В 2012 году закончилось действие Программы развития конкуренции в Российской Федерации.
Конкуренция – это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий в экономику, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие, эффективное распределение ресурсов и справедливое распределение результатов функционирования экономики. Именно поэтому защитой и развитием конкуренции должны заниматься все общественные и государственные структуры.
Состояние конкуренции в российской экономике – наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности в рыночном обороте. К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции:
- правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира;
- взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создали действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволивший выработать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении всех товарных рынков Российской Федерации.
Особенностью современного этапа политики защиты и развития конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции и переход к мероприятиям системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентного правового и институционального режима в ключевых отраслях и секторах российской экономики.
Содержательно, Стратегия дополняет и детализирует перечень мероприятий, содержащихся в Дорожной карте, а также предлагает видение политики по защите и развитию конкуренции на период, хронологические рамки которого выходят за сроки, предусмотренные Дорожной картой. Важнейшие положения Стратегии, непосредственно связанные с созданием условий для развития конкуренции и рынков.
Читать дальше
Интеллектуальная собственность – это совокупность литературной, художественной и промышленной собственности. Следовательно, российское законодательство об интеллектуальной собственности – это законодательство Российской Федерации об авторском праве, смежных правах, промышленной собственности и средствах индивидуализации.
Основным законом, регулирующим правоотношения в области интеллектуальной собственности, является Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4 «Интеллектуальные права и средства индивидуализации» (далее Закон). Этот Закон регулирует одновременно институт авторских прав, смежных прав, систему коллективного управления авторскими и смежными правами, патентное право, обозначения, другие виды интеллектуальных прав, а также устанавливает средства защиты прав.
Согласно Закону все объекты интеллектуальной собственности состоят из объектов авторского и смежных прав и объектов промышленной собственности.
К объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства, включая программы для ЭВМ, а к объектам смежных прав относятся исполнения, фонограммы, а также передачи по кабелю и в эфир.
К объектам промышленной интеллектуальной собственности традиционно относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
Интеллектуальная собственность стала одним из важнейших факторов общественного производства. За рубежом только авторское право приносит до 7% ВНП развитых стран.
Читать дальше
долгосрочная государственная стратегия в сфере интеллектуальной собственности, проект которой должен был появиться еще в первом квартале нынешнего года, а план первоочередных мероприятий по развитию в этой области на 2013-2014 годы.
О необходимости появления российской стратегической доктрины развития и совершентствования механизмов интеллектуальной собственности разговоры ведутся уже не первый год. Совет по профильным вопросам при Председателе Совета Федерации озабоченно констатировал еще в мае, что Россия легко может вылететь «из обоймы интеллектуально развитых стран», если срочно не обзаведется такой стратегией.
Разработкой проектов стратегии интеллектуальной деятельности в нашей стране занимались сразу несколько ведомств, включая Минобрнауки, Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату России. Но их старания к сегодняшнему дню, видимо, все-таки успехом не увенчались. Это и не удивительно, ведь как отмечают аналитики, вопросами интеллектуальной собственности у нас в той или иной мере занимаются более 20 инстанций.
Поэтому вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов – куратор темы интеллектуальной собственности решил в настоящее время приступить к созданию нового органа государственной власти - федеральной службы, которая для начала возьмет под свое начало практически весь функционал, касающийся патентов, товарных знаков, авторских и смежных прав, и т.д. Единое государственное ведомство, как считают в Правительстве, как раз и сможет создать и воплотить столь необходимую России долгосрочную стратегию.
Пока же в Правительстве изучают план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы. Согласно плану уже к сентябрю нынешнего года «в целях повышения мотивации авторов и формирования среды эффективных собственников» появятся проекты новых законодательных актов. После вступления их в действие выдача лицензий на созданные за бюджетный счет интеллектуальные продукты будет производиться бесплатно и все разработчики, создающие интеллектуальную собственность при поддержке государства, получат право оформлять патенты и свидетельства в приоритетном порядке.
На сентябрь вышеуказанный план предполагает осуществить внесение изменений в действующее законодательство, которое обеспечит «безвозмездное использование интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации, в целях коммерциализации» на всей территории страны.
