Все виды земельных правоотношений имеют несколько общих черт – все они носят общественный характер и основаны на действующем законодательстве, как конечный результат его регулирования процессов земельного права.
Содержание правоотношений представляет собой конкретизированную форму выражения абстрактной сущности реализуемой нормы, относящейся к объективному праву. В каждом конкретном случае имеет место конкретный результат. Так, в одном случае содержание правоотношений может выражать конкретизацию абстрактных основ гипотезы нормы в форме наличия конкретных обстоятельств, обладающих юридической значимостью.
В другом - имеет место уточнение положений нормативной диспозиции в виде соответствующих правомерных действий активного, взаимосогласованного характера дееспособных субъектов взаимодействия.
В третьем же случае содержание правоотношений представлено в виде конкретизации положений нормативной санкции, что выражается в форме соответствующего решения или акта (правомочной правоприменительной меры).
Принципиально само определение рассматриваемых взаимодействий. Правовое отношение являет собой конструкцию и категорию доктринального осмысления и разъяснения самого процесса действия, воплощения установленного права, но не категорию правоустановления (правотворчества). Другими словами, рассматриваемое взаимодействие не является средством и формой исходного регулирования и регулятивного воздействия на участников взаимодействий.
Содержание правоотношений считается исключительно правовым, обладает формально-юридическим характером. Рассматриваемое взаимодействие наделено тем же объемом и тем же регулятивным механизмом, что и норма. Суть и механизм состоят из особых структурных компонентов нормы (санкции, диспозиции, гипотезы), а также их регулятивных функций. Правоотношение и правовая норма являются двумя формами одного выражения регулятивного механизма. Различие между ними заключено в том, что в первом случае речь идет о динамичной, конкретно-реализационной форме регулятивного процесса. Норма права при этом являет собой статичную, абстрактно-общую форму
Органы государственной власти и местные административные образования в сфере работы по земельным правоотношениям могут быть регуляторами их в применении к земельным участкам, которые находятся под их управлением и на их территории (акты, предписания, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы). Эти же самые органы могут быть и собственниками земельных участков и выступать на равных правах во всех видах земельных правоотношений с другими их участниками (физическими или юридическими лицами).
По своей сути всякое земельное правоотношение являет собой довольно сложный процесс, в котором обязательно присутствуют элементы субъектов, объектов и самого содержания правоотношения. Субъекты это собственники, арендаторы, и прочие одушевленные участники земельных правоотношений, а также государственные органы управления в сфере земельного права. Каждый из субъектов земельных отношений имеет по своим объектам определенные права и обязанности (разрешение строительства недвижимости или запрет, охрана земли и т.п.), которые, собственно, и составляют содержание земельных правоотношений. По сути, эти процессы можно охарактеризовать, как возникновение, изменение и прекращение правоотношений по земле и их участников.
Приобретение земельных участков в собственность или пользование означает: возникновение земельного правоотношения по конкретному субъекту и объекту, действия же субъектов земельных правоотношений позволяют им развиваться, изменяться или прекращаться. Все изменения земельных правоотношений происходят в основном по соглашению сторон, но бывает и так, что при неправомерных действиях субъектов, носящих систематический характер, происходит их лишение права на землю по суду. Отчуждение земли может быть проведено для государственных или общественных нужд путем выкупа прав на него государством у собственника, если это земля под строительство с правом ПМЖ, то и предоставление альтернативного варианта жилья, земельного участка под застройку. Далее, земельные правоотношения, как часть земельного права, различаются по степени взаимной обязанности их участников. Бывают равноправные отношения пользователей земельных участков, а бывают отношения, в которых одна из сторон подчинена другой и обязана выполнять указания последней. Тут одной из сторон почти всегда выступает какой-либо из органов земельного управления, чьи указания по землепользованию обязательны для собственников и арендаторов земель. По аналогии с гражданским правом земельные правоотношения отличаются еще по критерию содержания (имущественные и неимущественные), по критерию определенности состава субъектов (абсолютные и относительные).
Очень важно понимать, что земельные правоотношения могут регулироваться как непосредственно земельными нормативными актами, так и нормативными актами иных отраслей права РФ. Сам Земельный кодекс - свод правил по самостоятельному регулированию земельного права, но в тех случаях, когда данный вопрос не предусмотрен в его тексте, вступают в силу другие общепризнанные нормы законодательства.