Система социальной защиты населения является неотъемлемой частью любого цивилизованного государства. В любом обществе каждый человек подвержен определенным рискам, таким, как потеря средств существования, трудоспособности в силу разных причин, старость, безработица и др. Однако в любом обществе и государстве существует система мер, позволяющих сгладить эти риски.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества.
В культуре русского народа ещё в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить себе полноценное существование.
В современной России право граждан на социальное обеспечение было закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 года в статье 39. В ней, в частности, говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». [1]
Сегодня социальное обеспечение представляет собой деятельность государственных органов по предоставлению нуждающимся гражданам различных видов пенсий и пособий, по оказанию всевозможных социальных услуг и льгот инвалидам и престарелым, различных иных видов социальной помощи.
В настоящее время система социальной защиты в России включает:
1. обязательное социальное страхование;
2. социальную поддержку населения:
3. социальное обслуживание населения.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Вместе с тем следует отметить, что для рационального решения проблем формирования и регулирования социальной инфраструктуры желательно опираться на теоретико-методологические основы пространственной политики, разработанные отечественными и зарубежными учеными.
Такие крупные развитые страны, входящее в Азиатско -Тихоокеанский регион (далее –АТР), Объединенные Арабские Эмираты (далее – ОАЭ), дают много примеров решения социальных проблем, являющихся актуальными для Российской Федерации. Анализ подобных проблем может способствовать развитию направлений социального обеспечения современной России.
Примеры решения региональных проблем в этих странах не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания.
Причины выбранной темы курсовой работы обуславливаются решением следующих вопросов международного уровня: сближения регионов по уровню социально-экономического развития; модернизации инфраструктурных систем; стабилизации социально-экономического положения народностей; оздоровления экологической ситуации в регионах и многие другие.
Цель курсовой работы заключается во всестороннем глубоком изучении социального обеспечения в дружественных странах РФ на примере АТР и ОАЭ.
Для ее достижения необходимо разрешить следующие задачи:
1. Изучить состояние социального обеспечения в РФ;
2. определить значение международного сотрудничества для социального обеспечения в РФ;
3. сравнить состояние социального обеспечения в РФ и АТР;
4. сравнить состояние социального обеспечения в РФ и ОАЭ.
Методологической основой в написании работы является:
1) Анализ литературы по выбранной теме;
2) синтез найденной информации;
3) сравнение данных;
4) статистический метод.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся между государством и получателем социального обеспечения.
Предметом академического испытания служат такие нормативно-правовые акты, как: Конституция РФ от 12.12.1993 г., Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др.
В курсовой работе использовались научные работы следующих авторов: Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттербон, Н.Г. Александров, В.С. Авдеев, Е.И. Астрахан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, Р.М. Цивилев, Р.И. Иванова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрено (изучено) состояние социального обеспечения в РФ и определенно значение международного сотрудничества для социального обеспечения в РФ. Во второй главе проведено сравнение состояния социального обеспечения в РФ с ОАЭ и АТР. В заключении подводятся итоги проделанной работы.