Физическое воспитание - педагогический процесс, который направлен на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний – основные проблемы, которые решаются в процессе педагогического воздействия и самовоспитания,
Физическое воспитание ставит задачи, которые должны решаться в процессе воспитания:
1. оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);
2. образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
3. воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).
Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:
1. принцип всестороннего гармоничного развития личности;
2. принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
3. принцип оздоровительной направленности.
История физического воспитания в России начинается с XVIII в, когда его вводят в систему дворянского образования. Главными направленностями, которые получили развитие явились: верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и другие игры.
В последней четверти XVIII в. Н.И.Новиков – русский просветитель, в своих трудах пишет о 3 составных воспитания: физическое, нравственное и умственное. Именно он впервые ввел понятие физического воспитания.
В 1765 г. академик А.П.Протасов выступил со своими докладами «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья» в ученом собрании Академии.
Одним из основоположников физического воспитания как научного явления можно считать П.Ф.Лесгафта. Он в XIX в. говорит о воспитании как о педагогическом явление, рассматривая его с позиций антропологизма. Антропология в его понимании – это наука, которая изучает строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, а так же физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды.
В свою педагогическую теорию о физическом воспитании Лесгафт положил учение о единстве физического и духовного развития личности. Т.е. физические упражнения неразрывно связаны с интеллектуальным, нравственным и эстетическим развитием.
В то время он для обозначения воспитания применял слово «образование», подчеркивая, что это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом должны усложняться, становиться напряженнее, они требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Целью образования является умение человеком управлять своим телом, осознанно выполняя упражнения.
Актуальность изучения данной темы сегодня велика. Т.к. в современном обществе возникают тенденции развития ожирения, к которому введет недостаток физических нагрузок, неправильное питание, сидячий образ жизни.
Человеческому организму для нормальной работы необходимо постоянное обновление клеток иммунитета, который бы защищал его внешних воздействий. Для ускорения обменных процессов организму необходима активная жизнь тела человека, которой способствует занятие спортом.
Малоподвижный образ жизни в свою очередь ведет к проблемам, связанным с нарушением обмена веществ в организме, процессы замедляются, проявляется застойный характер.
Слишком большие нагрузки организма так же не являются благоприятными, они ведут к истощению организма, вследствие чего падает иммунная защита организма.
Для оптимального воздействия на организм физических упражнений в XIX в. Е. Сандов разработал систему физического развития. Он выявил возраст, с которого стоит начинать заниматься физическими упражнениями – 7 лет, разработал комплексы упражнений для общего укрепления организма, для максимального физического развития, режим питания и гигиену.