Введение 3 1.Бюрократия и мафия, олигархия, деградация элитных групп 7 2.Профессиональная миссия социолога в организации 12 3.Методы организации групповой дискуссии 17 Заключение 22 Список литературы 25
МГУ им Ломоносова

Бюрократия и мафия, олигархия, деградация элитных групп. Профессиональная миссия социолога в организации. Методы организации групповой дискуссии.

контрольная работа
Социология
15 страниц
80% уникальность
2014 год
8 просмотров
СТЕПАНОВА Н.
Эксперт по предмету «Социология управления»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
Заключение
Список источников
Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками об обществе является относительно молодой наукой. Это обуславливает наличие порой диаметрально противоположных теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном плане под объектом исследования понимается часть органической или неорганической природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность. Таким образом, объект социологии управления - это вся социальная сфера, в том числе человек как социальное существо, и процессы, протекающие в данной сфере. Анализируя объект исследования социологии управления, следует добавить, что данная наука исследует также и спонтанные процессы самоорганизации в обществе, которые даже без включения в управленческую деятельность играют важную роль в социальном управлении. В число спонтанных процессов входят репродуктивное поведение, формирование общественного мнения, проявление потребительских интересов, миграция населения, теневая экономика и т.п. Спонтанные процессы самоорганизации общества, возникающие в процессе социальных взаимодействий, присущи многим формам жизнедеятельности. Предмет исследования выражает те характеристики, процессы, параметры, свойства, которые являются значимыми для цели и задач данного исследования, он более конкретен и избирателен по сравнению с объектом исследования. Предмет социологии управления - взаимосвязи, закономерности функционирования социальных объектов и механизмы управления ими на основе социологического анализа. Важным аспектом предметной области является исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность в согласовании интересов различных субъектов общественной жизни. При этом необходим анализ того, как и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении, и на этой основе конструировать стратегию и тактику целенаправленной управленческой деятельности. Предметной областью социологии управления является также исторический взгляд на управление: рассмотрение различных его форм в историческом контексте от общинного самоуправления, через государственное управление к сочетанию государственного управления с различными формами общественного самоуправления. Актуальной задачей социологии управления является также изучение и прогнозирование вариантов развития спонтанных процессов, разработка рекомендаций по их оптимизации средствами административного, социального и других видов воздействия. Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в ее исследовательское поле входят разного типа исследования, в числе которых фундаментальные и прикладные. Фундаментальные знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки и общества в целом, а прикладные - на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления. Социология управления изучает социальные процессы с позиций иерархического принципа построения системы и взаимосвязей внутри нее. В теоретическом плане она рассматривает социальные проблемы разного уровня и масштаба применяемых управленческих воздействий, базируясь на основных философских законах познания общего через обобщение частного и сопоставлении частного с общим. Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня. Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях. Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п. Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций. Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления. Функции социологии управления следующие: - познавательная - изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем; - методологическая функция заключается в том, что в процессе исследования не только изучаются свойства объекта и предмета исследования, но и накапливаются знания о самом процессе познания, вырабатываются принципы и методы познания, научной деятельности; - социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении; - гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности; - поисково-прогностическая - определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов; - нормативно-прогностическая - поиск управленческих методов и технологий для достижения оптимального состояния управляемого объекта; - идеологическая, которая опирается на систему основополагающих взглядов на существующие общественные отношения, в том числе управленческие, в соответствии с интересами личности, различных социальных групп и общества в целом. Таким образом, социология управления - это наука, изучающая механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели и прикладные социологические исследования. Она является одной из молодых социологических дисциплин, с этим связано то, что социология управления пока не имеет общепризнанного места в системе социологического знания и управленческих наук, а также сложившегося понятийного аппарата. Это создает немало проблем в осмыслении управления социальными процессами и системами с позиций данной науки.
Читать дальше
Исторически возникновение и развитие мафиозных организаций связано с тремя условиями: 1) падением авторитета законных государственных организаций, прекращением выполнения ими властных полномочий; 2) чрезмерной бюрократической властью; 3) высокой доходностью нелегальных рынков. Падение авторитета государственной власти. Этот фактор лучше всего заметен на примере сицилийской мафии. Во второй половине XIX в. на Сицилии возник вакуум власти – итальянское государство совершенно не следило за общественным порядком в этом регионе, а потому именно мафия стала посредником между землевладельцами и крестьянами, защищая права собственности и обеспечивая порядок. Новый импульс пошедшей было при фашистском режиме на спад власти мафии был дан в 1943 г., когда в оккупированной американцами Сицилии вновь произошло ослабление государственных структур. В истории американской “Коза Ностра” этот фактор встречается реже: известно, что во время Второй мировой войны американские власти обратились к Лаки Лучиано, главе итало-американской мафии, с просьбой защитить доки Нью-Йорка от вражеских диверсий, и эта просьба была гангстерами удовлетворена. Данный путь генезиса мафии был подвергнут теоретическому анализу американскими экономистами Стергносом Скапердасом и Константиносом Сиропулосом, которые разработали модель, как в ситуации анархии складывается примитивное государство – преступная организация (gang). “Преступные организации, – пишут они, – возникают из ситуаций вакуума власти, который государство не может заполнить”. Причиной анархии может быть географическая изоляция региона (как это было с Сицилией XIX в.) либо государственный запрет на какую-либо деятельность, поскольку на нелегальных рынках государство перестает осуществлять контроль за выполнением законов. Согласно модели Скапердаса–Сиропулоса, подобное примитивное государство возникает не из сотрудничества, а из силового принуждения, осуществляемого теми, кто имеет преимущество в производстве (или обладании) средствами принуждения (например, оружием).
Читать дальше
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные: - теоретико-познавательную, - практическую, - идейно-воспитательную - прогностическую. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными вещи, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум». Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов. Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс. Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д. Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования. Важнейшей профессиональной миссией социолога в организации является обеспечение управленческой сферы результатами качественного и количественного анализа, позволяющие отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления, а также в разработке социальных технологий, применение которых поможет повысить эффективность управленческого труда.
Читать дальше
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. Групповая дискуссия — метод группового обсуждения, позволяющий выявить весь спектр мнений членов группы, возможные пути достижения цели и найти общее групповое решение проблемы. В групповой дискуссии каждый член группы получает возможность прояснить свою собственную позицию, обнаружить многообразие подходов, обеспечить всестороннее видение предмета. Кроме того, групповая дискуссия активизирует творческие возможности человека, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений. Таким образом, мы видим, что применение этого метода, например, в образовательной практике имеет два очень важных следствия. С одной стороны, появляется отличная возможность передачи учащимся способа нахождения эффективных решений. С другой стороны, групповая дискуссия создает эффективнейшую образовательную среду, в которой формируются разнообразные коммуникативные компетенции, рефлексия, развивается креативность и множество других важных человеческих способностей. Правда, чтобы дискуссия стала такой образовательной средой, ее нужно использовать в нужной ситуации и соответствующим образом организовать. Когда целесообразно обращаться к этому методу? На уроках групповые дискуссии незаменимы в ценностных спорах и обсуждениях. Они позволяют выявлять и сравнивать различные позиции, вести ценностный диалог, приходить к согласию или определять принципы сосуществования позиций, учат делать выборы в ценностных ситуациях и т.д. Это применимо и к тематическим обсуждениям на классных часах, а также в ситуациях реальных ценностных разногласий, при обсуждении чьи-то поступков, выборов, поиске вариантов самоопределения. Групповая дискуссия позволяет рассматривать и примерять различные точки зрения на те или иные реальные события, при необходимости — находить общий приемлемый вариант группового поведения. Как провести выпускной вечер? Как организовать поездку или экскурсию? Как потратить совместно заработанные деньги? Естественно, что для решения столь разных задач групповая дискуссия должна и организовываться соответственно.
