24.07.2024
#доклад
#конференция
42

Педагогическое кредо: компоненты, реализация, развитие

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение педагогического кредо
  2. Компоненты педагогического кредо
  3. Подходы к формированию педагогического кредо
  4. Реализация педагогического кредо
  5. Развитие педагогического кредо
  6. Известные педагоги и их кредо

Под кредо понимается глубокое убеждение человека в конкретной мысли, идее. Оно является базисом для формирования мировоззрения людей. Наиболее близким к понятию «кредо» является понятие «жизненный девиз».

Определение педагогического кредо

Определение: Педагогическое кредо — убежденность учителя в собственных установках, желаниях и устремлениях, вера в великую силу слова и возможность найти подход к каждому ученику. 

Молодые учителя часто плохо справляются с нагрузками, им сложно адаптироваться среди учеников и в коллективе. У них недостаточно хорошо получается с одинаковой симпатией обращаться с учащимися. Но если у человека, пришедшего в школу, есть личная убежденность в правильности своих слов, поступков и действий, желание открыть перед детьми дверь в мир знаний, то достаточно быстро он обретет авторитет среди детей и их родителей. 

Педагоги, проработавшие многие годы в школе, отдают ученикам не только знания, но и частицу себя, радеют за каждого ребенка, радуются успехам и переживают о неудачах. В этом заключается кредо педагога — в желании, стремлении и умении проявлять внимание к детям, их чаяниям и трудностям. Лучшие педагоги — учителя, сумевшие подобрать ключики к воспитанникам, заинтересовать, побудить к учебе.

Компоненты педагогического кредо

Педагогическое кредо — индивидуальная особенность педагога. Не все школьные учителя им обладают, но те, кто взрастил в себе или имел изначальную склонность к преподаванию, говорят, что оно включает следующие компоненты:

  1. Личность педагога. Учитель должен быть высокоморальным человеком, уметь проявлять ответственность, добросовестно относится к обязанностям. Трудолюбие и чувство справедливости важны. Следует проявлять выдержку, терпение, настойчивость, обладать определенной долей юмора и оптимизма, с готовностью осваивать новые знания. Личный пример имеет первостепенное значение в сфере воспитания и образования. Если педагог рассказывает о добром и вечном, но не верит собственным словам и противоречит словам поступками, ученики утратят доверие к такому учителю, а с этим и интерес к изучению его предмета.
  2. Умение применять педагогические техники. Педагог должен обладать навыками, ставящими его во главе процесса воспитания. К таким навыкам относят умение держать лицо, управлять мимикой, эмоциями, настроением, голосом. Следует вырабатывать наблюдательность, развивать воображение, уметь почувствовать ребенка.

Макаренко, автор «Педагогической поэмы» и один из мудрейших советских педагогов, говорил, что хороший воспитатель должен владеть мимикой в совершенстве, он обязан гневаться или смеяться, когда этого требует ситуация, каждое движение его должно воспитывать.

Подходы к формированию педагогического кредо

Как система убеждений, ценностей и ориентиров, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность, педагогическое кредо формируется не сразу. Формирование его происходит постепенно на протяжении всей карьеры учителя под влиянием личного опыта, образования, наблюдения за коллегами и наставниками.

При изучении педагогического кредо выявлены несколько подходов к его образованию. Одни подходы ориентированы на необходимость получения опыта, личного и профессионального, другие делают упор на развитие системы ценностей и убеждений, полученных в процессе работы. Важным представляется работа с наставниками, которые могут передать молодому учителю собственный опыт, идеи и мысли. На формирование педагогического кредо влияют новые знания, открытия в области педагогической науки. 

Педагогическое кредо не является статичной величиной, обретя его, нельзя останавливаться на достигнутом успехе. Даже опытные учителя часто допускают ошибки. Только регулярно обучаясь, получая новые знания, опыт, анализируя каждый поступок, слово, педагог способен оставаться на высоком уровне, стать достойным подражания и уважения. Если учитель хорошо владеет своим предметом, умеет заинтересовать учащихся, но не готов осваивать современные технологии, не владеет информацией о случившихся в науке прорывах, его педагогическое кредо вскоре будет потеряно. Совокупное применение всех подходов к формированию кредо педагога, включая изучение новых открытий, помогут избежать этого.

Реализация педагогического кредо

Реализация педагогического кредо производится на практике. Только проведя сотню уроков, занимаясь с самыми разными детьми, можно понять, настолько ли сильны убеждения, достаточно ли сил и веры в правильность выбора профессии. Реализовать принципы и установки помогают:

  • постоянное общение с другими педагогами, включая учителей из других школ, регионов;
  • внимательное отношение к нуждам учеников, их желаниям и трудностям;
  • тщательная подготовка к каждому уроку.

О том, что педагог успешно реализовал себя в профессии, свидетельствуют положительные отзывы учеников, благодарность со стороны родителей, стремление отдельных учащихся подражать учителю. 

Развитие педагогического кредо

Каждый учитель уникален, его педагогический опыт неповторим. Но есть общие выкладки, которым важно следовать каждому педагогу, желающему стать профессионалом своего дела. Они помогут начинающим педагогам сформировать собственное кредо быстрее. Так, крайне важно:

  • заранее понять, каким будущий учитель видит воспитательный процесс;
  • задаться вопросом о главном в профессии учителя;
  • выработать принципы, которых хочется придерживаться при работе с детьми;
  • анализировать успехи и неудачи, закреплять положительный опыт;
  • изучить теории и опыт великих педагогов, взяв лучшее и отбросив неподходящее для конкретной ситуации;
  • уметь понимать собственную роль в качестве учителя;
  • узнать, какие отношения с учениками удается выстроить другим педагогам.

Для понимания лучше изложить собственные представления и мысли на бумаге. Текст должен получиться лаконичным, емким и содержательным, честным. Если учитель не способен проявлять честность, он не сможет быть честным с учениками. Дети невероятно чувствительны, неискренность наставника поймут с первых слов. Составленный список принципов, компетенций, ожиданий, убеждений и умений необходимо пополнять по мере профессионального роста и углубленного погружения в работу. Опытные педагоги советуют при написании педагогического кредо начинать со значительных задач, глобальных идей, изложив их, следует переходить к конкретике, маленьким винтикам, составляющим основу великих достижений. Важно сфокусироваться исключительно на том, что представляется важным для конкретного педагога, потому, если глобальные цели у учителей иногда совпадают, отдельные задачи всегда будут уникальными.

Известные педагоги и их кредо

В истории российской педагогики было немало настоящих великих наставников, педагогов, обучение у которых считали великим благом не только простые люди, но и будущие политики, великие деятели культуры и искусства. Наиболее знаменитыми, чье кредо служит примером современным учителям, являются:

  • Константин Ушинский — считал, что знаниям должно находиться практическое применение в обычной жизни;
  • Лев Выготский — настаивал на увеличении доли простого общения детей между собой, общаясь, ребенок развивает познавательные способности и учится решению сложных задач;
  • Антон Макаренко — верил в пользу сотрудничества ребенка и учителя, развитие моральных качеств важнее получения конкретных знаний;
  • Константин Станиславский — был непревзойденным учителем, разработавшим методы, используя которые современные актеры способны перевоплотиться в любого человека на сцене;
  • Василий Сухомлинский — процесс воспитания должен ориентироваться на личность ребенка, которая признается педагогом высшей ценностью.

Изучение опыта перечисленных учителей поможет начинающему педагогу почувствовать большую уверенность в собственных силах, обрести наставника и веру в себя.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!