Османская Империя(турецк. دولت عالیه عثمانیه — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye[3]), появилась с распадом султаната сельджуков и возвышения этноса османов (названного по имени султана Османа I). Правительство султаната создало социально-политическую систему, которая обеспечивала максимальную независимость религиозных и этнических меньшинств, которые на зависели от центральной власти. Такая терпимость к религиям способствовала слабому сопротивлению при экспансии османов на новые территории. Фактически Осман I готов был поддерживать всех, кто помогал ему в территориальной экспансии. Поэтому Османская Империя (стала Империей после захвата Константинополя и падения Византии в 1453 году) распространилась по всему Средиземноморскому региону от Балкан на Западе до Персии на Востоке, от Вены (чуть южнее этого города) на севре до Юга Аравии
Высшими слоями Высокой порты оставались военная аристократия и гражданские чиновники. Султан выделял земли вассалам – феодалам на условии исполнение военной службы в наследственное владение –лен., Владельцами ленов «тимариоты» были мелкие феодала (доход до 3000 акче) и крупные «зеаметы» (до 100000 акче) являлись по зову сцлтана во главе военного отряда экипированных всадников (в соответсвии с уровнем своего дохода). Сипахи – тяжелые кавалеристы империи имели доход от участка земли с крестьянами, торговых рядов, мельниц и т.д. – тимара, который назывался спахилык Государственные чиновники так же получали поместья иэ фонда государственных земель. Доходы от них назывались хассами и составляли от 100000 акче и выше. Эти феодальные владения стали ополотом экономической мощи Блистательной Порты. Собственность мечетей составляли вакуфные владения.
Основным родом войск в османской армии были янычары (пехота), сипахи (тяжелая конница), акинчи (лёгкая иррегулярная кавалерия). Янычары, как профессиональная армия комплектовались из юношей - рабов, иноземцев, которые находились на полном государственносм обеспечении. Сипахи имели поместья или предприятия «тимары» и «мульки» (земельные владения за особые заслуги), акинчи жили своим хозяйством и собирались только на время войны. Земли всех приведенных выше категорий находились в наследственном пользовании крестьян. Крестьяне несли многочисленные повинности (рента, отработка и т.д.) в пользу феодала и были прикреплены к своим земельным наделам.
Крестьяне–мусульмане платили десятину с урожая зерновых, садовых и огородных культур, так же отдавали налог со скота и выполняли фуражную повинность для армии. Так же случались и отработки – барщины на виноградниках, постройке дома и т.д.
Райаты - не мусульмане к этим повинностям платили особый налог – джизью и поставлять мальчиков для янычарского войска.
Читать дальше