Актуальность исследования.
Особая роль признаков, характеризующих правовое положение органов местного самоуправления, принадлежит властным полномочиям, с помощью которых осуществляется деятельность по закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве предметам ведения муниципального образования (решению вопросов местного значения).
Фиксирование за органами местного самоуправления полномочий, а за муниципальными образованиями — предметов ведения является одним из самых значимых способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности. От того, насколько полно, детально, и взаимосвязано устанавливаются в нормах права вопросы местного значения и полномочия по их решению, во многом зависит продуктивность самостоятельной деятельности населения по реализации своего права на осуществление местного самоуправления, закрепленного Конституцией РФ.
Ясно зафиксированные и обособленные в законе полномочия и предметы ведения дают возможность определить объем деятельности, пределы ответственности, отчетности, подконтрольности органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также дать анализ действия этих органов власти с точки зрений их законности.
Указанные полномочия и предметы ведения создают возможность сформироваться единой, основанной на принципах демократии и правового государства системы организации муниципальной власти.
Так положения статьи 3 Конституции России закрепляют следующее: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а местное самоуправление выступает в качестве самостоятельной формы осуществления народовластия.
Данное положение обозначает, что, во-первых, сувереном является сам народ, а не институты власти; во-вторых, никакой орган местного самоуправления не должен выходить за пределы установленных для него Конституцией и законами полномочий, что дает им возможность эффективно взаимодействовать между собой, уравновешивать и контролировать друг друга, своевременно указывать на нарушение закона; в-третьих, ни один из органов местного самоуправления не может быть выразителем общей воли населения — только все вместе и в равной степени.
Целью работы является изучение органов местного самоуправления.
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие органов местного самоуправления
2. Рассмотреть понятие предметов ведения местного самоуправления
3. Исследовать соотношение понятий полномочия, компетенция и функции (предметы ведения) органа власти
4. Обозначить полномочия органов местного самоуправления и вопросы местного значения
Объектом исследования являются: общественные отношения, возникающие в сфере функционирования органов местного самоуправления.
Предметом исследования данной работы являются понятие, предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления.
Читать дальше
Конституция Российской Федерации называет местное самоуправление одной из самостоятельных форм реализации власти народом. При этом Основной закон разграничивает государственную власть и местное самоуправление и их органы.
Органы местного самоуправления – это органы, которые избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Они могут быть коллегиальными и единоличными.
Названные органы обладают следующими характерными чертами: не являются государственными органами власти; они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями и могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства.
Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются правовые основы местного самоуправления.
Статьей 34 рассматриваемого федерального закона четко и ясно определяется структура органов местного самоуправления, которая включает в себя следующие составляющие:
• представительный орган муниципального образования,
• глава муниципального образования,
• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),
• контрольно-счетный орган муниципального образования,
• иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Следует отметить, что наличие в структуре органов местного самоуправления первых трех органов обязательно.
Читать дальше