Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ситуационный анализ позволяет оценить внутреннюю и внешнюю среду организации, выявить ее сильные и слабые стороны, а также определить возможности и угрозы, с которыми она сталкивается. Изучение этой темы актуально, так как в условиях быстро меняющегося рынка и конкурентной среды организации должны оперативно реагировать на изменения и принимать обоснованные управленческие решения. Ситуационный анализ помогает организации лучше понять свое положение на рынке, определить цели и стратегии развития, а также эффективно использовать свои ресурсы. Таким образом, изучение места и роли ситуационного анализа в развитии современной организации помогает улучшить ее конкурентоспособность и устойчивость на рынке.
Цель работы – изучить место и роль ситуационного анализа в развитии современной организации.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие и сущность ситуационного анализа.
2. проанализировать значение ситуационного анализа в развитии современной организации.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Читать дальше
Ситуационный анализ представляет собой комплекс методов, которые используются для определения положения компании в бизнес-среде, выявления ее сильных и слабых сторон, а также выявления особенностей выпускаемого продукта, влияющих на развитие бизнеса.
Целью ситуационного анализа является получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. В процессе анализа выявляются основные факторы, влияющие на развитие ситуации, и определяются наиболее значимые аспекты, которые могут повлиять на принимаемые управленческие решения.
Основная задача ситуационного анализа заключается в создании своеобразного отчета о текущем положении компании с точки зрения маркетинга и бизнеса в общем экономическом пространстве, определении возможных направлений развития и способов масштабирования. Комплекс анализов помогает определить, куда следует в первую очередь направлять ресурсы и на что стоит обратить внимание в контексте конкуренции и окружения.
Ситуационный анализ включает в себя несколько видов маркетинговых и экономических анализов, которые в итоге помогают создать обширный отчет для разработки стратегии развития компании.
Существует несколько основных методов:
PEST-анализ — исследование внешней среды, влияющей на бизнес;
SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон компании;
SPACE-анализ — анализ стратегического положения и оценка действий компании;
анализ конкурентов — изучение конкурентов, уточнение конкурентоспособности конкретной компании, выявление опасных факторов, которые влияют на конкуренцию [5].
Читать дальше
Ситуационный подход в настоящее время является одним из наиболее перспективных в современной науке управления. С одной стороны, он представляет собой разработанный инструмент для системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.
Ситуационный подход позволяет руководителю эффективно управлять конкретной ситуацией принятия управленческого решения, принимать решения на основе анализа и понимания ситуации и ее динамики, а не методом проб и ошибок. Возможность предварительного анализа ситуации и предсказания ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход более эффективным и позволяет избежать значительных потерь ресурсов и времени.
В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ, который представляет собой комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, основанных на анализе конкретной управленческой ситуации. Этот вид анализа является противоположностью стратегическому управлению, поскольку позволяет не только принимать решения в конкретной ситуации, но и более обоснованно принимать долгосрочные управленческие решения на основе более глубокого анализа ситуаций, установления тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, вплоть до корректировки стратегических целей организации [4].
Также, как и в системном анализе и других областях управления, в ситуационном анализе разработаны универсальные методы и приемы, применимые не только для одной ситуации принятия решения, но и для целого класса ситуаций. Подробнее об этом будет рассказано в последующих разделах курсовой работы. Часто для проведения ситуационного анализа используются методы экспертных оценок, мозгового штурма, а также кейсов деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения.
Читать дальше
В результате проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
Ситуационный анализ представляет собой процесс комплексного изучения конкретной управленческой ситуации с целью выявления ее основных характеристик, факторов и тенденций, определяющих ее развитие.
Анализ ситуации применяется в управлении, маркетинге, связях с общественностью и представляет собой комплексное исследование внутренней и внешней среды различных организаций и структур, включая коммерческие, некоммерческие и государственные организации.
Результаты анализа ситуации используются для прогнозирования деятельности организаций, стратегического планирования, разработки бизнес-планов, маркетинговых стратегий и PR-мероприятий.
Основные методы ситуационного анализа:
1. PEST-анализ.
2. Анализ конкурентов.
3. SWOT-анализ.
4. SPACE-анализ.
Ситуационный анализ обычно является первым шагом в процессе планирования маркетинговой стратегии. Предприятию необходимо регулярно проводить ситуационный анализ, чтобы быть в курсе постоянно меняющихся условий и вносить необходимые изменения в свои маркетинговые планы.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум / А.П. Карасев. - М.: Юрайт, 2021. - 324 c.
2. Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 447 с.
3. Ситуационный анализ и его роль в проведении эффективной коммуникации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnyy-analiz-predpriyatiya-kak-osnova-dlya-provedeniya-effektivnoy-kommunikatsii?ysclid=lslqttrjs630786229 (дата обращения: 29.02.2024)
4. Теория организации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36060/1/978-5-7996-1564-2_2015.pdf?ysclid=lp3664rafi324863655 (дата обращения: 29.02.2024)
5. Что такое ситуационный анализ - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5905 (дата обращения: 29.02.2024)
Читать дальше