Рады, что вам понравилась статья 😊
Обоснование важности выбранной темы для курсовой работы. Правильное оформление структуры материала: от вводной части до методической базы. Правила оформления введения. Пример удачно оформленного введения, который поможет разобраться в особенностях и рекомендациях по его написанию.
Написание курсовой – сложный последовательный процесс, к которому стоит подготовиться. Сложности возникают с составлением вступления к работе, так как в нем требуется учесть ряд нюансов и требований, соблюдение которых обязательно для принятия курсовой проверяющей комиссией.
Стоит подробнее разобрать рекомендации и правила, которые имеют непосредственное отношение к оформлению введения.
Введение начинается с общей информации о ситуации в мире, о тенденциях в направлении, к которому относится непосредственно курсовая работа. Только после этого необходимо постепенно переходить к рассмотрению вопроса о значимости тематики.
Важно: в работе необходимо будет раскрыть актуальность темы, важность ее рассмотрения.
Для раскрытия актуальности рассказывается о важности темы в обществе, о ее роли. Ученик обосновывает, почему было выбрано именно это направление в работе, почему определенная тематика и т.д.
Можно будет использовать клише чтобы подвести проверяющих к раскрытию определенного вопроса, а также четко обозначить наличие во введении раскрытия вопроса об актуальности темы.
Вопрос о том, какие разделы присутствуют в курсовой работе, волнует большинство студентов, которые сталкиваются с ней впервые. Несмотря на небольшой объем вводного раздела в материале, у него имеется структура, следуя которой можно будет написать качественное грамотное начало работы.
Дополнительная информация! Во введении иногда указывается новизна выбранной темы, а также раскрывается гипотеза и перечисляются непосредственно элементы структуры курсовой работы. Однако не обязательно указывать эти моменты во введении – при необходимости они могут быть раскрыты в основной части курсовой. Это важное правило.
Чтобы начать оформление вступления, рекомендуется использовать вводные предложения.
Вводные предложения – это важные слова в работе, так как с них начинается раскрытие темы. Первое предложение должно быть построено чтобы проверяющий сразу смог сориентироваться в направленности курсовой, а также оценить грамотность ученика. Первое предложение в работе однозначно будет прочитано.
Важно: вводное предложение в начале работы должно быть написано в сухом научном стиле, в нем не должна присутствовать «вода».
При введении уделите достаточное внимание формированию актуальности темы. Она заключается в практическом и теоретическом смысле проведения работы. Зачем разбирается выбранная тема, и какова ее актуальность и важность для общества?
Важно обратить внимание, что для любой теории требуется подкрепление доказательств. Использование пустых фраз негативно скажется на оценке за проведенную работу – стоит их избегать.
Грамотно изложенный материал по актуальности темы должен отвечать на вопрос «Для чего осуществлять изучение выбранной тематики?».
Чтобы выделить абзац, в котором излагается актуальность работы, можно будет использовать клишированные фразы.
Например, «актуальность выбранной темы заключается в …».
Тут требуется подробно описать выбранную проблему, так как без ее понимания не будет возможности провести оценку проведенного исследования и подведенных итогов. Проблема должна быть обоснована, приведена аргументация, на основании которой будет раскрыта необходимость рассмотрения проблемы.
Например, если выбрана тема «Разновидности и использование заварных кремов», проблема может быть сформирована так: «Какие виды заварных кремов бывают, какими качествами обладает? Где применяются разные виды заварных кремов?».
Объект исследования также рассматривается во введении материала.
Важно: объект и предмет курсовой – это разные понятия, которые важно уметь разграничивать при составлении материала. Понятие объекта – шире, чем понятие предмета.
Объект – это область, которая исследуется студентом. Она описывается в основной теме. По сути, объект – это тема, на основании которой и составляется вся остальная курсовая.
Предмет исследования – узкое понятие, которое помогает обучающемуся конкретизировать, в каком направлении рассматривается выбранная тема. В результате при проведении проверки, обозначение предмета курсовой помогает понять, о чем конкретно будет рассказываться в основной части, в каком узком направлении, а не в широком.
Пример предмета исследования: «Использование заварных кремов в традиционных кондитерских изделиях народов Кубани». То есть тут уже ученик выделяет конкретную направленность.
Важно: При прописывании предмета исследования стоит учесть, что он обязательно должен быть полноценно раскрыт в основной части работы. Если предмет, раскрывающийся в работе, не будет соответствовать предмету, сформированному в ведении – материал может быть не принят.
Для того, чтобы не было путаницы и проблем в направлении курсовой, требуется уже окончательно разобраться в том, что такое предмет исследования, а что такое объект.
Стоит разобрать различие на более понятном примере. Объект – это жизнь человека, в то время как предмет исследования – это учебный процесс, работа, друзья и путешествия, поездки, семья и т.д. То есть объект исследования включает ряд предметов. При формировании материала необходимо указать объект и предмет.
Обязательно во вводной части прописываются цель и задачи, которые должны быть раскрыты по мере раскрытия темы. Целью могут быть разработки и методики. Недостаточно просто осуществить изучение теоретической базы, необходимо будет внести что-то новое, раскрыть гипотезы, которые будут иметь доказательную базу.
Цель – это предполагаемый итог от изучения тематики материала. В процессе составления материала от студента требуется приблизиться к проработке цели и получении результата.
Совет: Чтобы сформировать цель курсовой, стоит задаться вопросом, для чего осуществляется изучение выбранной темы и какого результата необходимо достичь студенту.
Важно: Задачи должны быть связаны с установленной целью, они должны быть четко сформулированы, чтобы при их изучении у проверяющего не возникало вопросов и недопониманий.
Чаще задачи формулируются таким образом:
Количество задач в работе не ограничивается, но не стоит лить воду при их формировании, так как иначе материал может не соответствовать итоговым проверкам.
В том случае, если при проработке курсовой использовались интервалы времени, то стоит прописать несколько строк, относящихся к используемым методам и подходам, используемым для обработки получаемой информации.
Например, если работа создается в направлении истории, то необходимо будет во введении указать методологическую базу, то есть уточнить, какие методы исследования использовались при написании работы.
От оформления курсовой зависит конечная оценка, так как грамотно сформированная структура и следование установленным рекомендациям по оформлению упрощает изучение представленных материалов. Проблема должна быть обоснована, приведен аргумент, на основании которого будет выявлена необходимость рассмотрения проблемы. На основании действующих нормативов ГОСТ курсовая оформляется так:
Рассмотрение грамотно оформленного введения поможет разобраться в особенностях и тонкостях, с которыми предстоит столкнуться при написании введения для курсовой.
Заключение к курсовой работе – самый сложный раздел. Он показывает умение студента анализировать и обобщать информацию. Чтобы грамотно написать заключение, нужно согласовывать его с введением, придерживаясь определенных правил. О том, как это сделать, расскажет статья.
Умение систематизировать информацию и грамотно излагать свои мысли – основные навыки, которыми должен овладеть студент за годы учебы в вузе. Они отрабатываются при написании курсовых работ. Пожалуй, самый сложный раздел в ней – это заключение. Именно здесь способность студента обобщать, делать выводы проявляются лучше всего. Попробуем разобраться, как правильно подойти к его написанию.
Многим наверняка известен тезис о том, что рецензент обычно читает введение и заключение, пропуская основной раздел работы. В этом не слишком много преувеличения, ведь опытный преподаватель знает: тот, кто сумеет грамотно формулировать цели и задачи, а в конце описать результаты, скорее всего, найдет способы эти задачи решать, а цели достигать.
Читая заключение, можно определить глубину исследования, формальное или, напротив, осознанное отношение к его выполнению. Правда, порой неумение подвести итоги и как следует проанализировать их может испортить впечатление от самой хорошей работы, и даже привести к снижению оценки. Поэтому значение этого раздела переоценить нельзя.
Большинство студенческих работ строится по одной схеме: первая часть теоретическая, вторая – практическая. В каждую из них входят тематические подразделы, которые, в идеале, должны соответствовать задачам, поставленным во введении. Если, завершая каждый из них, подводить промежуточные итоги, то в конце нетрудно будет обобщить их.
Заметка: Промежуточные выводы, которые делаются в конце параграфов или глав – это своеобразная заготовка для написания заключения.
Может показаться, что написание выводов – лишний труд, на который лень тратить время. На самом деле это иллюзия, потому что сам процесс осмысления каждого шага отлично помогает увидеть общую картину.
В сущности, заключение – это ответ на введение к курсовой. Во введении ставятся задачи, а в заключении приводится их решение, над которым студент трудился в основной части.