Поскольку, по данным Совета Федерации объем государственных ассигнований на инновации за последнее время возрос в четыре раза, к ноябрю 2013 года ожидается провести первую инвентаризацию расходования средств федерального бюджета на разработку инновационных продуктов и обнародовать информацию о результатах данной интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, согласно плану, такая инвентаризация будет проводиться ежегодно.
В предпоследний месяц нынешнего года правительство собирается получить предложения о том, как может быть усовершенствована «процедура заключения лицензионных договоров в части перехода к уведомительному порядку их регистрации и возможности реализации уведомлений в цифровом виде».
К февралю 2014 года должен быть разработан порядок выплаты авторского вознаграждения «за создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности» в рамках государственных либо муниципальных контрактов и заданий. Правительство ожидает к этому времени и появления первых региональных проектов, связанных с инновациями и обеспечением прав интеллектуальной собственности на них. Напомним, что на майском совещании в Совете Федерации в качестве положительного примера в этой области приводили инициативы Республики Татарстан.
На февраль будущего года Правительство ожидает и разработки «предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов, системы налогообложения в отношении интеллектуальной собственности и сделок с ней».
В будущем году для авторов и правообладателей предполагается развитие системы высокотехнологичного сервисного обеспечения. Заниматься этим будут Министерство образования и науки, а также Федеральная служба интеллектуальной собственности при участии ВАС (Высший Арбитражный суд) и Суда по интеллектуальным правам.
Как видно, если предложенный к реализации план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы выполнен будет хотя бы наполовину, в России все-таки начнет складываться благоприятный климат для стимулирования и развития творчества, а также реального внедрения инноваций в экономику.
Читать дальше
1. АК «АЛРОСА». Консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, за год, закончившийся 31 декабря 2012 года // http://www.alrosa.ru/upload/iblock/ead/ALROSA_IFRS_FS2012_rus.pdf
2. Алексеев И. С. Основы производства драгоценных металлов, алмазов и ювелирных украшений: учебное пособие / И. С. Алексеев. – М.: КНОРУС, 2009.
3. Айвазов С.Ю., Минашкин В.Г. Структура и эволюция мирового рынка алмазов // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». 2012. №2 (38)
4. Владимиров Б. М., Лобацкая Р. М., Воронцова Н. В., Усачев В. М. Мировой рынок ювелирных камней. Ч 1 Мировой рынок и индустрия алмазов: Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. – 152с.
5. Всемирный Алмазный Совет http://www.worlddiamondcouncil.com/
6. Галиева Э.З. Структурные сдвиги в мировой добыче алмазов // Российский экономический интернет-журнал // http://erej.ru/Articles/2012/Galieva.pdf,
7. Годовой отчёт за 2012 год // http://www.alrosa.ru/upload/iblock/517/Alrosa_AR_2012_RUS.pdf
a. Информационно-аналитический центр «Минерал» // www.mineral.ru
8. Кимберлийский процесс / https://kimberleyprocessstatistics.org/public_statistics.
9. Компания « АЛРОСА» // http://www.alrosa.ru/
10. Мировой рынок алмазов // http://www.rb.ru/blog/russianexport/mirovoy-rynok-almazov/1752347.html
11. Международной Ассоциации Производителей Бриллиантов http://www.idma.net/
12. Новиченко А.Н. Золото в бумагах и счетах: инвестирование в ювелирные украшения и драгоценные металлы // Jewel&Travel №3. 2010. С.30-31
13. Чертков А. С. Институциональная экономика рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. - Москва: Алмазы и золото, 2009. С.27-28
14. Фаминский И.П. Мировое хозяйство. Динамика, структура производства, мировые товарные рынки. М.: Магистр. 2010. 672 с.
15. Улин Д.С. Развитие мирового рынка алмазов и позиции России на нем // Российский внешнеэкономический вестник. №10. 2008. С.46-50
16. De Beers Diamond Jewellery // www.debeers.com/
17. De Beers. Operating and Financial Review 2011 //http://www.debeersgroup.com/ImageVaultFiles/id_1703/cf_5/_De_Beers_Operating_and_Financial_Review_2011.PDF
18. Minerals Yearbook 2011 // http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/statistical_summary/myb1-2011-stati.xls
Читать дальше