Введение 3 1 Понятия инновационного менеджмента и инновационных процессов 5 2 Роль межфирменной кооперации в сфере инновационной деятельности 11 3 Формы межфирменной кооперации в сфере инновационной деятельности 13 4 Институциональные основы межфирменной кооперации. Выводы для российских менеджеров и предпринимателей 18 Заключение 21 Список литературы 23
КемГУ

Формы межфирменной кооперации в инновационных процессах

контрольная работа
Бизнес планирование
20 страниц
76% уникальность
2013 год
31 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Инновационный менеджмент»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
1
2
3
4
Заключение
Список литературы
С 70–80-х гг. в технически развитых странах стали активно распространяться различные формы совместного проведения научно-исследовательских работ, направленных преимущественно на обеспечение крупных технологических прорывов. Решение таких задач требует организации сложных программ НИОКР и значительных финансовых, материально-технических и людских ресурсов. Осуществляются программно-целевая форма организации научно-технической деятельности в автономных коллективах и проектное управление процессом НИОКР, а не административно-хозяйственная форма в рамках линейно-функциональных корпорационных систем. Возникли межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические организации. Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на контрактной основе внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную программу его исследований, создают орган управления. Таким образом были созданы Исследовательский институт электроэнергетики, Исследовательский институт солнечной энергетики и другие. Институты организуются на отчисления от продаж заинтересованными корпорациями, причем многие из них из-за недостаточного собственного научно-технического потенциала никогда до этого не занимались НИОКР. Штат работников этих институтов относительно невелик. Его персонал (ученые и инженеры, профессиональные управляющие, специалисты в области финансов) сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчиков, организации конкурсов среди потенциальных исполнителей и на экспертизе. В меньшей степени они занимаются проведением НИОКР собственными силами. Институты представляют собой по существу денежный фонд, из которого выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря целевому характеру субсидирования НИИ могут охватить огромную массу специалистов, что недоступно отдельной корпорации. В данном реферате будут рассмотрены такие вопросы, как понятия инновационного менеджмента и инновационных процессов, роль и формы межфирменной кооперации в сфере инновационной деятельности, институциональные основы межфирменной кооперации, а так же выводы для российских менеджеров и предпринимателей.
Читать дальше
Инновационный менеджмент - это совокупность определенных организационно-экономических методов и форм управления всеми стадиями и видами инновационных процессов предприятий и объединений с максимальной эффективностью . Если в общем виде процесс управления трактовать как «методы воздействия субъекта управления на объект управления с помощью прямых и обратных связей в условиях влияния дестабилизирующих факторов внешней и внутренней среды с целью достижения запланированного результата», а «менеджмент - как науку о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом с целью получения запланированного эффекта», я могу дать определение понятию «инновационный менеджмент». Innovation (англ.) - образовано из двух слов - латинского „новация” (новизна, нововведения) и английского префикса „in”, что означает „в”, „введение”. Поэтому, в переводе с английского „инновация означает введение нового, восстановление. Результатом инновационных процессов является нововведение, а их внедрение в хозяйственную практику определяется как нововведение, т.е. с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Таким образом, инновация - это нововведение, связанное с научно-техническим процессом и, заключается в обновлении основных фондов и технологий, в совершенствовании управления и экономики предприятия. Инновации являются необходимым условием развития производства, повышения качества и количества продукции, появления новых товаров и услуг. В рыночных условиях инновации охватывают всю экономику, включая производительные силы (средства производства, обучение сотрудников) и производственные отношения (формы и методы управления, разделения, специализации и коммерции труда). Деятельность предприятия, связанная с научно-техническими разработками, инженерной подготовкой производства к переходу на новый продукт или технологии, а также инвестированием нововведений - определяется как инновационная деятельность. К инновационной деятельности также относят работы длительного характера по созданию и реализации инновационных проектов с участием проектных институтов и научных центров в масштабах регионов, отраслей или страны.