Если в работе последовательно, параграф за параграфом, раскрывались поставленные в начале вопросы, то имея "полуфабрикат" из промежуточных выводов, несложно будет составить его логическое завершение и сделать итоговые заключения.
И все же заключение – это не переписывание промежуточных итогов, дополненное подробным описанием выполненной работы. Здесь нужно сделать упор на конкретных результатах и / или собственных идеях. Поскольку заключение – это "проекция" всей работы, их структура должна быть близка: введение, основная часть, выводы.
Совет: Как бы странно ни казалось, но заключение надо писать только на последнем этапе выполнения курсовой. Те, кто "натягивает" работу на итоговые тезисы допускает ошибку, которую без труда выявит проверяющий.
Эта часть заключения должна по объему занимать от половины до целой страницы текста. Вначале нужно напомнить:
Конечно, слово в слово из введения их переписывать нельзя – обязательно нужно перефразировать текст. Например, можно начать так: "Приведем результаты исследования, целью которого было...". Отсылка к цели напоминает о главной идее работы и показывает логическую связь с ней.
Основная часть, объем которой приблизительно от одной до полутора страниц, посвящается описанию решения проблемы или сущности исследования. Здесь уместно использовать промежуточные выводы по главам и параграфам, о которых говорились выше, переформулировав их.
Важно! Рассказывая о проведенных исследованиях, не нужно подробно останавливаться на самом процессе – нужны только итоги.
Излагать информацию нужно последовательно, раскрывая смысл от теории к практике, как и в главной части курсовой, но очень кратко. Важно показать, что студент хорошо ориентируется в работе, потому что выполнял ее самостоятельно и осмысленно. Для этого полезно привести реальные примеры и упомянуть использованные методики.
Выводам, которые будут занимать около страницы, необходимо уделить пристальное внимание. Здесь нужно не только описать результаты труда, но и продемонстрировать умение обобщать и анализировать информацию.
Вместе с тем, подтасовка результатов, разумеется, неуместна. Даже если итог экспериментов получился не соответствующим ожиданиям, или выдвинутая в начале гипотеза не подтвердилась, эти сведения нужно привести в заключении. Отрицательный результат тоже важен для дальнейших исследований.
Заметка: Формулируя выводы, не стоит задавать себе слишком высокую планку. Если фундаментальный научный труд ученого создается для решения проблемы, то учебная работа рассматривает только отдельные аспекты, в лучшем случае, предлагая промежуточные решения.
Хорошо, если курсовая станет частью будущего диплома, который, в свою очередь, "привязан" к научному исследованию, внедряется в производство и т. п. Тогда с примерами практической реализации проблем не возникает.
И все же гораздо чаще студенческие работы носят теоретический характер, поэтому делать отсылку к воплощению идей, изложенных в них, можно чисто гипотетически, например: "Методическое пособие, разработанное в работе, может быть полезно...."
Специальных требований к заключению нет. Пожалуй, этот раздел в смысле оформления проще, чем остальные – здесь нет изображений, ссылок на источники и приложения. Нужно лишь помнить о том, что:
Для удобства рекомендуется пользоваться табличкой-памяткой.
В заключении подводятся итоги, поэтому стиль изложения должен быть максимально лаконичным. Стоит избегать неоправданно длинных предложений со сложными оборотами. При написании раздела можно использовать, например, такие вводные конструкции:
На защите курсовой работы заключение должно излагаться еще более сжато, чем в письменном виде.
Внимание! Типичная ошибка – зачитывание текста раздела "Заключение" в качестве доклада на защите курсовой.
Здесь уместно максимально задействовать иллюстративный материал, чтобы показать значимость результатов проделанной работы. Для этого можно выделить отдельный слайд в презентации.
Грамотно оформить курсовой проект сложнее, чем написать. Нужно найти ГОСТы, методички, разобраться в нормативах. Это отнимает время и нервы. Чтобы облегчить вам жизнь, мы собрали главные принципы оформления курсовой в одной статье.
Основную часть курсовой оформляют по стандартам ГОСТ Р 2.105-2019 и ГОСТ 7.32-2017. Они содержат общие принципы оформления исследований и текстовых документов.
В курсовой должно быть 2–3 главы, каждую из которых можно разделить на параграфы. Заголовки глав и параграфов оформляйте в едином стиле.
Названия разделов курсовой оформляйте по следующим принципам:
Если пользуетесь Google Docs или Microsoft Word, выбирайте стандартные варианты: для глав — заголовок 2, для параграфов — заголовок 3. Использование стандартных заголовков редактора поможет быстро собрать содержание.
