Введение 3 1 Исследование тревожности в психофизиологии 4 2 Психофизиология человека в ситуации угрозы 10 Выводы 15 Список литературы 16
АСОУ

Психофизиология тревоги, страха и фобических реакций

эссе
Психология
17 страниц
84% уникальность
2013 год
21 просмотров
Демарева В.
Эксперт по предмету «Психофизиология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
Выводы
Список литературы
Среди наиболее актуальных проблем в современных исследованиях эмоциональной сферы выделяется проблема изучения тревожности. Пребывая в социальной среде, человек сталкивается с воздействием большого круга эмоциогенных сигналов, вызывающих ответные реакции на всех уровнях эмоциональной регуляции. Согласно когнитивным теориям эмоций и личности, развитию эмоциональной реакции на субъективном и физиологическом уровнях предшествует этап восприятия сигнала, связанный с оценкой его потенциальной угрозы или безопасности и последующим анализом дополнительных свойств с целью выбора стратегии поведения в создавшейся ситуации. Цель работы: рассмотреть исследования, посвященные психофизиологии страха, фобических реакций и тревожности. Задачи работы: 1. Изучить исследования тревожности в психофизиологии. 2. Исследовать психофизиологию человека в ситуации угрозы.
Читать дальше
Исследование тревожности в психофизиологии В настоящее время под термином «тревожность» понимают и определенное состояние индивида в ограниченный момент времени (ситуативная тревожность), и устойчивое свойство личности человека (личностная тревожность) . Тревожность – один из основных факторов, способствующих развитию у человека психических и соматических заболеваний. Личностная тревожность связана с широким спектром когнитивных, аффективных и поведенческих нарушений. Тревожные расстройства часто могут быть коморбидными у лиц с пограничными психическими нарушениями, в частности поведенческими расстройствами, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, когда тревога способствует возникновению неустойчивости внимания и оказывает дезорганизующее влияние на деятельность и поведение . Используемые психологические опросники и тесты не могут охватить всей полноты этого сложного эмоционального явления. Исследование физиологических механизмов тревожности методами регистрации кожно-гальванической реакции, плетизмограммы, оценки сердечной деятельности и дыхания не дают полной картины, так как затрагивают только периферический уровень и не охватывают нейрофизиологическую составляющую – центральный уровень. С нашей точки зрения представляется актуальным исследовать мозговые проявления тревожности, используя определение латентного времени сенсомоторных реакций, которое включает в себя несколько фаз: поступление сенсорной информации, время центральных процессов (опознание стимула и выбор ответа) и широко используется для оценки психофизиологических и нейрофизиологических параметров функционирования головного мозга . В настоящее время в нейрофизиологических исследованиях находит все более широкое применение метод вызванных потенциалов (ВП), который позволяет получить объективную информацию о состоянии и функциях различных сенсорных систем как на периферическом, так и на центральном уровне .
Читать дальше
Цель работы С.В. Павлова и соавт. заключалась в изучении базовых индивидуально‑типологических и нейрогуморальных характеристик, а также активности сердечно‑сосудистой системы в состоянии покоя и в процессе развернутой эмоциональной реакции у индивидов с различными стратегиями неосознаваемого восприятия угрожающих эмоциональных лиц. Стратегии неосознаваемого восприятия оценивались с помощью метода эмоционального маскированного теста Струпа. У всех испытуемых с помощью опросников оценивались уровни личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, активность систем торможения и активации поведения, а также базовые концентрации кортизола в крови, тромбоцитарного и плазменного серотонина (5HT). Активность показателей сердечно‑сосудистой системы регистрировалась в покое и в процессе воспроизведения из памяти эмоционально значимых событий, связанных с межличностной конфронтацией и переживанием эмоции гнева. Результаты проведенного исследования убедительно продемонстрировали, что индивидуальные различия в стратегиях неосознаваемого восприятия социальных сигналов угрозы имеют свои проявления на различных уровнях эмоциональной регуляции. Установлено, что ускорение времени реакции при восприятии замаскированного сигнала угрозы, отражающее неосознаваемый когнитивный перекос в сторону его захвата и более быстрой обработки, ассоциируется с такими проявлениями малоадаптивного профиля эмоциональной регуляции, как высокая личностная тревожность, повышенная реактивность сердечно‑сосудистой системы при конфронтации с осознаваемой угрозой и сниженная концентрация серотонина тромбоцитов . Результаты данного исследования убедительно доказывают, что индивидуальные различия в неосознаваемой оценке социальных сигналов угрозы проявляются на различных уровнях эмоциональной регуляции. Примечательно, что из трех категорий эмоциональных лиц только особенности восприятия лиц угрозы ассоциировались с исследуемыми индивидуально‑типологическими и физиологическими показателями, что доказывает ключевую роль данных сигналов в регуляции эмоционального поведения. В целом было показано, что ускорение времени реакции в ответ на замаскированные лицевые сигналы угрозы ассоциируется с более высоким уровнем личностной тревожности, более низкой базовой концентрацией серотонина тромбоцитов и более выраженной сердечно‑сосудистой активацией при воспроизведении из памяти негативной эмоциональной информации. Традиционно считается, что замедление времени моторной реакции в тесте Струпа при восприятии лиц угрозы означает усиление избирательного внимания к данным стимулам, что отражает проактивную стратегию совладания с угрозой, направленную на захват эмоционального содержания стимула и активную нейтрализацию источника угрозы при минимальном или умеренном уровне дистресса. И наоборот, ускорение времени моторной реакции интерпретируется как ослабление избирательного внимания к сигналам угрозы, что отражает реактивную стратегию, связанную с высоким уровнем дистресса и тревоги и направленную на избегание источника угрозы . При этом авторы не делают различий между осознавае мым и неосознаваемым восприятием стимулов.
