Актуальность темы исследования. Данное исследование посвящено регионам и подходам к национализму и сепаратизму в Европе, который имеет долгую историю и наследие. Предполагалось, что регионы будут более сильно представлены на европейском уровне после завершения создания Европейского общего рынка. Действительно, после вступления в ЕС многие европейские страны гарантировали управление своими регионами в соответствии с принципами субсидиарности и субординации. Однако некоторые автономные регионы, такие как Эльзас, Южный Тироль и Фландрия, выступили с требованиями, такими как независимость, а не широкая автономия. Исследование рассматривает этот вопрос с современной и исторической точек зрения на примере национальных и сепаратистских движения в Европе.
Степень научной изученности темы. Тема данного исследования имеет большую научную разработанность среди отечественных и зарубежных авторов. Так, среди отечественных авторов, которые рассматривали специфику современного регионального сепаратизма, можно выделить С.А. Василенко, А.К. Афанасьев, Е.А. Нарочницкая, В.Я. Швейцер и другие. Среду зарубежных авторов можно отметить Э. Атасевен, С.Б. Гриффин, В. Протт и другие.
Объектом исследования являются национальные и сепаратистские движения.
Предметом исследования является анализ основных тенденций и особенностей сепаратизма в Эльзасе, Южном Тироле и Фландрии на современном этапе
Целью исследования является анализ национальных и сепаратистских движений в Эльзасе, Южном Тироле и Фландрии на современном этапе.
Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:
описать сущность сепаратизма в Эльзасе;
рассмотреть факторы, влияющие на формирование сепаратистских движений в Эльзасе;
дать характеристику сепаратизма в Южном Тироле;
определить основные характеристики сепаратистских движений в Южном Тироле;
исследовать становление и развитие сепаратизма во Фландрии;
выделить особенности сепаратизма во Фландрии на современном этапе.
Методы исследования. Методология и основы исследования определяются характером его целей и задач, а также подходом и научной позицией автора. Аппарат исследования включает сравнительный, проблемный, системные, другие общенаучные подходы. Определяющими установками являются принципы объективности, всестороннего анализа, историзма и др. Спектр используемых методов широк соответственно: восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, сравнительный, обобщение и аналогия, включенное наблюдение и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
1.1 Сущность сепаратизма в Эльзасе
Эльзас является страной, где эльзасско-немецкий диалект все еще силен. В период с 1870 по 1945 год эльзасцы четыре раза меняли гражданство, причем их ни разу не спросили, чего они сами хотят. Несмотря на то, что это была немецкоязычная территория, немецкая аннексия 1871 года не приветствовалась ни в Эльзасе, ни в соседней Лотарингии, которая была преимущественно франкоязычной и имела мало связей с Эльзасом до 1871 года: обе страны оказались в так называемой рейхсланде Эльзас-Лотринген. которым до конца управляли немецкие власти, в конечном счете зависевшие от «Берлина» и императора.
Даже через несколько десятилетий после аннексии коренные эльзасцы редко встречались на среднем и верхнем уровнях администрации Рейхсленда. Что касается окончания периода аннексии мирного времени, то до сих пор остается спорным вопрос о том, в какой степени Эльзас стал немецким. Несомненно и неудивительно, что победившие французы были приняты с распростертыми объятиями в конце 1918 года, в конце войны, в ходе которой имперская Германия обращалась с эльзасцами несправедливо и даже жестоко. Энтузиазм большинства эльзасцев был недолгим. Уже через год возникла так называемая эльзасская болезнь как ответ на бесчувственную политику Франции по француженизации в Эльзасе.
Последовавшее за этим антифранцузское движение Heimatrechtsbewegung, борющееся за права эльзасской родины по отношению к французскому государству, показало, что Эльзас стремился сохранить свои (нефранцузские) особенности, что он не хотел становиться похожим ни на одну другую страну.
Читать дальше
2.1 Характеристика сепаратизма в Южном Тироле
Южный Тироль стал частью Италии в конце Первой мировой войны, в результате чего немецкоговорящее население стало языковым меньшинством, подобно небольшому ладинскому населению в долинах Доломитовых Альп. В настоящее время это меньшинство можно считать очень хорошо защищенным, и мои партнеры по интервью из других меньшинств часто приводили его в качестве примера .
