Введение 2 Глава 1. «Русская идея» В.С. Соловьева 5 Глава 2. Работа В.С. Соловьева «Национальный вопрос в России» 11 Заключение 17 Список источников 20
МГУ им. Ломоносова

Национальный вопрос в России

доклад
Философия
20 страниц
92% уникальность
2014 год
3 просмотров
Андриянова М.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
ВВЕДЕНИЕ
1
2
Заключение
Список литературы
Вторая половина девятнадцатого столетия в российской истории – совершенно уникальное, судьбоносное время. После Великой Реформы – отмены крепостного права в Российской империи – начался активный процесс формирования гражданского общества, построения новых, более либеральных общественных институтов: системы судопроизводства, органов земского самоуправления, новых учреждений общественного просвещения и т.д. Российская империя вступила в новую эпоху своего исторического развития. По этой причине во второй половине девятнадцатого века потребовались масштабные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни. Объективную необходимость таких преобразований обусловило появление новых политических и экономических условий, принципиально изменившаяся хозяйственная и общественная жизнь пореформенной России. Пореформенное время было временем больших перемен и великих надежд. Многие из задуманных в те времена проектов так и не удалось реализовать в российской общественной жизни. Но, тем не менее, именно в это время складывались основы российской демократии, которым, к сожалению, так и не удалось в полной мере воплотиться в жизнь – эволюционные процессы развития общества были насильственно прерваны трагическими событиями 1917 года. Актуальность этого исследования имеет сразу несколько аспектов. Во-первых, это историческая аналогия с нашим временем. Как Российская империя после отмены крепостного права училась жить по демократическим порядкам, так и современная Россия сейчас шаг за шагом проходит все тот же путь – от тоталитарной советской идеологии и системы управления к демократии и гражданскому обществу. Во-вторых, национальный вопрос в России, всегда сохраняющий свою актуальность, сейчас стоит необыкновенно остро. Конфликты между представителями разных этнических групп, сепаратистские устремления внутри страну создают угрозу национальной безопасности России. В-третьих, кроме своего повседневного, «оперативного» значения, «русский вопрос» имеет и другое значение – философское. Должны ли мы, русские, «платить и каяться», как требуют от нас бывшие окраины Российской империи (так происходит, например, после государственного переворота на соседней Украине)? Или мы вправе гордиться собой и своей историей? В этом актуальность выбранной темы исследования. Объект исследования – философская мысль в России второй половины XIX века. Предмет исследования – исследования национального вопроса в статье Владимира Соловьева «Национальный вопрос в России». Хронологические границы работы – вторая половина девятнадцатого века. Именно на этот период пришелся расцвет русской общественной жизни. В пореформенной России началось бурное развитие гражданского общества и философской мысли, началось зарождение «Русской идеи». Тема работы находится в пограничной сфере истории и социологии. Цель работы – изучение философской работ В.С. Соловьева «Национальный вопрос в России». Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи. 1. «Русская идея» в отечественной философской мысли в интерпретации В.С.Соловьева. 2. Работа Соловьева «Национальный вопрос в России» Структура работы. Доклад состоит из двух глав, в состав которых входят два параграфа, введения, заключения и библиографического списка литературы, использованной при написании работы.
Читать дальше
Сам термин «Русской идеи» был введен в обращение во второй половине XIX века Владимиром Сергеевичем Соловьёвым (1853 — 1900) — русским религиозным мыслителем, мистиком, поэтом, публицистом, литературным критиком; почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Говоря о Русской идее, нельзя не упомянуть о ее родоначальнике А. С. Хомякове, хотя хронологически он не совсем «попадает» в рамки рассматриваемого периода (Хомяков скончался в 1860 году). Хомяков много размышлял о русском народе, о его особой судьбе. Исторический процесс России Хомяков понимал как постепенное «проявление начала», прояснение глубинного смысла русской нации, одним из характерных свойств которой является, по словам философа, «детскость русской души, которая есть причина всех остальных ее свойств и психологический ключ к разгадке ее тайны» . Русские - народ, практически воплотивший евангельский завет: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» . Русская идея прежде всего глубоко патриотична. Патриотизм ее исповедников не смогли поколебать ни Октябрьский переворот, ни последующие гонения. Религиозный философ И. Ильин в своей статье «О русской идее» писал следующее: «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России» . Философ писал о непрекращающейся борьбе русского народа за свободную и достойную жизнь на всей земле и призывал своих соотечественников даже в изгнании верить в избранность и великое предназначение России. Над Русской идеей много и своеобразно работал Н. А. Бердяев. Его размышления об особенностях русской души, об исторической судьбе России изложены в его труде «Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века». В работе Бердяева исследуется скорее не вопрос о сущности России, но Божественный замысел о России. Что именно планирует Бог для России? Какова Божественная идея его создания?
