Принято считать, что термин «эффективность» появился первоначально в экономической литературе в работах У. Петти и Ф. Кенэ, которые употребляли его в значении результативности и использовали для оценки тех или иных правительственных или частных мер в зависимости от того, способствовали те или нет оживлению экономической жизни. Д. Рикардо использовал термин «эффективность» как экономическую категорию: не в значении результативности, а как отношение результата к определенному виду затрат. Следует подчеркнуть, что Й. Шумпетер выделял статическую и динамическую эффективность организации. Под последней Шумпетер подразумевал любую тенденцию к развитию, которая лежит в основе процесса предпринимательского развития.
В современной экономике проблемами эффективности занимаются такие ученые, как Г. Б. Клейнер [3], Б. А. Райзберг [5], Г. В. Атаманчук [1] и др.
В общем виде экономическая эффективность дает представление о том, ценой каких затрат достигнут экономический эффект: чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность.
Основная сложность, возникающая при оценке эффективности экономики, основанной на знаниях, в регионе заключается в определении критериев оптимальности (максимально достижимого уровня развития системы с учетом имеющихся ресурсов). Так, оптимальным можно считать уровень инновационного развития регионов-лидеров, но исходные условия развития региона-лидера могут отличаться от исследуемого региона, да и лидерство региона не доказывает, что он развивается оптимально и не мог достигнуть более высоких показателей. Очевидно, что под оптимальным уровнем нельзя понимать плановые показатели развития, поскольку они могут быть как заниженными, так и завышенными и недостижимыми в принципе.
Оценка эффективности экономики, основанной на знаниях, может быть представлена как: оценка производства новых знаний; экономические эффекты распределения и использования знаний; социальные эффекты знаний.
Создание новых кодифицированных знаний может быть измерено прежде всего при помощи индикаторов результативности науки, таких как количество новых публикаций (книг, научных статей), показатели регистрации новых объектов интеллектуальной собственности.
В качестве результата распространения знаний выступает возрастание инновационной активности (отраслевой экономики и экономики в целом), а также рост значений показателей ИКТ.
Вычисление экономических эффектов от производства и использования знаний может быть получено путем сопоставления затрат показателей, например расходов на прикладные НИОКР, технологические инновации, и показателей экономических результатов – прирост ВНП, объема промышленного производства в конкретных отраслях, рост производительности труда, появление новых рабочих мест, требующих высокой квалификации занятых.
Аналогично оценить социальные эффекты знаний можно, сравнивая ресурсы, затраченные на производство и распространение знаний, и соответствующие изменения в социальной сфере, например: рост уровня грамотности населения, улучшение качества жизни, снижение отдельных видов заболеваний за счет появления новых медицинских технологий, повышение уровня информированности в обществе [2, с. 78–79].
Критериями сравнения должны выступать индикаторы, соответствующие целям социально-экономического развития региона. В качестве таких целей в условиях экономики, основанной на знаниях, на наш взгляд, можно рассматривать:
• повышение качества жизни населения региона;
• динамичное развитие экономики;