ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПЕРНОЕ ЛИБРЕТТО КАК ЖАНР 5
1.1. Сущность оперного либретто 5
1.2. Классификация и особенности оперного либретто 7
ГЛАВА 2. РОЛЬ ЛИБРЕТТО В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. БУЛГАКОВА 12
2.1. Либретто в творчестве М. А. Булгакова 12
2.2. Взгляд М. А. Булгакова на либретто 14
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЛИБРЕТТО "МИНИН И ПОЖАРСКИЙ" В КОНТЕКСТЕ ЛИДЕРСТВА 20
3.1. Роль и проблемы лидерства в либретто М. А. Булгакова "Минин и Пожарский" 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Читать дальше
В заключении данного исследования, возможно сделать несколько выводов:
1. В ходе исследования сущности оперного либретто стало ясно, что это не просто текст, сопровождающий музыку, но и ключевой элемент, определяющий сценическую драматургию и эмоциональную глубину произведения. Либретто выступает важным фундаментом для передачи идей, эмоций и персонажей, создавая уникальное взаимодействие с музыкой;
2. Классификация и особенности оперного либретто оказались многогранными и динамичными. Различные жанры и стили влияют на структуру и содержание либретто, а внимание к деталям и характерам персонажей выступает ключевым моментом в создании цельного произведения. Разнообразие подходов к написанию либретто позволяет раскрывать музыкальное произведение в самых разных аспектах;
3. Анализ роли либретто в творчестве М. А. Булгакова показал, что для писателя либретто – это не просто текст, а средство выразить свое видение мира и истории. Булгаков использует либретто как инструмент для создания не только музыкальных, но и литературных шедевров, где каждое слово несет в себе смысл и эмоциональную глубину;
4. Проанализировав проблемы лидерства в либретто "Минин и Пожарский", стало понятно, что Булгаков не только описывает героев как великих полководцев, но и погружается в сложности принятия решений, моральные дилеммы и внутренние борьбы лидеров. Либретто становится не просто историческим повествованием, а вдохновляющим и глубоким исследованием природы лидерства в самых сложных обстоятельствах.
В заключении следует подчеркнуть, что Михаил Булгаков в своем либретто "Минин и Пожарский" глубоко затрагивает проблематику лидерства, внося оригинальные и глубокие аспекты в интерпретацию исторических событий. Его творческий взгляд на проблему лидерства не ограничивается чисто героическими зарисовками, но проникает в психологию лидера, в тот внутренний мир, где сопротивление и сомнения находятся наравне с решимостью и верой в справедливость.
Булгаков создает не просто образы великих полководцев, но и поистине человеческих личностей, сталкивающихся с трудными выборами, ответственностью перед народом и своей совестью. Он не избегает показать тот трудный баланс, который лежит в основе лидерства, предостерегая от идеализации и подчеркивая, что истинный лидер – это не только тот, кто ведет, но и тот, кто идет впереди, чувствуя тяжесть принимаемых решений.
В либретто "Минин и Пожарский" Булгаков затрагивает тему лидерства не только как историческую драму, но и как урок мудрости для настоящего времени. В его трактовке лидер – это не герой на постаменте, а человек, способный принимать сложные решения в сложные времена, стоять во главе нации не только силой меча, но и силой ума, эмпатии и внутренней стойкости. Таким образом, через свою работу, Булгаков призывает не только вспоминать героев прошлого, но и искать в них вдохновение для современных вызовов и стремиться к истинному лидерству – человеческому, мудрому и справедливому
Читать дальше
1. Варламов А.В. Михаил Булгаков. Биография. В 2-х томах. / А.В. Варламов - М: Вита-нова, 2011. - 1040 с.
2. Гурьев Г. Темпоритм в оперной драматургии / Г. Гурьев // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей. М.: Музыка, 1975. – 66 с.
3. Донина Л.Н. Классическое хореографическое наследие XIX века. В Казанском театре: вчера и сегодня / Л.Н. Донина // Историческая этнология. – 2018. – № 2. – 229 с.
4. Золкина В.С. Формы и методы работы с либретто балетных и оперных спектаклей в учебном процессе / В.С. Золкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т.13. – №2 (2). – 476 с.
5. Митрофанова Д.А. Из истории оперного либретто. Сборник статей. / Д.А. Митрофанова - М: Планета музыки, 2023. - 124 с.
6. Сапрыгина Н.В. Развитие шекспировских мотивов в творчестве Михаила Булгакова / Н.В. Сапрыгина // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №4. - С. 151-159.
7. Урюпин И.С. Русская история и русский мир в либретто М. А. Булгакова «Минин и Пожарский» / И.С. Урюпин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2009. - №1. - С. 1-9.
8. Варламов А.Н.: Михаил Булгаков // URL: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/articles/varlamov-bulgakov/index.htm? (дата обращения: 23.12.2023).
9. Михаил Булгаков. Минин и Пожарский // URL: http://lib.ru/BULGAKOW/minin.txt (дата обращения: 23.12.2023).
10. М.А. Булгаков Как автор оперных либретто (по материалам рукописного отдела пушкинского дома) // URL: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/kritika/shoshin-bulgakov-kak-avtor-libretto.htm? (дата обращения: 23.12.2023).
11. Н. Шафер. Булгаков-либреттист // URL: https://shafer.pavlodar.com/texts/ol01.htm (дата обращения: 23.12.2023).
12. О драматургии и театре Михаила Булгакова // URL: https://voplit.ru/article/o-dramaturgii-i-teatre-mihaila-bulgakova/? (дата обращения: 23.12.2023).
13. Пьесы, инсценировки, либретто // URL: http://bulgakov.literature-archive.ru/ru/digital-archive/pesy-inscenirovki-libretto (дата обращения: 23.12.2023).
14. Соколов Б. Булгаков: энциклопедия // URL: https://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/Bulgakov.pdf?ysclid=l4rawvt2oe913909767 (дата обращения: 23.12.2023).
15. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова // URL: https://imwerden.de/pdf/yanovskaya_tvorchesky_put_mikhaila_bulgakova_1983__ocr.pdf?ysclid=l4ravnzsw4602617875. (дата обращения: 23.12.2023).
Читать дальше