Читать дальше
В качестве философа-утописта В.С. Соловьев искал истину в разных, иногда диаметрально противоположных духовных течениях. Он задумал создание своей философии для оправдания «веры отцов на новой ступени разумного сознания» . Но задача, которую он поставил себе, была практически невыполнима - совмещение научно-позитивного и рационалистического «духа времени» и традиционного религиозного предания. Философия Соловьева отвергает материалистические принципы революционно-демократической философской мысли того времени. Концепция Соловьева – попытка объединения, «великого синтеза» христианского платонизма, немецкого классического идеализма и научного эмпиризма. Но метафизическая система Соловьева не была стройным и стабильным учением – сам философ постоянно реконструировал и перестраивал ее, иногда меняя свои постулаты на прямо противоположные принципы. Это – свидетельство того, что при помощи своей философии и этики Соловьев хотел умозрительно «оправдать» свои жизненные и этические поиски и философско-поэтические мечты. Философ утверждал, что «нравственный элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии» . В философском учении В.С. Соловьева ясно прослеживается связь теоретической, умозрительной философии и позитивного разрешения, положительного ответа на практический жизненный вопрос: «быть или не быть правде на земле». Соловьев понимает правду в качестве реализации христианского идеала. Он внимательно следил за новыми идеями, которые предлагали социалистические учения, однако считал, что они являются выразителями только лишь относительной общественно-исторической правды.
Читать дальше
Итак, основной национальный вопрос, по мнению Соловьева – это отречение от национального вопроса в том смысле, в котором его принято традиционно трактовать. Объединение всех народов под знаком христианства, обретение духовных даров и общее перерождение – точнее, возрождение – всего человечества, которое должно начаться благодаря России и ее силами. Одна из главных характеристик Русской идеи - это ее религиозность. Русский национальный религиозный дух не сосредоточен только и исключительно в церковной сфере – он пронизывает все идеологии. Бердяев писал, что русский человек даже богоборческим настроениям предается религиозно. В русском атеизме, нигилизме, материализме присутствует религиозная эсхатологичность и ожидание великих свершений и Новой эпохи, также как православное сознание жаждет эпохи Святого Духа . Можно сказать, что Русская идея – это глубоко христианский, библейский взгляд на историю России. В «Повести временных лет» есть замечательная фраза, посвященная крещению Руси: «Под 6496 годом от сотворения мира. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым» . Это утверждение отражает совершенно аналогичный взгляд на историю человечества. В Священном Писании присутствует определенная точка зрения на процесс развития человеческой истории: это одно большое и протяженное во времени действие, имеющее определенный сюжет и замысел и развивающееся от своего истинного начала к своему настоящему окончанию. От сотворения мира, через его грехопадение и Искупление путем великой жертвы Господа Иисуса Христа, к подлинному завершению человеческой истории, когда, по словам апостола Павла, «будет Бог все во всем» . Судьба нашего отечества вплетена в великий замысел об истории всего мира. Бог приготовил для России великие дары, но за это Он требует и великого служения. 1. «Русская идея» в отечественной философской мысли и в интерпретации В.С.Соловьева Выполнено в главе 1. 2. Работа Соловьева «Национальный вопрос в России» Выполнено в главе 2. Цель работы достигнута, задачи выполнены, работа завершена.
Читать дальше
1. Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея, 18:3 2. Библия. Новый Завет. Первое послание святого Апостола Павла к Коринфянам, 15: 28. 3. Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства . М.: ИФ РАН, 1993 4. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. М. :Хранитель, 2007 5. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. M.: Знание, 1989 6. Розанов В.В. Сочинения в двух томах. М. :Правда, 1990 7. И. А. Ильин: Pro et contra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2004 8. Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Культура, 1990 9. Повесть временных лет. Памятники литературы. М.: Augburg, 2003
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Контрольная работа по банковскому делу
Количество страниц:
19
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Банковское дело
эссе
Террористический акт 11 сентября 2001 г. в США : замысел Бен Ладена, результаты
Количество страниц:
5
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История
эссе
Этические дилеммы современной журналистики
Количество страниц:
7
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image