Толерантность в широком смысле слова может рассматриваться, как допущение, возможность существования. В рамах широкого определения толерантность рассматривается, как терпимость к отличиям, равнодушное признание прав .
Так же толерантность может рассматриваться, как; состояние невмешательства в явления и события, пассивное безразличие; согласие (даже вынужденное) с событиями, явлениями и порядком принятом в каком-либо социуме или сообществе.
Помимо вынужденного согласия, смирения, толерантность может быть последствием, моральным решением о терпимости к явлению или событию с целью сохранения мира и спокойствия .
Толерантность может так же выражать открытость, любознательность желание получше узнать что-либо, проникнуться этим внутренне .
В «узком» понимании толерантность, способность принять другого таким, как он есть. При этом речь о понятии «узкой» толерантности идет в случае, если различия выражаются в ярких проявлениях, резко отличающихся от широкой моральной нормы.
Например, толерантность к геям и лесбиянкам.
При этом, субъект толерантности сознательно не применяет по отношению к объекту каких-либо мер воздействия, хотя в принципе может их применить.
Толерантность не предполагает отказа от собственных убеждений и признания несправедливости. Но подразумевает отказ от деструктивного воздействия, желания подавить и уничтожить иное, отличное от собственного поведение, предпочтение, верование. То есть, проявляя толерантность, мы проявляем СВОЁ моральное состояние, и допускаем возможность существование иных поведенческих формул и убеждений не только в своем сознании, но и в своем мировоззрении .
Иногда речь идет о толерантности в собственном смысле, когда терпимость предполагается по отношению к чему-то, к чему нельзя относиться терпимо. В этом случае, признается приоритет «морального разнообразия».
Интолерантность определяется формами неприятия чего-то иного, что выражено в максимальном различии моральных норм.
Интолернтность может проявляться разнообразными формами неприятия взаимоисключающих позиции субъектов .
Читать дальше
Базовая номинация объекта статьи нового религиозного течения «сайентология» изначально переделяется как «негативная» по отношению к объекту. Она названа при этом: « Одной из самых опасных международных тоталитарных сект».
Вторичные номинации персонажей статьи так же имеют все признаки ин/ТОЛЕРАНТНОСТИ.
В том числе в оценочных показателях её деятельности: «вред, наносимый сайентологией психическому, физическому и материальному благополучию своих членов».
Новое религиозное движение определяется в тексте данной статьи, как «секта»: «деструктивная деятельность которой подтверждена в судебном порядке» в судебном порядке .
Автор характеризует личность основателя нового религиозного движения «Сайентология» Рона Хаббарда, определением Верховного суда штата Калифорния, как «человека, являющегося просто патологическим лжецом» .
Данные проявления инТОЛЕРАНТНОСТИ, правда, в данной статье сопровождаются автором достаточно убедительными ссылками на материалы судебных процессов, документов и т.д. Что, конечно же, смягчит ин/ТОЛЕРАНТНОСТЬ высказываний автора и переводит их в плоскость юридически доказанных фактов.
Автор использует так же большой набор языковых маркеров, подтверждающих ин/ТОЛЕРАНТНЫЙ характер статьи, вот в частности некоторые из этих языковых маркеров по отношению к основателю сайентологии Рону Хаббарду: «его необузданный эгоизм», «жадность», «алчность» и т.д.
Автор называет Рона Хаббарда вором: «Рон Хаббард считал, что имущество врага может быть украдено» .
Автор переносит черты основателя религиозного движения на основанное им движение «сайентология». В связи с чем, считал мораль и принципы сайентологов «девиантными»
В совокупности с содержанием и трактовкой содержательного смысла религиозного течения, данные текстовые конструкции имеют, на мой взгляд ин/ТОЛЕРАНТНЫЙ смысли и контекст. Определенным «оправданием ин/ТОЛЕРАНТНОСТИ статьи придает ему обширная доказательная база, собранная автором в подтверждение своих высказываний, слов и окончательных выводов.
Читать дальше
Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования и практического анализа журналистских текстов, опубликованных в СМИ, касающихся новых религиозных движении в России мы можем сказать:
- в Российской Федерации достаточно распространена вербовка неофитов-прозелитов для новых религиозных движений,
- журналисты - авторы, пишущие по темам новых религиозных движений создают свои статьи, как правило, в формате ин/ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Данное обстоятельство требует серьёзного внимания и исследования в журналистском сообществе.
Читать дальше
1. Александрова Н. Н. Будущее религии в России в контексте НРД: социально-психологические основания // Будущее религии в Европе / под ред. И. Х. Максутова, О. К. Горевой. - СПб.: Алетейя, 2010. - С. 260-269.
2. Балагушкин Е. Г. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий // Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. I. - М.: Изд-во ИФ РАН, 1999. - С. 12-58.
3. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. -М., 2006. - Т. XV. - № 2. - С. 62-78.
4. Богданов В. А., Лисовский В. Т. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 1995. - Сер. 6. - Вып. 4 (№ 27). - С. 65-71.
5. Гордиенко Н. С. Религиоведческая характеристика саентологической Церкви (церкви саентологии) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 7 / редкол. М. И. Одинцов (пред.) и др. - СПб.: Рос. объединение исследователей религии, 2009. - С. 33-36.
6. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. 3-е изд., перераб. и доп. - Н. Новгород: Христианская б-ка, 2006 – 320 с..
7. Данилец А.В. Речевой портрет интеллигента. [Электронный ресурс]: http://www.proza.ru/2012/05/02/281 (Обращение 12.02 2015 год)
8. Еще несколько слов о сайентологии. Сайт ПРО СВЕТ ИНФО [Электронный ресурс]: http://просветинфо.рф/eshhe-nemnogo-o-saentologii. (Обращение 12.02 2015 год)
9. Костылев П. Н. Новые религиозные движения // Религиоведение: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова. - М.: Юрайт, 2012. - С. 473-479.
10. Кравчук В. В. Новые религии в современной России и проблема экстремизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М., 2004. -№ 1-2. - С. 169-176.
11. Питанов В. Острожно, Сайентология. [Электронный ресурс]: http://www.k-istine.ru/sects/scientology/scientology_pitanov.htm (Обращение 12.02 2015 год)
12. Толерантность в СМИ, курс лекций Журфак on-line [Электронный ресурс]: http://you-journalist.livejournal.com/1995.html (Обращение 12.02 2015 год)
13. Шадрина Ю. «Саентология». «Верба» №4 (13) Об опасной секте «Саентология» [Электронный ресурс]: http://www.slavabogu.ru/index.php?catid=25:3-&id=348:verba013-03&Itemid=19&option=com_content&view=article (Обращение 12.02 2015 год)
14. Шарапова В. «Нам рассказали правду о сайентологии). Сайт МИЛОСЕРДИЕ.РУ [Электронный ресурс]: http://www.miloserdie.ru/articles/nam-rasskazali-pravdu-o-saentologii (Обращение 12.02 2015 год)
15. Юркевич А. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения Сайентология. [Электронный ресурс]: http://www.ogkochetkov.ru/publikacii/detail/khristianstvo-i-drugie-religii-sbornik-statei-3/ (Обращение 12.02 2015 год)
Читать дальше