Наиболее важными документами, касающимися защиты меньшинств, являются Соглашение Грубера-Дегаспери (1946), предоставляющее международные гарантии по вопросам меньшинств, и Новый статут автономии (1972), делегирующий широкий спектр полномочий с национального на провинциальный уровень автономной провинции Больцано. Эти полномочия включают провинциальную администрацию, двуязычную топонимику, культурные учреждения, такие как музеи, схемы землепользования и планирования, охрану окружающей среды, ремесла, социальное жилье, дороги, туризм и гастрономию, сельское хозяйство, детские сады. Провинция может регулировать соответствующее национальное законодательство в отношении образования, торговли, профессионального образования, государственных предприятий, водоснабжения, гигиены и здравоохранения, спорта и досуга.
Читать дальше
3.1 Становление и развития сепаратизма во Фландрии
В настоящее время Бельгия существует как микрокосм мультикультурного сотрудничества, которым является современная Европа. Как и ЕС в целом, она сталкивается с теми же растущими волнами национализма и популизма. Фламандское сепаратистское движение ни в коем случае не является недавним явлением, на самом деле оно имеет долгую историю . Чтобы удовлетворить требования этого движения, с шестидесятых годов в Бельгии было проведено несколько конституционных реформ. Это придало стране сложную институциональную структуру, состоящую из трех регионов с широкими законодательными полномочиями и трех языковых сообществ (немецкого, французского и голландского), представляющих три языковые области страны. Регионы и языковые сообщества делят власть с федеральным правительством, которое имеет очень мало полномочий, кроме внешней политики, социального обеспечения и налоговой политики. Ученые назвали эту институциональную архитектуру центробежным федерализмом, потому что вместо снижения требований языковых сообществ/регионов они фактически поощряли требования дальнейшей децентрализации .
Продолжающийся конфликт между языковыми сообществами и регионами и центральным правительством привел к серии политических кризисов: в самом последнем эпизоде, в 2010 году, правительство рухнуло после того, как не смогло прийти к соглашению по избирательному округу Брюссель-Галле-Вильворде. Более того, гиперпропорциональная избирательная система и наличие очень фрагментированной многопартийной системы позволяют даже незначительным партиям накладывать вето на формирование федерального правительства. Например, после последних национальных выборов, состоявшихся в 2010 году, потребовалось более 500 дней, чтобы согласовать новое правительство. В итоге было сформировано коалиционное правительство, состоящее из восьми партий, сильно отличающихся друг от друга языковой принадлежностью и положением в политическом спектре.
Читать дальше
Отношения между Эльзасом и остальной Францией остаются сложными и по сей день. Несмотря на то, что Эльзас является частью Франции, иногда его воспринимают как культурное исключение, отчасти из-за долгих периодов, проведенных им под немецким влиянием. В 1871 году Эльзас был присоединен к новой Германской империи после ее победы во франко-прусской войне. Оккупация продолжалась до 1918 года, когда после поражения Германии в Первой мировой войне регион был передан Франции по Версальскому мирному договору. Затем регион был один раз оккупирован Германией во время Второй мировой войны. В это время жители Эльзаса стали гражданами Германии по указу нацистского правительства. Эльзасский - это германский диалект, на котором говорят в Эльзасе. Несмотря на то, что французское правительство запретило использование германских языков в школах в 1945 году, диалект пережил некоторое возрождение в 1970-х годах, когда ряд независимых движений боролись против государственного подавления региональных языков.
Меняющаяся политическая система Южного Тироля, считает, что в автономии Южного Тироля происходит процесс «детерриториализации»: в большинстве жители провинций предпочитают передачу дальнейших полномочий на провинциальный уровень. Провинциальная автономия больше не является целью исключительно меньшинства, и политики из всех лингвистических групп лоббируют центральное правительство в отношении дальнейших полномочий. Истрия демонстрирует аналогичный процесс сотрудничества между различными этносами, а транснациональное региональное сотрудничество в обоих случаях осуществляется через Европейский регион. В контексте меньшинств границы национальных государств часто воспринимаются как искусственное разделение, и преодоление этих границ в «единой Европе» упоминается как одно из важнейших достижений ЕС. Действительно, ЕС вновь делает возможным сотрудничество в исторических транснациональных регионах, расположенных на территории национальных государств. Сепаратизм и установление новых границ не привлекли бы консенсуса населения в моих примерах. Несмотря на то, что финансовый кризис способствовал росту таких движений, например, в Италии, большинство жителей Южного Тироля из всех языковых групп отвергают эти идеи. Вместо этого, лучшим решением считается получение больших полномочий на уровне провинций, особенно в отношении финансовых и налоговых вопросов.
Сепаратизм не находится в центре политических дебатов в Бельгии, даже во фламандском регионе. последний период, когда это обсуждалось в бельгийских СМИ, был во время длительного политического кризиса вокруг переговоров о шестой реформе бельгийского государства, поскольку это вызвало вопросы о том, переживет ли государство этот кризис. Однако более широкий вопрос автономии и языкового конфликта на протяжении десятилетий присутствовал в политических дебатах во Фламандии. Национальные и региональные правительства едва ли решают проблему сепаратизма, а гражданское общество в значительной степени остается периферийным субъектом. Тем не менее, даже если франкоязычные партии практически отсутствуют на электоральной арене во Фландрии, они оказывают некоторое влияние на дебаты, главным образом через ситуацию в Брюсселе и через федеральные особенности Бельгии.
Таким образом, этническая принадлежность, как основной политический раскол между большинством и меньшинством, потеряла значительную силу. Процессы региональной интеграции позволяют усилить территориальную идентификацию как меньшинства, так и большинства населения, и поэтому представляют собой шанс для мирного сотрудничества и реализации общих интересов.
Читать дальше
1. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С 306/01) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения: 06.03.2024)
2. Василенко С.А., Афанасьев А.К. Реакция Евросоюза на вспышки сепаратизма в государствах объединения // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9, № 3(32). – С. 17-20.
3. Гаврилова С.М. К вопросу о федерализме в Бельгии // Проблемы постсоветского пространства. – 2019. – С. 366-377.
4. Нарочницкая Е.А. Многообразный сепаратизм: Проблема типологии и европейские реальности // Актуальные проблемы Европы. – 2015. – № 1. – С. 32-55.
5. Холодковский К.Г. Особенности сепаратизма в западной Европе XXI века // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – С. 27-37.
6. Швейцер В.Я. Южный Тироль: тлеющий очаг сепаратизма в Европе // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2018. – №2. – C. 43-46.
7. “Away from Rome”: independence slogans written with fire on mountains in South Tyrol [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nationalia.info/brief/11308/away-from-rome-independence-slogans-written-with-fire-on-mountains-in-south-tyrol (дата обращения: 08.02.2024)
8. Alsace from 1945 to the present [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://museeprotestant.org/en/notice/alsace-from-1945-to-the-present/ (дата обращения: 05.02.2024)
9. Belgium: The Case of Flanders and Wallonia [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://harvardpolitics.com/flanders-and-wallonia/ (дата обращения: 08.03.2024)
10. Bieri M. State of the nations [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ips-journal.eu/regions/europe/state-of-the-nations-2669/ (дата обращения: 08.02.2024)
11. Flanders and the rise of separatism in Belgium [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aspeniaonline.it/amp/articolo_aspenia/flanders-and-the-rise-of-separatism-in-belgium/ (дата обращения: 08.03.2024)
12. Grand Est [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.britannica.com/place/Grand-Est (дата обращения: 05.02.2024)
13. Quo vadis Alsace? Politics in the land of paradox [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.opendemocracy.net/en/can-europe-make-it/quo-vadis-alsace-politics-in-land-of-paradox/ (дата обращения: 05.02.2024)
14. Zeba M., Wonisch K. Separatism and media in Italy: the case of South Tyrol [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dradproject.com/separatism-and-media-in-italy-the-case-of-south-tyrol/ (дата обращения: 08.02.2024)
15. Ataseven E. The Europe of regions and separatism // Bölgelerin ve Ayrılıkçılığın Avrupası. – 2021. – P. 15-22.
16. Bieri M. Separatism in the EU // CSS Analyses in Security Policy. – 2014. – Р. 1-4.
17. Dandoy R., Sinardet D. Separatism debate in Flanders: Actors and Arguments // Qualified Autonomy and Federalism versus Secession in EU Member States. – 2021. – P. 201-215.
18. Dehdari S.H., Gehring K. The origins of common identity: Evidence from Alsace-Lorraine // CESIfo Working Paper. – 2019. – P. 1-39.
19. Griffin C.B. Une Crise d’Identité: The Use of Institutional Systems to Build Nationalism in Alsace and Lorraine following the First World War, 1918-1925 // Of Life and History. – 2018. – P. 1-15.
20. Prott V. Challenging the German Empire: Strategic nationalism in Alsace-Lorraine in the First World War // Nations and Nationalism. – 2021. – Volume 27, Issue 4. – P. 919-1308.
Читать дальше