Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы неуспеваемости в младшем школьном возрасте 5
1.1. Возрастные характеристики младших школьников 5
1.2. Особенности взаимодействия психолога с родителями 9
1.3. Понятие школьной неуспеваемости 13
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Исследование проблем школьной неупеваемости и пути их решения 18
2.1. Диагностика группы неуспевающих учащихся 18
2.2. Выявление причин школьной неуспеваемости 22
2.3. Проектирование и анализ программы адресной поддержки 24
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 32
Читать дальше
В рамках данной курсовой работы было проведено исследование, посвященное проблеме неуспеваемости младших школьников и взаимодействию психолога с родителями в контексте ее решения. В данном разделе мы подводим общие выводы и формулируем рекомендации для дальнейших исследований. Основные выводы:
1. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным физиологическим и психологическим развитием детей. Этот период формирования базовых когнитивных навыков и социальных умений играет ключевую роль в последующем образовательном пути ребенка.
2. Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже оказывают значительное воздействие на способности и потребности учеников. Понимание этой динамики позволяет более эффективно ориентироваться в методах обучения и подходах к детям.
3. Социальное окружение и обучение имеют существенное влияние на формирование личности младшего школьника. Взаимодействие с семьей, школьной средой и сверстниками оказывает важное воздействие на успеваемость и психологическое состояние ребенка.
4. Работа психолога с родителями имеет ключевое значение для решения проблем неуспеваемости. Различные подходы, такие как экологический, системный, сотрудничество и информирование, способствуют эффективному взаимодействию между психологом и семьей.
5. Понятие школьной неуспеваемости охватывает разнообразные аспекты, и ее классификация может быть разделена на академическую и поведенческую неуспеваемость, а также по уровню образования.
6. Внешние и внутренние факторы оказывают влияние на школьную неуспеваемость. Семейные, школьные и социокультурные аспекты имеют свой вклад в этот процесс.
7. Школьная неуспеваемость имеет серьезные психологические и социальные последствия для детей, включая стресс, низкую самооценку, социальную изоляцию и возможные долгосрочные негативные последствия для будущего образования и карьеры.
Рекомендации для дальнейших исследований:
1. Провести более глубокие исследования, направленные на выявление конкретных факторов, влияющих на школьную неуспеваемость младших школьников в различных социокультурных и образовательных средах.
2. Исследовать эффективность различных подходов к работе психолога с родителями, чтобы выявить наиболее эффективные методики поддержки детей с учебными трудностями.
3. Провести лонгитюдные исследования, чтобы оценить долгосрочные последствия школьной неуспеваемости на психологическое и социальное развитие детей взрослом возрасте.
4. Исследовать разработку и внедрение программ поддержки и обучения родителей с целью улучшения учебных результатов и психологического благополучия детей.
Заключаясь, данная курсовая работа подчеркивает важность психологического и образовательного сопровождения младших школьников и их родителей для успешного преодоления трудностей в учебе и достижения уровня развития, соответствующего их потенциалу. Работа психолога и педагога играет ключевую роль в поддержке детей и создании условий для их успеха в образовании.
Читать дальше
1. Артемова, Ю.Ю. Психология школьного обучения / Ю.Ю. Артемова. – М.: Академия, 2009. – С. 133-137.
2. Бандура, А. Социальное обучение / А. Бандура. – М.: Эксмо, 2010. – С. 19-23.
3. Биме, А.И. Методика преподавания иностранных языков / А.И. Биме. – М.: Издательство «Школьная пресса», 2005. – С. 112-115.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 123-128.
5. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Логос, 2002. – С. 43-47.
6. Гоноболин, Ф.Н. Проблемы детской психологии / Ф.Н. Гоноболин. – Л.: Учпедгиз, 1972. – С. 110-113.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИнтоР, 1996. – С. 89-94.
8. Зимняя, И.А. Психология обучения / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2001. – С. 72-76.
9. Козырева, А.С. Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников / А.С. Козырева // Педагогическая наука. – 2010. – № 5. – С. 75-78.
10. Кулагина, И.Ю. Психология человека / И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2005. – С. 80-84.
11. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Издательство МГУ, 1969. – С. 118-122.
12. Немов, Р.С. Психология обучения / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 44-48.
13. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Издательство МГУ, 1991. – С. 38-42.
14. Пияже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пияже. – СПб.: Питер, 2003. – С. 67-70.
15. Розенберг, М. Беседы о ненасильственном общении / М. Розенберг. – М.: Реальное время, 2016. – С. 92-95.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946. – С. 103-108.
17. Селигман, М. Научиться оптимизму / М. Селигман. – СПб.: Питер, 2017. – С. 25-29.
18. Фрейд, З. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2005. – С. 20-24.
19. Хьюитт, Д. Психология обучения и преподавания / Д. Хьюитт, Дж. Табер. – СПб.: Питер, 2015. – С. 156-159.
20. Шаталова, Т.Ф. Методика преподавания русского языка в средней школе / Т.Ф. Шаталова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 56-59
Читать дальше