При проведении научного анализа культуротворческих технологии следует обратить внимание на широту и глубину рассматриваемого понятия. Данное понятие складывается из четырех терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщенном виде трактуются следующим образом.
Социальный – в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими выразительными средствами, формами и методами.
Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств и результата.
Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к социально-культурной деятельности.
Культурно-досуговая деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предлагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культуры в условиях досуга.
В научном понимании истинность педагогической науки определяется не только историческими принципами той или иной эпохи, но и самой «природой» теоретического («логического», «абстрактного») мышления, законами и закономерностями функционирования. Логика исследования в педагогической науке с целью поиска истины имеет большое значение для развития методологии, теорий, парадигм, подходов, научных концепций, которые, обусловленные объективными причинами, выступают как вечный диалог разных точек зрения. Постичь истину теории, методики и организации в культуротворческих технологии возможно только при верном методологическом подходе.
Наша задача состоит в том, чтобы осуществить логически непротиворечивый концептуальный синтез всего исторического культурного наследия, адекватный процессу развития культуротворческих технологии на современном этапе. Это позволяет выработать методологический подход, адекватный культуротворческих технологии на современном этапе, ценностно насыщенный в государственной системе формирования духовной культуры общества.
Понимание «сущности человека» как «общеисторической», определяемой совокупностью всех общественных отношений во всей истории нашей страны, позволяет автору рассматривать социально-культурную деятельность в границах своей инфраструктуры, но оказывающую свое влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому тезис о том, что социально-культурное развитие людей в действительности выступает как история их индивидуального развития, во многом обесценивается, если индивид рассматривается только как субъект труда («производительных сил»). Отсюда ориентация народов России на внутренний мир человека, на нравственные основания его микрокосма становится научно обоснованной.
Гипотетически воспринимая духовную культуру общества как всю историю развития социально-культурной деятельности, из всего общеисторического выделяем её основные элементы: ценности, нормы, стереотипы, общественное содержание которых переориентировано на формирование микрокосма индивидов, их нравственных основ. Этим и определяется место и значение унаследованных традиций, обычаев, форм, методов бытия для методологии социально-культурной деятельности. Здесь важно подчеркнуть, что за последнее десятилетие произошли огромные изменения систем ценностей и ценностных ориентаций населения России, их оценок культуротворческих технологии и ее значения в жизни россиян.
В связи с этим, руководствуясь логикой научного познания, следует отметить, что некоторые положения методологии утрачивают свою ценность, устаревают и угасают, другие, сохраняясь, наполняются новыми идеями. Новые идеи пополняют понятийные ряды методологии педагогической науки. Как отмечает А.И. Арнольдов: «В науке принципиальное значение имеет культурно-исторический подход, призванный на основе комплексного изучения духовной жизни общества осуществить важную аналитическую экспертизу. Во-первых, он позволяет объективно оценивать любую оригинальность в культуре. Во-вторых, культурно-исторический подход позволяет сохранять и восстанавливать объективную преемственность культурных связей, духовную общность людей, динамику непрерывного культурного прогресса, предотвращая постоянную опасность разрыва и разъединения культурной преемственности. В-третьих, он способствует выявлению тенденций развития уже обнаружившихся культурно-исторических линий» .