Читать дальше
Межфирменная кооперация является альтернативным вариантом структурной организации инновационной деятельности, отличающимся тем, что здесь не предполагается сохранение за предприятием обязанности самостоятельного выполнения всех стадий инновационных разработок. В рамках систем кооперации работы по инновационному проекту разделяются между несколькими тесно взаимодействующими организациями, имеющими различную специализацию и связанными друг с другом договорными обязательствами. Основными стимулами кооперации в области инновационной деятельности и, соответственно, основными видами эффектов такой кооперации являются следующие: 1. Минимизация собственных издержек каждого из участников разработки за счет его частичного, а не полного участия в финансировании проекта; 2. Обеспечение синергии взаимодополняющих ноу-хау партнеров; 3. Обеспечение возможности расширения целевых рынков сбыта инновационной продукции каждого из партнеров за счет взаимного освоения рыночных секторов; 4. Использование преимуществ специализации: а) минимизация сроков осуществления отдельных стадий инновационной разработки за счет распределения ответственности за их выполнение между партнерами в соответствии со спецификой их инновационного потенциала; б) минимизация вероятности возникновения рисковых ситуаций в ходе осуществления отдельных стадий инновационной разработки за счет выполнения каждой из этих стадий специализированными организациями; 5. Расширение спектра полезных свойств создаваемых новшеств за счет обеспечения междисциплинарности проводимых НИОКР; 6. Ускорение процессов технологического трансфера за счет формирования между кооперирующимися предприятиями развитых систем информационного обмена.
Читать дальше
Кооперация в инновационной сфере может иметь множество различных форм, общая совокупность которых может быть разделена на три направления: 1) кооперация промышленных предприятий одной или нескольких смежных отраслей; 2) кооперация промышленных предприятий с научными и исследовательскими организациями; 3) кооперация промышленных предприятий с элементами региональной инновационной инфраструктуры. Кооперация промышленных предприятий одной или нескольких смежных отраслей может осуществляться в рамках вертикально или горизонтально интегрированных хозяйственных систем. Основными разновидностями вертикально интегрированных систем, участвующих в осуществлении инновационной деятельности, являются финансово-промышленные группы и холдинги. Поскольку такие системы включают в себя предприятия, связанные в единые технологические цепочки, то основная их роль в инновационных процессах состоит в активизации межотраслевой диффузии инноваций. Совместная же реализация предприятиями таких систем каких-либо общих инновационных проектов является достаточно редкой, поскольку научно-технический потенциал подобных предприятий прежде всего ориентирован на поддержание эффективности их собственной работы в рамках общей технологической цепочки. Горизонтальная кооперация одно- или разноотраслевых предприятий является наиболее распространенной формой реализации крупномасштабных инновационных проектов, требующих значительных инвестиционных вложений и широких рынков сбыта, необходимых для ускорения окупаемости разработок. Такая кооперация предполагает объединение взаимодействующих предприятий в различного рода стратегические альянсы, основными разновидностями которых являются различного рода ассоциации и консорциумы. Основная идея формирования стратегических альянсов в сфере инновационной деятельности состоит в том, чтобы совместными усилиями всех участников организовать выполнение наиболее рискованных начальных стадий инновационной разработки (обычно — фундаментальных исследований), а затем распределить полученные результаты между всеми партнерами для дальнейшего самостоятельного их освоения. Т.о., если на начальных стадиях разработки кооперирующиеся предприятия работают совместно друг с другом, объединяя свой научно-исследовательский потенциал, то на поздних ее стадиях между участниками альянса начинается острая конкуренция, которая способствует скорейшему выведению на рынок наиболее перспективных образцов новой продукции.
