 2022. - № 1 (75). – с. 102.
9. Елгина С.В. Проблема эмоционального воспитания и развития эмоционального интеллекта детей / С.В. Елгина // Современное образование: наука и практика. – 2021. - № 2 (17). – с. 50-54.
10. Колдашова Ф. Понятие психологии личности, ее развитие и особенности: Т. 2 / Ф. Колдашова // Вестник науки. – 2023. - № 2 (59). – с. 152-155.
11. Кошман Н.В. Роль эмоционального интеллекта в развитии личности дошкольника / Н.В. Кошман, А.Т. Алсуфьева // Управление развитием образования. – 2023. - № 1. – с. 81-84.
12. Куликова М.Е. Психология личности / М.Е. Куликова, Е.Д. Перевезенцева, В.К. Корсакова, А.М. Крыцина // Форум молодых ученых. – 2018. - № 10 (26). – с. 691-696.
13. Мифтахова Д.Ф. Основы психологии: понятие личности / Д.Ф. Мифтахова // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2021. - № 4. – с. 73-77.
14. Пантелеева Н.Г. Воспитание и развитие эмоционального интеллекта у детей в дошкольном возрасте / Н.Г. Пантелеева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2023. - № 1. – с. 16-21.
15. Рудзинская Т.Ф. Обзор современных исследований проблемы развития эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей: Т. 6 / Т.Ф. Рудзинская, А.М. Порошина // Инклюзия в образовании. – 2021. - № 1 (21). – с. 113-124.
16. Рясная М.И. Эмоциональные процессы и состояния / М.И. Рясная // Российская наука: тенденции и возможности: Сборник научных статей. Часть III; под ред. А.Н. Ромеро. – М.: Перо, 2019. – с. 196-199.
17. Сафаралиева А.С. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / А.С. Сафаралиева // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – с. 216-218.
Читать дальше