Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Часть готовой продукции может потребляться внутри самой организации.
Продукты и изделия, не прошедшие всех фаз обработки и не принятые службой технического контроля, считаются незавершенным производством. В организациях с длительным производственным циклом используется показатель товарной продукции. Товарная продукция включает в себя как готовую продукцию, так и стоимость законченных производством и принятых службой технического контроля частей изделий (конструктивных элементов). Стоимость таких частей не входит в объем готовой продукции до окончательной приемки заказчиком изделия в целом.
Реализованная продукция – это готовая продукция организации, право собственности на которую передано покупателю на возмездной основе. Момент реализации продукции признается при передаче права собственности на нее покупателям (заказчикам). Общепринятым моментом реализации считается отгрузка продукции и предъявление покупателю (заказчику) расчетных документов. Условиями отдельных договоров поставки (купли-продажи) может быть установлен другой момент реализации. По факту реализации продукция списывается с баланса организации-продавца, то есть выбывает из состава активов (имущества) организации. При осуществлении налогового учета (для целей налогообложения) организация может считать ценности реализованными при поступлении оплаты от покупателей. Применение данного момента реализации ограничивается целями налогообложения, то есть расчетом налога на прибыль и других обязательств перед бюджетом.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
– учет выпуска готовой продукции из производства и объемов выполненных работ и услуг;
– контроль объема и сохранности запасов продукции на складах;
– контроль выполнения плана договоров поставки по срокам, общему объему и ассортименту;
– своевременное и правильное документальное оформление отгрузки (реализации) продукции, выполнения работ, оказания услуг;
– контроль расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторской и кредиторской задолженности);
– своевременный и точный расчет фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), выручки от реализации и прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
Учет движения готовой продукции осуществляется как в денежной оценке, так и в натуральных показателях (аналитический учет). Натуральные показатели отражают физические характеристики продукции: количество, объем, вес. Однородная готовая продукция может измеряться в условно-натуральных показателях, таких как условный вес, погонный метр и т.д.
Для организации учета готовой продукции выпускаемые изделия (работы, услуги) группируют по определенным признакам. Например, при укрупненной группировке выпущенная готовая продукция может подразделяться на изделия основного производства и товары широкого потребления, изготовленные из отходов. Каждому виду изделий присваивается номенклатурный номер, который закрепляется за ним на все время производства и реализации. Классификацией, позволяющей отличать одно изделие от другого, является номенклатура-ценник. В нем указывается группа, вид каждого изделия и его отличительные признаки (артикул, марка, модель, сорт), учетные цены.
Читать дальше
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2013.
2. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пос. для вузов. – М.: ТК Велби, Изд.-во Проспект, 2012 г.
3. Анализ финансовой отчётности: Электронное учебное пособие/Под ред О.В.Ефимовой, М.В.Мельник. – М.: Омега -1, 2012.
Читать дальше