ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 5
1.1Современная телевизионная документалистика 5
1.2 История и эволюция документального кинематографа 12
Вывод по первой главе 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ СПЕЦИФИКИ В ФИЛЬМЕ «ИДУЩИЕ К ЧЕРТУ» 17
2.1 Анализ контента фильма 17
2.2 Речевая специфика и языковые средства в фильме 19
Вывод по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Актуальность темы. На сегодняшний день документальное кино занимает значимое место в жизни современного общества. Оно играет ключевую роль в обучении и информировании людей, позволяя быстро находить ответы на важные вопросы и решения для различных задач. Документальные фильмы отличаются искренностью и открытостью перед своей аудиторией.
Рост популярности телевизионной документалистики подтверждается её частым показом в прайм-тайм. Каналы вкладывают в создание документальных фильмов ресурсы, сопоставимые с бюджетами популярных сериалов на сегодняшний день.
Внимание к теме документального кино в СМИ также свидетельствует о её актуальности. Тема обсуждается в различных медиаформатах, включая радио (например, «Свобода», «Эхо Москвы»), печатные и электронные издания (такие как журнал «Искусство кино», газета «Известия»). Подтверждением важности этой сферы является учреждение в 1999 году национальной премии «Лавр» союзом кинематографистов России и гильдией неигрового кино и телевидения. Эта премия ежегодно отмечает лучшие достижения в области документального кино. Кроме того, в России регулярно проходят фестивали неигрового кино, среди которых особое место занимает «Артдокфест», крупнейший фестиваль авторского документального кино.
Тема речевой специфики в документальной журналистике представляет собой значимую и актуальную область исследований в контексте современных медиа. Документальная журналистика, занимающая уникальное место в медиапространстве, отличается своим подходом к изложению информации, особенностями языка и методами повествования. Эти элементы существенно влияют на восприятие аудиторией представленных фактов и событий. Важность изучения этого аспекта обусловлена стремлением понять, каким образом речевые средства в документальных фильмах способствуют формированию общественного мнения и восприятия реальности.
Цель работы – исследовать речевую специфику документальной журналистики.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы документальной журналистики
- провести анализ речевой специфики в фильме «Идущие к черту»
Предмет исследования – фильм «Идущие к черту»
Объект исследования – речевая специфика.
Методы исследования – аналитический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Читать дальше
Документальное кино – одна из древнейших форм искусства, уходящая корнями в эпоху братьев Люмьер. Этот жанр представлен множеством форм, отличаясь от игрового кино. Оно служит своего рода хроникой, фиксируя реальные события и затрагивая важные социальные вопросы, актуальные для общества. В документальном кино есть место и лирическим, и эпическим произведениям, портретам и другим жанрам, включая научно-популярные и публицистические работы. Объем документального кино часто превышает игровое, особенно в области теледокументалистики, которая позволяет более глубоко исследовать личные и интимные аспекты жизни современников, а также выполнять образовательные и познавательные функции.
В документальном кино всегда шли инновации и разработка кинематографического языка, многие достижения которого перешли в игровое кино. Работа в документальных жанрах представляет собой большой вызов, так как здесь нет актеров, только реальные люди, герои повествования. Документалистика часто являлась предвестником развития игрового кино, обогащая его актуальностью, исканием выразительности и проникновением реальной жизни в установленные рамки кинопроизводства. Андрей Тарковский когда-то прекрасно выразил суть киноискусства, сказав: «Кино – это запечатленное время» .
Коммерциализация современного телевидения привела к формированию особого типа телевизионной журналистики, во многом утратившей наработанные десятилетиями отечественные традиции и этические нормы. Кризис телевизионной журналистики ярко иллюстрирует трансформация такого рода экранной продукции, как документальный фильм. Документалистика, считавшаяся вершиной мастерства телевизионного журналиста, сегодня перестала быть штучным произведением, приняв форму растиражированного экранного товара, и заняла место где-то между потоками манипулятивной информации и коммерческим развлечением
Читать дальше
В начале января 2019 года на телевидении (канал «Россия 1») ярко прогремел документальный фильм «Идущие к черту» (2 и 3 серии), представляющий собой журналистское расследование Бориса Соболева по поводу экстрасенсов и вообще паранормальных способностей в целом. Как оказалось, есть еще и 1-я серия этого фильма, что вполне логично, и вышла она где-то за 1.5 года до 2 и 3 серий, или ранее. На Youtube-канале Бориса Соболева 1-я серия опубликована в мае 2017 года.
Коммерциализация современного телевидения породила уникальный вид телевизионной журналистики, требующий баланса между образовательным и развлекательным контентом, а также удовлетворение как массового, так и специализированного вкуса аудитории. Это привело к значительным изменениям в таких жанрах, как документальное кино. Стремление телеканалов к форматизации своего контента ведет к созданию псевдодокументальных произведений, мифологизации и выбору медийных личностей в качестве главных героев документальных фильмов. Манипуляции с монтажом, включая использование архивных кадров и материалов документальных фильмов прошлых лет, подрывают доверие современных зрителей к исторической достоверности экранных документов.
Этот фильм открывает глаза на то, как пиарятся по телевидению разнообразные жулики и мошенники, выдающие себя за экстрасенсов, чародеев и прочих магов и начинают дурить простых людей ради денег.