Читать дальше
В современных условиях глобализации и роста темпов НТП фирмы, вне зависимости от размера и рода деятельности, едва ли смогут выжить поодиночке. Построение долгосрочных стратегических отношений – современный императив для успешного развития. Однако среди российских бизнесменов и менеджеров много тех, кто еще не оценил по достоинству философию сотрудничества. Институциональная экономическая теория может простым языком раскрыть суть явлений, обуславливающих неизбежность кооперации в современном мире. Согласно институциональной теории, фирма возникает как механизм осуществления инноваций и минимизации издержек, связанных с заключением и исполнением сделок (так называемых трансакционных издержек). Рассмотрим фирму A, выпускающую товар α. Она должна непрерывно совершенствовать свой товар, технологию его производства и сбыта, а также систему внутреннего управления, причем ей надо справляться с этими задачами не хуже, чем другие фирмы, иначе она рискует быстро утратить позиции на любом конкурентном рынке. Но можно ли быть лидером на всех этапах производства товара α от добычи исходного минерального сырья до продажи этого товара конечным потребителям – то есть на каждом звене цепочки добавленной стоимости ? Отрицательный ответ на этот вопрос был очевиден еще во времена А. Смита, ибо прогресс возможен лишь при углублении специализации и интенсификации кооперации. При определенной комбинации материальных и нематериальных активов фирма может осуществлять некоторые виды деятельности более эффективно, чем другие фирмы. В этом случае говорят, что она обладает компетенцией по данным видам деятельности. Сравнительная эффективность приводит к росту специфичности вышеупомянутых активов и возникновению ренты у их обладателей. Максимальная степень специфичности активов (интерспецифичность) соответствует самым большим величинам ренты. Для снижения трансакционных издержек, связанных с такими явлениями как отлынивание и вымогательство со стороны владельцев специфических (интерспецифических) ресурсов используется институт контрактов, позволяющий снизить неопределенность и установить механизм распределения возникающей ренты.
Читать дальше
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы. Отличие современного подхода к развитию инноваций и инновационным процессам заключается в том, что инновации в экономике знаний базируются не столько на новых комбинациях ресурсов и изобретениях, сколько на эффективном использовании потока знаний, полученных в результате прогресса науки и технологий. Регулирование каналов распространения знаний в современном обществе является ключом к регулированию темпов социально-экономического и культурного развития. Чрезмерная их закрытость создает препятствия для повышения темпов развития, тогда как чрезмерная открытость создает угрозу национальной безопасности. По традиции, восходящей к Й. Шумпетеру, обычно считалось, что большей способностью к инновационной деятельности обладают крупные фирмы (корпорации), которые имеют значительные возможности финансировать требующие больших затрат исследования и разработки из собственных и заемных источников, могут использовать эффект масштаба производства, диверсифицируют риски, формируя определенные портфели инновационных проектов. Однако эти достоинства нивелируются громоздкой и недостаточно эффективной системой управления. Современная практика инновационного развития предполагает формирование межфирменной кооперации. Различные формы кооперации становятся доминантной формой организации инновационной деятельности в индустриально развитых странах. Кооперация в инновационной сфере может иметь множество различных форм, общая совокупность которых может быть разделена на три направления: 1) кооперация промышленных предприятий одной или нескольких смежных отраслей; 2) кооперация промышленных предприятий с научными и исследовательскими организациями; 3) кооперация промышленных предприятий с элементами региональной инновационной инфраструктуры. По мнению специалистов, к главным факторам, побуждающим в настоящее время компании к кооперации в инновационной сфере, относятся: - возрастающая комплексность технологической базы, требующая все большей компетентности и дополнительных знаний в сопряженных технологических областях; - ускорение технологических циклов; - увеличение стоимости и риска инноваций. Сложность, комплексность и междисциплинарный характер современных научных исследований также создают предпосылки для образования новых форм интеграции ресурсов не только на стадиях разработки инновационной продукции, но и на стадии поисковых и фундаментальных исследований
Читать дальше
1) Веснин В.Р. Основы менеджмента. Г.: Юрист, 2006. 2) Герчикова Й.Н. Менеджмент. - М.: Банки и Биржи, 2004. - 685 с. 3) Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента: Учебник / Науч. ред. В.Яцура, Д.Олесневич. - Львов: БаК, 2009. - 624 с. 4) Гунин В.Н. и др. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». - М.: «Инфра-М», 2009. – 328 с. 5) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2011. 6) Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент». – М.: МГУИЭ, 2008. 7) Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями: учебное пособие. М., 2006. 8) Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия - М.: Финансы и статистика, 2008. 9) Чернов Г. В. Институциональные основы межфирменной кооперации. Выводы для российских менеджеров и предпринимателей. // Аналитический вестник. – 2012. - №15.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
История
Количество страниц:
10
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История
исследование, аналитическая работа
Исследование, аналитическая работа по предмету История Мировая.
Количество страниц:
12
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История Мировая
практическое задание
Практикум по дисциплине маркетинг
Количество страниц:
15
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image