Ссылаясь на другие источники информации соблюдайте следующие рекомендации:
ГОСТ Р 7.0.5-2008 содержит подробные правила оформления любых типов примечаний, в том числе ссылок и сносок.
Ссылки на графический материал или приложения указывайте в скобках или в тексте:
Небольшие таблицы, диаграммы и графики располагайте прямо в основном тексте. Объемные дополнительные материалы размещайте в приложениях.
Правильно подписать таблицу можно двумя способами:
Если в вашей курсовой есть объемные данные, оформите их отдельными приложениями. ГОСТ Р 2.105-2019 определяет, что выносят в приложения:
Формат листов выбирайте исходя из размеров данных: А4, А4х3, А4х4, А2 или А1. Нумеруйте страницы как продолжение основной части работы.
При написании основной части указывайте ссылки на приложения прямо в тексте. Эти указания помогут расположить материалы в приложениях в логически верном порядке: по очереди упоминания ссылок в главах работы.
Главные требования к оформлению приложений:
Список источников оформляется после завершения основной части. Указывайте только источники, которыми пользовались в работе над проектом. Их должно быть не менее 10–15, количество зависит от требований вуза.
По ГОСТ 7.1-2003 в список литературы включают:
Название источника, как правило, состоит из библиографического описания и может дополняться заголовком, классификационными индексами и другими сведениями. Стандарты оформления источников зафиксированы в ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001 и ГОСТ 7.76-96.
Если не хотите изучать стандарты, прочитайте нашу статью, как составить список литературы правильно.
При оформлении списка источников соблюдайте следующие правила:
В Приложении А стандарта ГОСТ 7.80-2000 даны примеры правильного оформления источников любых видов.
Оформляйте содержание, когда вся работа уже готова. Обязательно проследите, чтобы в итоговом варианте оглавления номера страниц были указаны верно. Если вы использовали для основной части стили заголовков, которые предлагает текстовый редактор, оглавление соберется автоматически.
В Microsoft Word зайдите во вкладку «Ссылки», нажмите кнопку «Оглавление» и выберите вариант содержания.
По ГОСТ Р 2.105-2019 в содержании обязательно должно быть отточие между названием раздела и номером страницы. Google Docs отточие автоматически не проставляет, поэтому удобнее пользоваться редактором MS Word.
Запомнить принципы оформления содержания несложно:
При оформлении титульного листа курсовой учитывайте не только требования ГОСТов, но и рекомендации вашего вуза. Часто учебные заведения разрабатывают собственные стандарты.
Пишите титульный лист в отдельном документе. Если разместить его в файле с курсовой, страницы основной части могут «поплыть», когда вы будете создавать блоки титульника. Кроме того, создав файл с титульным листом один раз, вы можете применять его для последующих работ.
Требования к титульному листу закреплены в ГОСТ Р 2.105-2019:
Обязательно оставляйте место для подписи преподавателя и проверяйте вид листа перед печатью. Например, блок с городом и годом часто спускается на следующую страницу, а это обязательный элемент титульного листа.
Прежде чем сдавать курсовую на проверку, еще раз проверьте правильность оформления. Так вы избежите переделок и проявите себя как ответственного, внимательного студента.
Стиль текста должен быть единообразным. Используйте шрифт Times New Roman, 14 кегль с 1,5 интервалом. Это общепринятый стиль для всех научных работ.
Новый раздел пишите с новой страницы. Для заголовков используйте стандартные стили редактора. При этом для заголовков одного уровня используйте одинаковые стили.
Названия разделов выравнивайте по центру. Допустимо использовать 16 кегль и полужирное выделение.
Поля курсовой: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.
Объем курсовой должен быть не менее 20 листов.Каждый вуз предъявляет свои требования к количеству страниц. Обязательно уточните рекомендации своего учебного заведения на кафедре или у преподавателя перед написанием работы.
Курсовая должна состоять минимум из 2 глав, а каждую главу можно разделить на несколько параграфов.
Когда на носу зачеты и экзамены, не хватает времени не только на оформление, но и на создание работы. В этом случае доверьте написание курсовой работы профессиональному автору. Вы получите время на подготовку к сессии и сдадите преподавателю проект, написанный и оформленный по всем требованиям ГОСТов. Рекомендации вашего вуза также будут учтены.