Актуальность исследования. Шахматы - одна из самых популярных настольных игр в мире. Считается, что она появилась на землях Индии более 1500 лет назад. С тех пор она распространилась по всему миру и была принята многими культурами. Самым ранним известным предшественником шахмат была игра под названием чатуранга. Считается, что в эту игру играли в Индии примерно в 600 году нашей эры. В ней участвовали четыре игрока, каждый из которых представлял один из четырех родов войск Индии. Это были пехота, кавалерия, слоны и колесницы. По мере развития игры она в итоге распространилась в Персии, где была известна как шатрандж, и в Европе, где стала известна как шахматы.
Цель исследования: проанализировать происхождение шахмат, как они эволюционировали с течением времени и как они стали той игрой, которой являются сегодня.
Задачи исследования:
описать игровые виды спорта как разновидность спортивной деятельности;
проанализировать историю происхождения шахмат;
охарактеризовать правила игры в шахматы;
изучить первые турниры по шахматам: известные гроссмейстеры.
Объект исследования: шахматная игра как общественный феномен.
Предмет исследования: закономерности (тенденции) влияния шахмат на жизнь человека и общества, как и влияние окружающего мира на шахматы как на спорт.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы.
Читать дальше
Игры и спорт являются универсальными чертами человеческой культуры, как в прошлом, так и в настоящем. Археологические исследования позволили обнаружить многочисленные артефакты, связанные с игровыми процессами, в местах по всему миру. Сюда входят приспособления, связанные с играми на физические навыки, такие как мячи и обручи, игровые доски, фигуры для настольных игр и игральные карты для стратегических игр, а также кости, используемые в азартных играх. Доски и фигуры для игр, похожих на шашки (checkers в североамериканском английском), были найдены в древнем городе Ур в современном Ираке, датируемом примерно 3000 годом до н.э. (Oxland 2004) и в Египте, датируемом еще 600 годом до н.э. (Masters 1997) [9].
Ранние спортивные игры, или спартакиады, хорошо известны из археологических и повествовательных источников. Различные виды искусства, включая живопись и скульптуру, со всего мира обычно изображают игры и спорт. Греческий историк Геродот (5 век до н. э.) описал игры и другие развлечения в Египте и Лидии (западная часть современной Турции), в то время как римский историк Тацит (55-120 гг. н.э.) описал игры в кости среди германских племен. Остатки древнегреческих Олимпийских игр, часто датируемые 776 годом до нашей эры, хорошо известны и включают в себя как место проведения игр, так и инвентарь, такой как дротики и сабли [15].
Читать дальше
Происхождение шахмат - одна из старейших и популярнейших настольных игр. Считается, что она возникла в Индии примерно в 6 веке. Затем игра была адаптирована персами и арабами, которые распространили ее по всей Европе. Современная версия игры, какой мы ее знаем сегодня, была изобретена в 15 веке. Именно в это время игра превратилась в игру, которую мы знаем и любим. Сегодня шахматы настолько популярны, что в них играют миллионы людей по всему миру. Это стратегическая игра, основанная на мастерстве и требующая от игроков думать наперед и планировать свои ходы. В игре также есть свой собственный набор правил, которым необходимо следовать, чтобы игра проходила правильно. Точное происхождение игры неизвестно, но общепризнано, что игра была изобретена в Индии группой людей, известных как брамины. Считается, что они создали игру, чтобы научить людей принципам стратегии, и она быстро стала популярным времяпрепровождением [10].
Шахматы — это игра, основанная на стратегии и мастерстве, которая на протяжении веков захватывала сердца и умы людей по всему миру. Его истоки можно проследить до Индии, где он был известен как чатуранга, что означает «четыре подразделения вооруженных сил». Игра впервые упоминается в индийском эпосе «Махабхарата», который датируется 4 веком до нашей эры. В Чатурангу играли на доске с 64 клетками, похожей на современную шахматную доску, и в ней было четыре различных типа фигур: пехота, кавалерия, слоны и колесницы.
Читать дальше
Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не предусматривают и решение всех организационных вопросов. В тех случаях, которые невозможно точно урегулировать статьёй Правил, можно принять правильное решение, изучив аналогичные ситуации, рассматриваемые в Правилах. В Правилах предполагается, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны. Слишком подробные Правила могут лишить арбитра свободы суждения, и таким образом помешать ему найти решение проблемы, продиктованное справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает всех шахматистов и шахматные федерации принять эту точку зрения. Необходимым условием для того, чтобы партия учитывалась для обсчёта рейтинга ФИДЕ, является то, что она должна быть сыграна в соответствии с Правилами игры в шахматы ФИДЕ. Рекомендуется, чтобы игры и в не рейтинговых соревнованиях ФИДЕ проводились в соответствии с Правилами игры в шахматы ФИДЕ. Федерации-члены ФИДЕ могут запросить ФИДЕ дать разъяснения по вопросам, относящимся к Правилам игры в шахматы [11].
Читать дальше
Современные соревновательные шахматы впервые получили известность в середине 1800-х годов. В 1834 году состоялся небольшой турнир, продемонстрировавший их потенциальную популярность. Менее чем за 20 лет в 1851 году в Лондоне было проведено первое в мире крупное соревнование. В то время игрокам требовалось до 20 минут, чтобы обдумать один ход. После первого турнира люди решили, что предпочли бы сыграть в более быструю версию игры. Поэтому они изобрели то, что известно сегодня как «Быстрые шахматы». Хотя в истории шахмат было много великих игроков, лишь немногие избранные удостоились чести носить титул чемпиона мира по шахматам. Понятие чемпиона мира по шахматам начало формироваться в первой половине 19 века, а словосочетание «чемпион мира» впервые появилось в 1845 году. Однако также стоит отметить, что до 1886 года, когда впервые был проведен чемпионат мира по шахматам, было несколько неофициальных чемпионов, таких как Пол Морфи [5].
Чемпионат мира по шахматам (иногда сокращенно WCC) разыгрывается для определения чемпиона мира по шахматам, и до 1948 года соревнования на первенство мира представляли собой матчи, устраиваемые в частном порядке между игроками, где чемпион устанавливал условия, требуя, чтобы любой претендент поднял значительную ставку и победил чемпиона, чтобы претендовать на титул. С 1948 по 1993 год чемпионат проводился Всемирной шахматной федерацией (ФИДЕ), но в 1993 году действующий чемпион Гарри Каспаров откололся от ФИДЕ, что привело к созданию конкурирующего чемпионата PCA. Титулы были объединены на чемпионате мира по шахматам 2006 года.
Читать дальше
Феномен игры и ее особенности являются хорошо изученными в философском пространстве, в работах Йохана Хейзинги, поэта и драматурга Фридриха Шиллера, психолога Льва Выготского и многих других. Игра – одна из сторон человеческого бытия. Однако среди бескрайнего множества игр шахматы стоят несколько особняком. Несколько десятилетий назад специалисты пытались решить для себя вопрос, чем же все-таки являются шахматы? Это спорт, наука или искусство? Однозначного ответа так и не было найдено. Это игра, где присутствует и собственная эстетика, спортивная и научная составляющие, свой понятийный аппарат. Уникальное сочетание этих компонентов позволяют выделить шахматы из множества известных игр. Философский анализ социальной роли игры в последние годы не проводился (одним из исследователей шахмат в социальном контексте был доктор психологических наук, гроссмейстер Н. Крогиус, но его работы в большей степени относятся к психологии, чем к философии). Можно отметить работы историков шахмат: Исаака и Владимира Линдеров, гроссмейстера и историка шахмат Юрия Авербаха. Однако сфера интересов данных ученых лежит, прежде всего, в области истории игры, вне ее социально-философского контекста.
Развитие новых информационных технологий внесло огромное изменение в мир шахмат, как на внутреннем уровне, так и на внешнем. Компьютер повлиял на изменение теории, стратегии игры, оценку партий прошлого, произошла переоценка шахматного творчества. На внешнем уровне это проявляется в новых способах игры (по интернету), появлении онлайн трансляции, новых профессиях, связанных с проведением турниров и трансляций партий в сети. Появилась необходимость осмысления новых процессов и новой роли шахмат в социокультурном пространстве. Таким образом, заявленная тема ещё ждёт своего разработчика.
Читать дальше
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. — М.: ООО «Дайв», 2019. – 324 с.
2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 2023. – 289 с.
3. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. — М.: ГЦОЛИФК, 2022. – 290 с.
4. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 2020. – 167 с.
5. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 287 с.
6. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 2021. –176 с.
7. Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. — Ташкент: Укитувчи, 2022. – 245 с.
8. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. — М.: Физкультура и спорт, 2020. – 323 с.
9. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или шахматы для детей 2—5 лет / И. Г. Сухин. — М.: Новая школа, 2022. – 145 с.
10. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. — Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 2022. – 243 с.
11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 2021. – 325 с.
12. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Поматур, 2020. – 238 с.
13. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель: АСТ, 2020. – 342 с.
14. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 178 с.
15. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 234 с.
Читать дальше