Этот фильм должны увидеть все, кто смотрит разнообразные оккультные и мистические телешоу вроде «Битвы экстрасенсов» и верит им. Тележурналист Борис Соболев здесь показывает, как с помощью подобных передач, при содействии бессовестных телеведущих и сценаристов, пиарятся разные аферисты, которые, получив через такие программы популярность и доверие среди зрителей, начинают их обманывать за большие деньги.
Читать дальше
В рамках данной курсовой работы были рассмотрены основы документальной журналистики и специфика речевого выражения в документальном кинематографе на примере фильма «Идущие к черту». В первой главе работы подробно изучались теоретические основы телевизионной документалистики и история развития документального кинематографа. Это позволило создать фундамент для дальнейшего анализа и понимания уникальных особенностей документальных фильмов.
Во второй главе был проведен глубокий анализ контента фильма «Идущие к черту», особое внимание уделено речевым особенностям и использованию языковых средств. Анализ показал, что фильм использует сложные и многослойные речевые техники для передачи своего сообщения, а также демонстрацию различных аспектов реальности, описываемых в фильме.
Результаты анализа подтверждают, что фильм «Идущие к черту» является ярким примером современной документальной журналистики, где речевые средства играют ключевую роль в формировании восприятия и понимания зрителем представленной информации. Язык фильма характеризуется глубоким проникновением в суть рассматриваемых явлений, четкостью и точностью выражения, а также использованием разнообразных стилистических и экспрессивных средств для воздействия на эмоциональное состояние и мышление аудитории.
Таким образом, исследование подчеркивает важность речевых средств в документальной журналистике и их влияние на эффективность передачи информации и формирование общественного мнения. Фильм «Идущие к черту» служит важным примером использования языка как инструмента для раскрытия истины и влияния на сознание зрителей, что является ключевым аспектом в работе документальной журналистики.
Этот фильм также иллюстрирует тенденции и изменения в современном документальном кинематографе, особенно в контексте российского медиапространства. Рассмотрение «Идущих к черту» в качестве кейса позволило не только оценить специфику речевых практик в документальной журналистике, но и увидеть, как эти практики отражают более широкие социальные, культурные и политические контексты.
В фильме обнаруживается стремление к объективности и всестороннему освещению событий, но при этом сохраняется авторская позиция, что характерно для современной документалистики. Это демонстрирует, что документальная журналистика не является просто зеркалом реальности, но и активным участником в формировании этой реальности.
Кроме того, анализ позволил выявить, как в фильме используются различные речевые стратегии для увеличения вовлеченности зрителя и усиления эмоционального воздействия. Это достигается за счет сочетания фактологической точности с элементами повествования, что придает материалу большую живость и доступность для понимания широкой аудиторией.
Таким образом, работа над курсовой проектом позволила не только глубже понять роль и значение документальной журналистики в современном медиапространстве, но и оценить многоаспектность и сложность речевой специфики в документальных фильмах. «Идущие к черту» выступает как яркий пример этого, демонстрируя, как через речевые средства и языковые техники можно раскрывать глубокие социальные и культурные вопросы, влияя при этом на общественное сознание и представления.
Читать дальше
1. Баранов, А. Леониду Парфенову – 50. URL : http://www.vesti.ru/search.html?q(дата обращения: 26.01.2024)
2. Баша, В. Жить по совести. Интервью с Андреем Можаевым. URL : http://www.proza. ru/2007/07/18-335(дата обращения: 26.01.2024)
3. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие. М. : Изд-во Аспект Пресс, 2003. 462 с.
4. Дондурей, Д. Манифест фестиваля. URL : http://www.artdocfest.ru/Manifest/index(дата обращения: 26.01.2024)
5. Егоров, В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии : словарь. М. : Изд-во: Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания. 1997. 322 с.
6. Ермишева М.Н. Звук как пластически-смысловое выражение идеи телевизионного документального фильма управления: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. М., 2010. 150 с
7. Иванов, А. Документальное кино. URL : http:// www.faraa.ru/publ/7-1-0-238(дата обращения: 26.01.2024)
8. Лазутина, Г. В. Терминологическая дискуссия как экспертиза профессионального сознания и путь к конвенции. URL : http://mediascope.ru/ node/520(дата обращения: 26.01.2024)
9. Левченко, А. Сфера интересов. URL : http:// www.rbctv.ru/schedule/index(дата обращения: 26.01.2024)
10. Лях В.И., Лагутина О.С. Практико-ориентированные технологии в формировании методологии гуманитарного исследования // Вестник КГИК. 2017. № 4.- 183 с.
11. Матизен, В. От «Миража» до «Пассажирки». На кинофестивале «Окно в Европу» раздали награды. URL : http://news.samaratoday.ru/ news/150628/(дата обращения: 26.01.2024)
12. Методологические ориентиры гуманитарного исследования. URL: http://ayp.ru/ library/gumanitarnoe-issledovanie-v-psikhologii/4374(дата обращения: 26.01.2024)
13. Моисеева Л.А., Чугунов А.М. К теоретико-методологическим проблемам исследования истории функционирования российского кинематографа: на примере Приморского края (1938 – июнь 1941 гг.). URL: http://e-notabene.ru/hr/article_19950.html(дата обращения: 26.01.2024)
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. – С. 17
15. Федосеев, В. На 77-м году жизни скончался Самарий Зеликин. URL : http://www.kinodocument.ru/tag/novosti/page/2/(дата обращения: 26.01.2024)
16. Юткевич С.И. Кино : Энцикл. слов. / Гл. ред. С. И. Юткевич. - Москва : Сов. энцикл., 1986. – 637с.
Читать дальше