К тебе, о человек! я речь мою склоняю,
Ты чтец,
Делец,
Писец.
И, словом вымолвить, ты много разумеешь…
М. Чулков
Актёр, чиновник, ученый, фольклорист, писатель…
Таким многогранным, разносторонним, талантливым во всем и должен быть человек послепетровских времен, своеобразной «эпохи российского возрождения».
Таким и был Михаил Дмитриевич Чулков (1744-1792 гг.), автор необычайно жизненных, интересных и увлекательных произведений.
Книги Чулкова пользовались огромной популярностью у современников. И он оправдывал ожидания своих читателей: был плодовит, разнообразен и непредсказуем в своем творческом полёте.
Среди читателей в то время был популярен жанр романа, и он зачинает его в России, выпустив первый русский реально-бытовой роман «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины».
Первая часть «Пригожей поварихи…» увидела свет в 1770 году. Вторая часть романа так никогда и не была опубликована. Многие исследователи отмечают, что это было связано с цензурой. Впрочем, и первая часть романа обладала какой-то необыкновенной привлекательностью, её экземпляры дошли до нас буквально в нескольких единицах.
Сюжет книги «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» не замысловат. В ней писатель описывает «приключения» бедной сержантской вдовы. Неудивительно, ведь М. Д. Чулков сам выходец из небогатого и незнатного третьего сословия.
В романе писателю удается отразить не только жизнь отдельных людей, но и всю сложность и многообразие общественных отношений в своем времени и пространстве.
А также Чулков одним из первых русских писателей использует символ для обозначения духовной эволюции своих героев. Произведения Чулкова «символизированы» в полном смысле этого слова.
Символы в них играют большую и самостоятельную роль, они многослойны и многозначительны. Они во всем и повсюду. Мы можем найти в романе писателя символику образную и вещную: античную, христианскую, фольклорную, материально-утилитарную, масонскую, символизм финала романа. Все символы наделены большим смысловым значением и связаны между собой. Символика формирует поэтику произведения, делая его пафос достоверным и желательным для подражания. Нравственная идея преобразования человека в данном случае звучит ярко и выпукло.
«Расшифровка» символов требует знания авторского литературного кода, который мы и пытаемся изучить в данной работе.
Вместе с тем проблема символики романа «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» исследована мало. Поэтому данная работа имеет высокую степень актуальности, как теоретической, так и практической.
Цель работы – исследование и анализ романа «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» с точки зрения использования символики образного, вещного мира как важнейшего механизма воспроизведения героя меняющегося, эволюционирующего: от циничного к совестливому.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Показать, как формировался художественный метод писателя М. Д. Чулкова до 70-х годов XVIII столетия и как в нем отразилось использование символики в ранних произведениях.
2. Определить понятие символа в художественном произведении.
3. Выделить типологию символов в романе «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины».
4. Проанализировать символы образного и вещного мира в романе.
5. Сделать выводы о художественном методе М. Д. Чулкова.
Объект исследования – роман М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины».
Предметом исследования является символизм образного, вещного мира в романе «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины».
Информационной базой исследования стали труды:
– Е. А. Бондаревой, Д. Д. Благого, Д. Гаррарда, И. А. Гурвича, Е. М. Дзюбы, А. В. Западова, О. Л. Калашниковой, О. Г. Лазареску, О. Б. Лебедевой, Е. Мечниковой, В. С. Нечаевой, Н. И. Николаева, П. А. Орлова, М. Плюхановой, И. З. Сермана, В. В. Сиповского, В. П. Степанова, В. Б. Шкловского, А. И. Юхта и др. – посвященные непосредственно исследованию творчества М. Д. Чулкова;
– С. С. Аверинцева, С. В. Аржанухина, Г. Бидермана, В.Э. Вацуро, П. А. Головнина, В. И. Даля, Т. В., Зуевой и Б. П. Кирдана, Х. Э. Керлота, О. Г. Лазареску, С. Г. Лазутина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, В. И. Сахарова, В. Н. Топорова, А. П. Чудакова и др. – посвященные символам и символизму в мировой культуре и русской литературе; а также символике античной, христианской, фольклорной, материально-утилитарной и масонской.
Теоретическая значимость работы заключается в заполнении пробела осмысления анализа символического наполнения произведения, а также в приращении теоретических знаний и дальнейшем изучении темы на базе этой работы.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут использоваться для разработки учебных факультативных школьных курсов.
Новизна исследования заключается в изучении символики романа и её соответствующей интерпретации и выводах. Несмотря на огромное внимание к вещному миру многих произведений роман М. Д. Чулкова остается без должного внимания, хотя он являет собой пример становления нового типа литературы России.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что важнейшим свойством художественного метода М. Д. Чулкова является использование символики образного и вещного мира как механизма воспроизведения истории меняющегося человека от алчного и циничного к совестливому и гуманному.
Структура исследования определилась поставленной целью и задачами.
Работа состоит из настоящего введения, двух содержательных глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается формирование художественного метода М. Д. Чулкова до 70-х годов XVIII столетия, а также исследуется символизм ранних произведений писателя.
Во второй главе проводится исследование и анализ теории символа в литературе, дается определение символа в художественном произведении, определяется вклад М. Д. Чулкова в развитие литературной символики в романе «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины», а также проводится анализ символики произведения.
В заключении приводятся основные смысловые положения работы и выводы по исследованию в целом. В частности, подводится вывод о художественном методе писателя.
Для реализации поставленных целей и задач используются разнообразные методы исследования, как общенаучные, так и специальные. Основными общенаучными методами исследования являются:
– научный, критический анализ литературных источников, трудов исследователей творчества М. Д. Чулкова, а также трудов ученых – литературоведов, филологов, лингвистов и т. д., посвященных символам в литературе;
– творческий синтез исследования произведения М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» на основе выводов, полученных в результате анализа романа и изученной литературы.
Также при анализе литературного произведения М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» использовались специальные методы исследования:
– культурно-исторический (биографический) метод, основанный на исследовании биографии М. Д. Чулкова;
– историко-функциональный (генетический) метод, заключающийся в изучении генезиса, происхождения романа М. Д. Чулкова;
– сравнительно-исторический метод, заключающийся в исследовании исторической поэтики романа;
– социологический метод, основанный на изучении социальных процессов и явлений в романе;
– формальный и структурный методы, основанные на исследовании структуры и формата произведения;
– типологический метод, заключающийся в изучении контактных литературных взаимодействий.