Неотъемлемой частью управления и одной из функций менеджмента является планирование. Это процесс определения целей и путей их реализации, который находится в постоянном поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. На рис. 1 представлен цикл менеджмента, который включает и планирование.
Рис. 1. Цикл менеджмента
Планирование может быть представлено в трёх формах: стратегическое (от 2 до 5 лет); текущее (1 год) и оперативное (менее 1 года). Формы планирования отображены на рис. 2.
Стратегический и тактический планы очень важны для деятельности организации. Стратегический план способствует выделению важных направлений развития организации и определению слабых мест тормозящих эффективное развитие. Стратегический план нужен организации для определения направлений деятельности и выделения основных деловых партнеров.
Читать дальше
Один из наиболее распространённых способов развития предприятий состоит в увеличении ассортимента производимой и реализуемой продукции. Если управление этим процессом осуществляется успешно, то несколько продуктовых линий могут достигнуть настолько высокого объёма продаж, что сами могут потребовать существенной структуризации и окажутся решающим фактором успеха предприятия в целом. В настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют дивизионную продуктовую структуру организации. На рис. 3 представлена продуктовая структура организации.
Как видно из рис. 3, продуктовая структура управления это модификация иерархической схемы структуры управления. Особенность ее заключается в том, что на производственном и обслуживающем уровне структуры организации происходит обособление функций по выпускаемому продукту. Это позволяет вести отдельный учёт, сбыт, снабжение и другие операции. При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который отвечает за данный тип продукции. Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.
Читать дальше
Средства управленческого труда это организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота их использования определяют культуру и эффективность управления.
Читать дальше
1. Бондаренко В.В. Менеджмент организации. Введение в специальность: Учебное пособие / В. В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф Алёхина. - М.: Кнорус, 2013. - 232 с.: ил. - (Бакалавриат). - Библиогр. - Допущ. Советом УМЩ вузов России по образов. в обл. менеджмента в кач. учеб. пособ. для студ., обуч. по спец. «Менеджмент организации». - ISBN 978-5-406-00070-0.
2. Дафт Р. Менеджмент: Учебник / Р. Дафт; Пер. с англ. - 10-е изд. - СПб: Питер, 2013. - 656 с.: ил. - Библиогр. - Реком. Советом Минобрнауки РФ по образоват. программе дополн. проф. образования «Мастер делового администрирования» в кач. учебника для слушателей, обуч. по программе «Мастер делового администрирования». - ISBN 978-5-459-00954-5.
3. Кисляков Г.В. Менеджмент: основные термины и понятия / Г. В. Кисляков, Н.А. Кислякова. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2012. - 176 с. - (Б-ка малых словарей «Инфра-М»). - Библиогр. - ISBN 978-5-16-005444-5.
4. Мишин В.М. Исследование систем управления / В. М. Мишин; Учебник. - 2-е изд. - М.: Юнити, 2012. - 527 с.: ил. - (Профессиональный учебник: Менеджмент). - Библиогр. - Реком. министер образов. РФ в кач. учебн. для студ. вузов, обуч. по спец. «Менеджмент организации»; Реком. УМЦ «Профессиональный учебник» в кач. учебн. для студ. вузов. - ISBN 978-5-238-01205-6.
5. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В. Н. Родионова. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: РИОР: Инфра-М, 2013. - 80 с.: ил., табл. - (ВПО: Бакалавриат). - Библиогр. - Соотв. Федер. госуд. стандарту 3-го поколения. - ISBN 978-5-369-00922-2; 978-5-16-005073-2.
Читать дальше