Читать дальше
1) Таким образом, у детей с высоким уровнем тревожности установлены более продолжительный латентный период зрительно-моторных реакций и слуховых когнитивных вызванных потенциалов Р300 в ответ на незначимый стимул, большее количество ошибок при выполнении зрительно-моторных тестов, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности, низкой избирательности, устойчивости внимания и дезорганизации когнитивной деятельности. 2) Тип высшей нервной деятельности и уровень тревожности можно рассматривать как аргументы психофизической функции цветового зрения. 3) Индивидуальные различия в стратегиях неосознаваемого восприятия социальных сигналов угрозы имеют свои проявления на различных уровнях эмоциональной регуляции.
Читать дальше
1. Алешина Е. Д. Когнитивный вызванный потенциал Р300: методика, опыт применения, клиническое значение / Е. Д. Алешина // Журнал неврологии и психиатрии. – 2009. – № 8. – С. 77–83. 2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психол. журн. 1992. 13. (5). 111–117. 3. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л. И. Афтанас. – Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с. 4. Вербицкий Е. В. Психофизиология тревожности / Е. В. Вербицкий. – Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. – 192 с. 5. Гнездицкий В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике / В. В. Гнездицкий. – М. : МЕДпрессинформ, 2003. – 264 с. 6. Гордеев С. А. Изменения спонтанной и вызванной электрической активности мозга при тревожно-фобических расстройствах / С. А. Гордеев // Неврологический вестник. – 2008. – Т. XL, Вып. 1. – С. 81–87. 7. Гордеев С. А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека / С. А. Гордеев // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 4. – С. 11–17. 8. Гордеев С. А. Применение метода Эндогенных связанных с событиями потенциалов мозга Р300 для исследования когнитивных функций в норме и клинической практике / С. А. Гордеев // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 2. – С. 121–133. 9. Грибанов А. В., Кожевникова И. С., Нехорошкова А. Н., Джос Ю. С. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10–11 лет с высоким уровнем тревожности // Экология человека. - 2011. - № 01. – С. 46-50. 10. Зайцев А. В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. – 1999. – Т. 25, № 6. – С. 34–36. 11. Канжин А. В. Особенности зрительно-моторных реакций у детей-северян при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / А. В. Канжин, А. В. Грибанов // Экология человека. – 2005. – № 5. – С. 14–17. 12. Макаренко Н. В. Электроэнцефалографические корреляты временных характеристик простых сенсомоторных реакций у людей с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов / Н. В. Макаренко, В. И. Вороновская, Т. В. Ковтун, В. М. Панченко // Физиология человека. – 1992. – Т. 18, № 3 – С. 33–40. 13. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография / А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]. – Архангельск : Поморский университет, 2009. – 242 с. 14. Павлов С.В., Мирошникова П.В., Рева Н.В., Коренек В.В., Брак И.В., Латышева Т.В., Тумялис А.В., Локтев К.В., Гилинская О.М., Афтанас Л.И. Психофизиологический анализ индивидов с различными стратегиями неосознаваемого восприятия социальных сигналов угрозы // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2009. - № 05. - С. 72-78. 15. Полевая С.А., Парин С.Б., Зелинская А.В., М.С. Дормидонтова, Еремин Е.В. Распознавание цветовой информации как функция психофизиологического состояния человека // ISBN 5-7262-0634-7. НЕЙРОИНФОРМАТИКА – 2006. Часть 1. – C. 123-129. 16. Bar‑Haim Y., Lamy D., Glickman S. Attentional bias in anxiety: a behavioral and ERP study // Brain Cogn. 2005. 59. (1). 11–22. 17. Izard C.E. The psychology of emotions. N. Y.; London: Plenum Press, 1991. 18. Kolassa I.T., Musial F., Kolassa S. et al. Event‑related potentials when identifying or color‑naming threatening schematic stimuli in spider phobic and non‑phobic individuals // BMC Psychiatry. 2006. 6. 38. 19. Ohman A., Flykt A., Esteves F. Emotion drives attention: detecting the snake in the grass // J. Exp. Psychol. Gen. 2001. 130. (3). 466–78. 20. Placidi G.P., Oquendo M.A., Malone K.M. et al. Aggressivity, suicide attempts, and depression: relationship to cerebrospinal fluid monoamine metabolite levels // Biol. Psychiatry. 2001. 50. (10). 783–791. 21. Putman, P., Hermans E., van Honk J. Emotional Stroop performance for masked angry faces: It’s BAS, not BIS // Emotion. 2004. 4. (3). 305–311. 22. Raleigh M.J., McGuire M.T. Serotonin, aggression, and violence in vervet monkeys // The neurotransmitter revolution. Eds. R.D. Masters, M.T. McGuire. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1994. 129–145. 23. Spreux‑Varoquaux O., Alvarez J.C., Berlin I. et al. Differential abnormalities in plasma 5‑HIAA and platelet serotonin concentrations in violent suicide attempters: relationships with impulsivity and depression // Life Sci. 2001. 69. (6). 647–657. 24. Van Honk J., Tuiten A., de Haan E. et al. Attentional biases for angry faces: Relationships to trait anger and anxiety // Cognit. Emot. 2001. 15. 279–299.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
Оптимизация операционной деятельности предприятия на примере интернет-магазина ozon.ru
Количество страниц:
7
Оригинальность:
24%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Менеджмент
исследование, аналитическая работа
Фразеологизмы вокруг нас
Количество страниц:
22
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Русский
контрольная работа
Конституционное право
Количество страниц:
26
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image