Читать дальше
1.У чиновничества как класса бюрократии в нормальном государстве никаких своих чисто политических и экономических интересов быть не может - строго говоря, если такие интересы у бюрократа появляются, то он становится плохим бюрократом, а экономические интересы бюрократа всегда незаконны. Поэтому бюрократия - именно как бюрократия - ничего противопоставить интересам частных олигархов в принципе не может. При этом, естественно, в случае, если в государстве установлен олигархический строй, то и бюрократия в таком государстве уже будет действовать в интересах этого олигархического строя. Но бюрократия здесь выступает лишь в качестве управительной власти, государственного механизма, который каким-то властным суверенитетом не обладает, и политически подчинен интересам олигархии и обслуживает эти ее интересы. Нужно четко и ясно понимать, что бюрократия сама по себе - именно как бюрократия - никаких политических и экономических интересов иметь не может, она может лишь выступать в качестве управительной власти при том политическом строе, который установлен в государстве - при олигархии бюрократия будет исполнять решения и преследовать интересы олигархии, при демократии - демократии, при монархии - монархии и т.д. 2. Социолог как академический ученый, работник науки - это скорее , классический образ наблюдателя и исследователя, который должен в той или иной степени фиксировать определенные закономерности в социуме и трансформировать это знание в социальные теории и методологические парадигмы, в соответствии со своими творческими интересами, амбициями и потенциями, но, никак не подчиняясь требованиям рынка или политики. В то же время в сегодняшнее время возникла огромная потребность в прикладной социологии. Востребованность социального знания такова, что прикладная социология фактически превратилась в индустрию. И здесь можно говорить про объемы рынка социологической информации, социологических исследований, причем немалые объемы. Социологическая информация определяет решения ( за которыми , понятно, стоят профессиональные социологи ), которые выходят даже за рамки собственно социологических и социальных процессов, а определяют ставки в бизнесе и политике. Маркетинговая информация определяет решения на многие миллионы, иногда миллиарды долларов. Социально-политическая информация определяет политические ставки, которые тоже по своей совокупности не меньше. И эта позиция прикладного социолога как поставщика информации для принятия решений - это вторая важнейшая роль социолога, но она принципиально отлична от роли социолога-ученого. Здесь уже несколько другие критерии профессионализма и ответственности. Используя теоретические знания и владея методологией, прикладной социолог производит информацию в реальном режиме времени, непосредственно участвуя в различных системах социального управления. Хотя при этом надо очень четко выдерживать, данную позицию как позицию диагноста и поставщика информации, но никак не переходя за грань, в уже следующую профессиональную позицию - социального технолога. Здесь тоже часто возникает путаница: социальный технолог - это та профессиональная позиция, когда социальная информация превращается уже непосредственно в решения, в рекомендации, в проектирование и далее в конструирование и изменение социальной действительности. 3. В естественной практике человеческого общения - взаимодействие в группе выступает как одна из базовых форм. Целесообразность применения групповых технологий определяется той задачей, которую необходимо выполнить в заданном процессе; а именно, обладает ли она характеристиками совместности. Практически в любом из случаев групповая работа рассчитана на возможность добиться большего, чем просто сумма индивидуальных усилий членов группы. Добиться большего эффекта в групповой работе удается не всегда. Это зависит от ряда факторов, среди которых доминируют численный и персональный состав группы, организация работы группы; организация работы в межгрупповом пространстве. Персональный состав группы тоже очень важен, очевидно, что негативно настроенный член группы, если он обладает влиянием на группу, может помешать ее работе. Однако, дать какие-то четкие рекомендации по тому, как именно формировать группы (по принципу однородности или разнородности) не представляется возможным. Каждому специалисту предстоит эту задачу решать самостоятельно в каждой новой группе, опираясь на собственный опыт и интуицию. Психологи советуют формировать группы по принципу максимального разнообразия ее участников. В процессе формирования можно использовать психологические тесты. Эффективность внутригрупповой организации работы определяется совокупностью целей деятельности, которые реализуют члены группы в процессе своей работы. Классическим аргументом в пользу групповых технологий является перечисление основных форм общения, актуальных для различных жизненных ситуаций.
Читать дальше
1.Кива A. Российская олигархия: общее и особенное. Общественные науки и современность № 2, 2009 2.Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. Образовательная политика № 1 (51), 2011 3.Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. - М., 2009. 4.Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс,2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Контрольная работа по психологии
Количество страниц:
16
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
часть диплома
Определение стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения
Количество страниц:
53
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Финансы и кредит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image