Рады, что вам понравилась статья 😊
Под кредо понимается глубокое убеждение человека в конкретной мысли, идее. Оно является базисом для формирования мировоззрения людей. Наиболее близким к понятию «кредо» является понятие «жизненный девиз».
Определение: Педагогическое кредо — убежденность учителя в собственных установках, желаниях и устремлениях, вера в великую силу слова и возможность найти подход к каждому ученику.
Молодые учителя часто плохо справляются с нагрузками, им сложно адаптироваться среди учеников и в коллективе. У них недостаточно хорошо получается с одинаковой симпатией обращаться с учащимися. Но если у человека, пришедшего в школу, есть личная убежденность в правильности своих слов, поступков и действий, желание открыть перед детьми дверь в мир знаний, то достаточно быстро он обретет авторитет среди детей и их родителей.
Педагоги, проработавшие многие годы в школе, отдают ученикам не только знания, но и частицу себя, радеют за каждого ребенка, радуются успехам и переживают о неудачах. В этом заключается кредо педагога — в желании, стремлении и умении проявлять внимание к детям, их чаяниям и трудностям. Лучшие педагоги — учителя, сумевшие подобрать ключики к воспитанникам, заинтересовать, побудить к учебе.
Педагогическое кредо — индивидуальная особенность педагога. Не все школьные учителя им обладают, но те, кто взрастил в себе или имел изначальную склонность к преподаванию, говорят, что оно включает следующие компоненты:
Макаренко, автор «Педагогической поэмы» и один из мудрейших советских педагогов, говорил, что хороший воспитатель должен владеть мимикой в совершенстве, он обязан гневаться или смеяться, когда этого требует ситуация, каждое движение его должно воспитывать.
Как система убеждений, ценностей и ориентиров, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое кредо формируется не сразу. Формирование его происходит постепенно на протяжении всей карьеры учителя под влиянием личного опыта, образования, наблюдения за коллегами и наставниками.
При изучении педагогического кредо выявлены несколько подходов к его образованию. Одни подходы ориентированы на необходимость получения опыта, личного и профессионального, другие делают упор на развитие системы ценностей и убеждений, полученных в процессе работы. Важным представляется работа с наставниками, которые могут передать молодому учителю собственный опыт, идеи и мысли. На формирование педагогического кредо влияют новые знания, открытия в области педагогической науки.
Педагогическое кредо не является статичной величиной, обретя его, нельзя останавливаться на достигнутом успехе. Даже опытные учителя часто допускают ошибки. Только регулярно обучаясь, получая новые знания, опыт, анализируя каждый поступок, слово, педагог способен оставаться на высоком уровне, стать достойным подражания и уважения. Если учитель хорошо владеет своим предметом, умеет заинтересовать учащихся, но не готов осваивать современные технологии, не владеет информацией о случившихся в науке прорывах, его педагогическое кредо вскоре будет потеряно. Совокупное применение всех подходов к формированию кредо педагога, включая изучение новых открытий, помогут избежать этого.
Реализация педагогического кредо производится на практике. Только проведя сотню уроков, занимаясь с самыми разными детьми, можно понять, настолько ли сильны убеждения, достаточно ли сил и веры в правильность выбора профессии. Реализовать принципы и установки помогают:
О том, что педагог успешно реализовал себя в профессии, свидетельствуют положительные отзывы учеников, благодарность со стороны родителей, стремление отдельных учащихся подражать учителю.
Каждый учитель уникален, его педагогический опыт неповторим. Но есть общие выкладки, которым важно следовать каждому педагогу, желающему стать профессионалом своего дела. Они помогут начинающим педагогам сформировать собственное кредо быстрее. Так, крайне важно:
Для понимания лучше изложить собственные представления и мысли на бумаге. Текст должен получиться лаконичным, емким и содержательным, честным. Если учитель не способен проявлять честность, он не сможет быть честным с учениками. Дети невероятно чувствительны, неискренность наставника поймут с первых слов. Составленный список принципов, компетенций, ожиданий, убеждений и умений необходимо пополнять по мере профессионального роста и углубленного погружения в работу. Опытные педагоги советуют при написании педагогического кредо начинать со значительных задач, глобальных идей, изложив их, следует переходить к конкретике, маленьким винтикам, составляющим основу великих достижений. Важно сфокусироваться исключительно на том, что представляется важным для конкретного педагога, потому, если глобальные цели у учителей иногда совпадают, отдельные задачи всегда будут уникальными.
В истории российской педагогики было немало настоящих великих наставников, педагогов, обучение у которых считали великим благом не только простые люди, но и будущие политики, великие деятели культуры и искусства. Наиболее знаменитыми, чье кредо служит примером современным учителям, являются:
Изучение опыта перечисленных учителей поможет начинающему педагогу почувствовать большую уверенность в собственных силах, обрести наставника и веру в себя.