- Я почувствовал, что пребывал в коме 20 лет
и только теперь проснулся.
- Никогда не поздно все изменить.
— Веди себя так, как будто ты счастлив.
— Я и так счастлив, дорогая.
Это совсем необычный фильм. Необычный настолько, что трудно понять, в чем заключается его неуловимая прелесть. Бессмысленно пересказывать сюжет или отдельные моменты: получится довольно невнятно и даже немного глупо. Надо смотреть и впитывать его атмосферу целиком, чтобы потом, после просмотра, возвращаться к нему снова и снова уже в своих мыслях, мучительно пытаясь уловить что-то ускользающее… Быть может, красоту, о которой говорится в этом фильме?
Красоту жизни и красоту смерти, красоту падающих листьев и человеческого тела. Каждый персонаж «Красоты по-американски» ищет освобождения от той ложной личности, от своего альтер эго, которое заслонило его истинное лицо.
Журналист Лестер бросает ненавистную работу, начинает заниматься собой, подталкиваемый своей влюбленностью в подругу дочери.
Лестер уходит с работы и изменяют свой образ жизни, однако неизменной остается их сосредоточенность. Мотивом смены старого места работы является острая неудовлетворенность чем-то на привычном месте – зарплатой, обстановкой, напряженностью графика - кризис среднего возраста
Его жена Каролайн так же находится в период кризиса меняет приоритеты, установленные ими самими в начале своей ранней взрослости, пытается настроить себя на деловой успех (она агент по недвижимости), заводит себе любовника и учиться стрелять из пистолета. Ранее ориентированная на замужество и рождение детей, теперь ее в большей степени привлекают профессиональные цели.
Переживая подобный кризис тридцати лет, они нуждается в укреплении своей ниши в новой взрослой жизни, четкого подтверждения своего статуса состоявшегося человека. Стремятся иметь достойную работу или наоборот бурную личную жизнь. Личности все еще уверены в том, что могут полностью воплотить свои надежды и мечтания, и стараются сделать все для этого.
Острота и драматизм переживания разные - все зависит от темперамента человека. Ощущение внутреннего дискомфорта, сопровождающееся мягким, безболезненным процессом перемен или бурное, очень эмоциональное проявление с нешуточными страстями, которые, порой приводят к резкому разрыву былых взаимоотношений. Кризис сопровождается глубокими переживаниями, даже приводит к заболеваниям физическим.
Их дочь начинает встречаться с соседским парнем – сыном отставного полковника Фиттса. Казалось бы, более или менее стандартный и во многом избитый сценарный ход: селфмэйдмэны усилием воли меняют свою жизнь, попадая в комичные ситуации и стремительно приближаясь к неизбежному хэппи-энду.
Но не все так просто. «Маска» одетая персонажами, также оказывается ложной. Финал расставляет события и героев по своим местам: Анджела не соблазнительница, а всего лишь подросток, милая девочка, которая больше все на свете боится казаться «обычной». Она подросток, который ведёт себя как «крутой». Что кроется за маской крутого? Чаще всего - это способ скрыть свою ранимость и свой страх, боясь осуждения.
Анджела по жизни носит 2 маски: Беглеца и ригидного.
Маска беглеца от травмы отвергнутого, а ригидного - от чувства несправедливости.
Каждый из персонажей одевает свою «Маску». Не стала другой и Кэролайн, несмотря на то, что она научилась стрелять и в лучших традициях аутотренинга твердить: «Я отказываюсь быть жертвой». Гениальная сцена: пытаясь спрятать пистолет, она натыкается взглядом на одежду мужа, обхватывает ее и совершенно по-женски рыдает, уткнувшись лицом в ворох старых рубашек. Такое нельзя придумать «из головы». Такое можно только увидеть. Каролайн понимает, что уход от обыденности к счастью, который она делала, был шагом в никуда, что счастье было рядом, в этой самой обыкновенной семейной жизни и, быть может, нужно было совсем немного усилий, чтобы все изменить…
Бунт персонажей заканчивается для каждого по-разному. Рикки, сын полковника Фиттса, быть может, в первый раз в жизни отказывается говорить «Yes, sir!» и нарочно бросает в лицо отцу ложь, так, как обычно, бросают правду. Рана отвергнутого у беглеца настолько болезненна, что возникает ненависть к родителю, которого он винит и осудил за причинённые ему страдания.Однако, свою ненависть к родителю он простить себе не может, не признает её, и поэтому предпочитает думать, что её нет. Отец , потрясенный, пытается сделать шаг навстречу сыну, с глубоко скрываемым желанием, и получает еще одно, жесточайшее оскорбление, которое уже не может перенести. Рикки Фиттс – особый персонаж. Именно через него с нами говорят авторы, пытаясь донести свои мысли. Именно ему принадлежат те слова, которые поэтической вязью вплетаются в ткань фильма: «И удивительная великая сила, которая дала мне понять, что не стоит бояться. Никогда.». Он показывает Джейн чудесный минифильм: пакет, изумительно красиво совершающий свой медленный танец у стены торгового центра (это видео не является постановочным, именно с него появилась идея создания фильма). Рикки является абсолютной противоположностью своему отцу, который избивает своего сына и говорит: «Это все ради твоего же блага. Ты абсолютно не уважаешь собственность других людей. И власть».