Необходимость выявления типов личности человека сейчас актуальна не только как чисто психологическая и психиатрическая проблема, но и как социально-общественная характеристика современного человека. Часто психоэмоциональное состояние человека оказывает влияние на его интеллектуальные возможности, трудоспособность, качество общения и т.п.
Различие в типах личности предполагает определенные типы и методы воспитания ребенка. Для взрослых людей они определяют межличностное взаимодействие, коммуникацию с обществом.
Психологические познания, касающиеся личностных особенностей, необходимы и педагогам, и руководителям в коллективе и в организации. Они помогают оптимизировать деятельность коллектива и отдельного работника.
Объект работы: тип личности человека, особенности его темперамента.
Предмет работы: влияние типа личности человека на особенности его деятельности.
Цель работы: изучение типов личности, а также выявление возможной взаимосвязи типов личности и особенностей деятельности человека.
Читать дальше
Человек представляет собой сложную биологическую единицу, пик эволюции, но и не менее сложной является его психическая составляющая, которая формирует характер человека. Но заметим, что характер формирует также внешняя среда, например, окружающие люди и т.д.
Характер (от греч. charakter — отпечаток, признак) – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения .
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характера любого субъекта проявляется, как правило, в деятельности, в отношении к окружающим и к окружению вообще . Например, некоторые особенности характера могут проявляться в некоторых экстремальных ситуациях таких, как землетрясение, наводнение и т.д., а также в его рабочей деятельности, например, при выполнении каких-либо важных поручений.
Типичным примером человека, обладающего волевым характером и отвагой является пожарный. Человек, занимающейся такого рода деятельностью обязан быть подготовленным не только физически, но и морально, осознавая всю опасность и трудности выбранной профессии.
Некоторые люди предпочитают сложную и неординарную трудовую деятельность, решая, например, сложные математические задачи, получая при этом наслаждение не только от самого процесса, но и от полученного решения. Примером таких людей могут быть ученые-энтузиасты. Другие же предпочитают более простую трудовую деятельность, выбирая например, работу дворника.
Но при этом, эмоциональная составляющая обеих категорий людей может быть одинаковой. Например, есть некоторые случаи, когда умственные способности мешали человеку находить общий язык с другими людьми. При этом люди ощущали не умственное превосходство, а свою ущербность в эмоциональном плане.
Читать дальше
Акцентуацию можно определить как «дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях».
В работе А.Е. Личко используется словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным выделяется «акцентуация личности» . Сама классификация К. Леонгарда является классификацией акцентуированных личностей .
На сегодняшний день типы акцентуированных личностей описаны не полностью. В данной области еще есть множество неразрешенных вопросов. Подробное описание акцентуированных личностей есть в исследованиях К. Леонгарда и А.Е. Личко. Оба автора подробно описывают все составляющие акцентуальной личности и представляют развернутую классификацию самих акцентуаций. В нашей работе мы рассмотрим лишь несколько типов акцентуаций характера личности: гирпетимный, дистимный, циклоидный и возбудимый. Рассмотрим каждый тип акцентуации более подробно, а также влияние акцентуации на жизнь человека.
Гипертимный вид акцентуации характеризуется активностью, подвижностью, общительностью, а также склонностью к юмору, шуткам, озорству.
Также важно отметить, что такой вид акцентуации характеризуется повышенной психической активностью и постоянно приподнятом настроении личности.
Как отмечают многие, личности с таким типом акцентуации являются общительными, болтливыми, а также чрезмерно самостоятельными. Такие люди любят большие компании, стремятся быть лидерами в ней и любят командовать.
Читать дальше
Гипертимный тип.
У гипертимов может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты, если им позволяют делать все, что они хотят.
Они постоянно в поиске новых компаний, без труда входят в них, как правило, их с удовольствием принимают, как остроумных и компанейских людей.
Важно помнить, что гипертим плохо переносит однообразие и изоляцию от общения. Кропотливый педантизм не для них. От тревог и неприятностей гипертимы бегут в деятельность, где можно проявить инициативу. Обычно они не понимают меланхоликов и психастеников, которые сидят дома, чтобы читать книжки и подробно думать о прочитанном.
Протестные реакции. Вспыльчивы и несдержанны, агрессивность направлена на окружающих людей или вещи, в серьезных случаях их протест всегда действенный, они не просто говорят - действуют.
Сильные стороны. Активны, выносливы, умеют вызвать доверие, общительны, находчивы в нестандартной и стрессовой ситуации, готовы к ответственности.
Дистимический тип.
Дистимический тип акцентуации проявляется в скромности, робости, нерешительности, замкнутости, серьезности, отсутствии непринужденности и веселья.
Дистимичность выражается в постоянном пониженном настроении, неразговорчивости, серьезном отношении к делу, в пессимизме, часто некоторой заторможенности психических и моторных актов, пониженной продуктивности в работе. Глубокие потрясения могут довести их до состояния активной депрессии, серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, не совместимые с человеческим эгоизмом, ведет к формированию твердой этической позиции – в этом положительная сторона акцентуации.
Читать дальше
Как видно из представленного обзора акцентуаций характера личности, актуальность изучения поведения личности имеет высокий приоритет. От темперамента личности зависят не только коммуникативные, но и профессиональные качества человека.
Задачи исследования выполнены: проанализирована специальная литература по проблеме исследования, выполнены теоретические задачи.
Цель контрольной работы достигнута, работа завершена.
Читать дальше
1. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988
2. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. Лещинской В. [Сетевой ресурс], http://bookz.ru
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. –М.: Изд-во МГУ, 1982
4. Маклаков А. Г. Общая психология [Сетевой ресурс] http://www.gumer.info
5. Рубинштейн, С Л.. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2007.
6. Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты. — М., 1982.
Читать дальше