Для примера разных типов градостроительства и городского планирования рассмотри опыт таких стран, как Канада (город Ванкувер), Сингапура (города Сингапур) и Франции (город Париж).
Для стран Северной Америки, в частности Канады, изначально основным принципом градостроительства стали общественные устои, которые регламентировали правила сосуществования различных слоев общества в едином пространстве.
Задачи градостроительства «по потребностям» населения «снизу-вверх» начал формироваться в странах Северной Америки с XIX века. Начальный этап формулирования градостроительного задания базируется на социальной основе и занимает начальную ступень проектного процесса, затем получает необходимое развитие и воплощение.
Начальная стадия формирования градостроительных проектов формулируется на общих собраниях совета микрорайонов (нейборхудов или коммьюнити), на которых имеют право присутствовать все желающие жители данного микрорайона. Деятельность этих собраний регламентируется и консультируется специалистами отдела по вопросам градостроительства администрации города.
Такая форма организации территориального освоения и планирования подразумевает постоянное обновление и пополнение нормативно-правовой базы, а также регламентной базы градостроительства. Непреложными правовыми константами остаются правовые акты и законы страны, штата/графства/региона, такие как, например, Акт (закон) о чистоте воздуха бассейна, Акт (закон) о чистоте вод (действуют во всех североамериканских, многих европейских станах), др. Стоит отметить, что на первоначальном этапе проектом занимаются рядовые граждане, которые не имеют опыта в градостроительстве. В связи с этим сложно делать прогнозы касательно окончательного варианта градостроительного проекта. При данном подходе работает принцип самоорганизации и свободы субъективного волеизъявления.
Далее реализуется второй этап рассмотрения проектов. На этом этапе в работу включаются представители планировочных управлений/департаментов по работе с населением. В работы данных подразделений входит согласование предвариельных проектов жителей микрорайонов (нейборхудов или коммьюнити) в лице совета жилого образования с интересами города. На данном этапе возникают сложности. Иногда жители микрорайонов не готовы принять прогрессивные для города, региона или даже страны нововведения, которые могут задевать их частную территорию, а потому начинают тормозить процесс их реализации и стремиться отменить внедрение новых проектов, например, строительства новых дорог, отчуждения территорий под заповедники и т.д. В этом случае должна быть организована работа по консолидации микрорайонов для осуществления единой государственной программы с тем, чтобы иметь возможность реализовать глобальные страновые градостроительные программы. Для этого разработанные на государственном уровне проекты развития селитебных территорий должны быть понятны и доступны для всех жителей микрорайонов. Без направленно-образовательной работы в таком случае не обойтись. С данных позиций интересен опыт планирования не ниже регионального уровня, например, создание Стратегии развития Большого Ванкувера (Канада), поскольку согласовать воедино долгосрочные планы развития системы, включающей двадцать одно населенное место, да еще урегулировать притязания на межселенные территории – задача со всеми неизвестными. Формально – в указанном документе устанавливаются цель, задачи и методы их достижения, как и в любом пакете градостроительной документации регионального уровня характерного для многих стран: стимулирование экономического развития, строительной индустрии, повышение привлекательности среды обитания, в том числе и за счет архитектурных решений, пр. Движущей силой воплощения градостроительных идей считается постоянно проживающее в регионе население. Реально – за рамками Стратегического плана более тридцати потраченных лет на то, чтобы сначала определить, к каким целям направить развитие региона совместными усилиями, а затем договориться какими методами ее достичь, так чтобы как можно тщательнее сгладить разнонаправленные задачи.
Правомерность, реальность, качество проектного решения и «доведенность» его глубины понимания граждан проверяется более чем прагматичной сущностью человека – готовностью оплатить строительство запроектированного объекта через возрастание суммы налогов. На конечной стадии граждане города голосованием принимают изменения списка дополнительных собственных налогов на воплощение того или иного крупномасштабного проекта или содержания той или иной административно-управленческой единицы градообразования.
Столь сложная система градостроительного планирования приводит к известной гибкости, допущению многовариантности сценариев развития населенных мест и в то же время может значительно тормозить, а зачастую и делает невозможным строительство тех или иных, казалось бы, очевидно значимых объектов.