Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение: Кривые безразличия — соединение всех вариантов благ потребителя, которые выполняют одну и ту же функцию и не обладают предпочтением.
То есть, потребитель безразличен в выборе одного из блага. Термин разработали двое ученых: Вильфредо Парето, Френсис Эджворт. На данный момент кривые безразличия находят применение в экономике.
Определим суть и свойства кривых безразличия.
Напомним, что данные графики используются в выборе товара или блага, обладающими одинаковой полезность для потребителя. В данной ситуации потребителю необходимо сделать выгодное решение. Он не может ориентироваться только на цену — слишком дорогую или слишком дешевую.
Работает график по следующей схеме. В выборе из двух товаров потребитель опирается на желаемую потребность-полезность и не учитывает ряд дополнительных особенностей товаров. В графике точками и являются данные виды блага или товаров.
Чаще кривые безразличия используются в ситуациях с ограниченным бюджетом на покупки. График позволяет выбрать экономичный вариант с учетом гарантии полного удовлетворения потребности.
Перечислим ряд свойств, характерных для данного вида графиков:
Определение: Карта безразличия — координатная плоскость, на которой расположены несколько графиков кривых безразличий.
Все графики разделяются на группы одной пары благ и одного потребителя. Таким образом, на данной плоскости отражены желания, потребности и предпочтения. Стоит учесть, что чем дальше график отходит от начала координат, тем больше он реализует полезность потребителя.
Разберем несколько видов данного графического изображения.
Определение: Линейная кривая безразличия — график в виде прямой линии, возникающий в результате сравнении двух взаимозаменяемых товаров или благ.
Не имеет значения в данной ситуации выбирать первый или второй вариант продукта.
Определение: Угловая кривая безразличия — график в виде двух перпендикулярных линий, образованный двумя дополняющими друг друга товарами или благами.
В данном варианте товары не могут заменяться.
Определение: Обратная кривая безразличия — график в виде вогнутой параболы в сторону от начала координат, образованный желаемыми товарами.
Чем больше потребитель получает данный вид товаров, тем больше хочет их иметь.
Дополним, что первый вариант, рассмотренный в определении, является стандартной формой кривой безразличия. В данной ситуации рассматриваются товары, количество которых можно выбрать равномерно и получить максимум удовлетворенности.
Данные названия не приняты в науке. Мы привели их для большей наглядности определения. Приведем также рисунок с примерами. На нем можно заметить линейный вариант (U3), угловой вариант (U2), обратный вариант (U1).
Разберем принципы построение графиков безразличия и выявим основные закономерности.
Полученное изображение должно отражать всю полезность товаров или благ для потребителя. Будем придерживаться следующих правил в процессе построения:
То есть в ходе построения будем пользоваться следующими операциями:
Рассмотрим пример потребителя и его желаемых товаров. Потребитель поступает в магазин и предпочитает яблоки и груши. Он одинаково хочет приобрести и яблоки, и груши. Поэтому потребитель задумывается приобрести составной набор. Есть несколько наборов:
Он расчерчивает в специальном приложении координатную плоскость. Отмечает за оси два вида товаров: яблоки и груши. Потребитель отмечает точки — наборы. Соединяет точки в график. Глядя на график, потребитель делает выбор, что ему без разницы, как из данных наборов выбрать. Желание и потребность в одинаковом счете будут исполины.
Разбираем суть данного построения. График не соединяет точки, а проводит среднюю кривую. Те точки, которые попадают на нее и станут желаемыми результатами. Потребителю необходимо выбрать лишь наиболее выгодный вариант.
Точка на графике — наборы из определенного количества первого товара и определенного количества второго товара. Потребителю не важно: какой из наборов выбирать. Главное — попадание точек на прочерченную линию.
Разберем действие графика на примере рисунка. Снова выбираем два полезных товара Y и X. При первом выборе мы рассматриваем вариант из двух товаров Х и трех товаров Y. Значит действие одного товара Х компенсируется большим количеством Y.
Потребитель независимо выбирает определенный набор. Следуя кривой, он понимает гарантированное получение удовлетворения от данного выбора. Все варианты на графики одинаково хороши и оценены.
Вернемся к рисунку. Обнаружим, что точки A и B стоят на одной линии. Это значит, что данные наборы одинаково выполняют полезность для потребителя. Третья точка С отделяется и встает на график выше. Это выбор, который обладает большим предпочтением в сравнении с вариантами A и B. Вариант С обладает одинаковым количеством товаров Y и большим количеством товаров Х.
Подведем итог из вышесказанного: чем дальше располагается график безразличия, тем он обладает большей выгодой. Так график U3 является самым желаемым и выгодным. А линия U2 обладает большей выгодой по отношению к U1.
Определим практическое значение данного вида графиков. Выделим области применения:
Таким образом, кривые безразличности на практике помогают потребителю сделать правильный и экономичный выбор. Перечислим основные принципы данного метода и преимущества, а также дополним двумя законами и определением эффекта: