Рады, что вам понравилась статья 😊
Что такое аттестация известно даже первокурснику. Это проверка знаний и навыков, которые усвоил студент. Главную аттестационную работу вам предстоит писать на последнем курсе учебы. В статье вы узнаете, чем отличаются работы такого типа и как их писать.
Аттестационная работа в вузе — это выпускная квалификационная работа (ВКР), которая показывает ваши компетенции и навыки как молодого специалиста. Для ВКР можно использовать собственные наработки прошлых лет или провести новое исследование. То есть аттестационная работа – это уникальный научный труд, которые привносит нечто новое в науку.
Прежде чем разбираться в тонкостях написания аттестационной работы, уточним, что же такое аттестация для студентов.
Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. предлагает два определения слова. Мы будем пользоваться первым.
Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — 1) определение уровня квалификации кого-либо, 2) установление соответствия чьей-либо квалификации занимаемой им должности.
Тип аттестационной работы зависит от программы обучения. Это может быть диссертация или дипломная работа. Отличия не только в названиях, но также в содержании и требованиям к исследованию.
Диссертация — более объемное исследование, нежели диплом, и требует больше временных и трудовых затрат. Кроме того, диссертация подразумевает выступление на научных конференциях и подготовку статей для специализированных журналов.
Дипломный проект написать проще. Он требует меньше усилий, не предполагает наличие научных публикаций. Вам достаточно продемонстрировать, что за годы учебы получили достаточную для старта карьеры квалификацию и показать свои аналитические и практические навыки.
Диссертация | Дипломный проект |
|
|
Структура аттестационной работы закреплена в ГОСТ 7.32-2017 и в ГОСТ Р 7.0.1-2011. В общем виде состав итогового проекта аналогичен структуре письменной работы любого вида — введение, основная часть, заключение. Но для каждой из ВКР есть собственные нюансы.
Важно помнить: несмотря на то, что аттестационные работы похожи по своим целям и задачам, при написании любой из них соблюдаются в первую очередь те требования ГОСТов, которые касаются непосредственно вашего научного труда — или диссертации или диплома.
Чтобы аттестационная работа соответствовала всем требованиям вуза и преподавателя, необходимо знать и соблюдать требования государственных стандартов и методические рекомендации учебного заведения.
Три главных стандарта, которые вам пригодятся:
Кроме этих нормативов, существует ряд стандартов, которые регулируют оформление отдельных частей аттестационной работы. Перечень дополнительных ГОСТов вы найдете в основных документах.
Методические рекомендации вузов к аттестационным работам ориентируются на ГОСТы и, чаще всего, их дублируют. В методичках вы найдете требования к:
Также в методичках, как правило, пишут критерии оценивания аттестационной работы. Изучите этот раздел внимательно, чтобы ваша ВКР соответствовала всем необходимым требованиям.
В аттестационной работе вы должны показать, что умеете:
Не стесняйтесь уточнить у преподавателя, какие требования в вашем вузе критически важные, а на что аттестационная комиссия не обратит внимания. Это позволит вам сконцентрироваться на главном и не отвлекаться на незначительные детали.
Написать аттестационную работу несложно, если приступать к этой задаче не за неделю перед аттестацией, а хотя бы за несколько месяцев. Чем больше будет времени на написание ВКР, тем лучше.
Работа над дипломом или диссертацией разделяется на 3 больших этапа: подготовительный; основной; итоговый.
Прежде чем писать аттестационную работу, вам предстоит пройти обязательные официальные мероприятия, которые есть в каждом вузе.
На этом этапе вам нужно:выбрать преподавателя;определиться с темой;написать заявление на кафедре.
Если вы начали подготовку заранее, у вас будет возможность выбрать преподавателя самостоятельно. Ориентируйтесь на научные интересы ваши и будущего научного руководителя — они должны совпадать. Иначе вы не найдете общий язык и работа над ВКР принесет только сложности и непонимание.
Чтобы работать над дипломом было легко и приятно, выбирайте преподавателя, который:
- вам нравится;
- лояльно к вам относится;
- имеет достаточно времени для научного руководства;
- компетентен в своей области знаний.
Если вы выбираете научного руководителя в последний момент, вам придется работать с тем, кто остался. Часто — это либо не очень приятный человек, либо — приятный, но очень занятой. В любом случае — работать с ним будет непросто. Поэтому постарайтесь тщательно готовиться к каждой беседе с таким научным руководителем и будьте максимально доброжелательны.
Когда вы определились, под чьим руководством будете создавать аттестационную работу, самое время определиться с темой.
Чтобы выбрать тему, ответьте на вопросы:
- что для вас интересно?
- где пересекаются научные интересы ваши и преподавателя?
- на какие темы вы писали работы раньше?
- над чем вам не надоест работать долгое время?
- в какой области науки вы хотите разобраться?
Если вы выделили достаточно времени на этот небольшой анализ, у вас получится составить список тем, которые не доставят вам дискомфорта при подготовке ВКР. Даже если тема окажется сложной, вам легко будет в ней разобраться, потому что:
После того, как вы определились с темой и ее одобрил преподаватель, напишите заявление на ВКР. Образец вы найдете на кафедре вуза или у научного руководителя. Прежде чем писать заявление, еще раз обдумайте тему, уточните у преподавателя, сможете ли вы найти достаточно материала для работы — исправить тему ВКР после того, как она утверждена деканом и ректором, будет непросто.
Следующий этап подготовки аттестационной работы — объемный по времени и усилиям, которые потребуется вложить.
Вам предстоит:
Если вы составите хороший план, сможете значительно облегчить себе жизнь при написании ВКР. Вы будете знать структуру, которую останется только наполнить содержанием. Самое главное, что у вас будет четко выстроенная логическая последовательность блоков текста и понимание, какую информацию необходимо найти и какую практическую работу провести.
Обязательно покажите план научному руководителю, чтобы он понимал, в правильном ли направлении вы двигаетесь и мог скорректировать рабочий процесс при необходимости.
Когда план готов, приступайте к работе с источниками. Их можно найти в городской или вузовской библиотеке, на проверенных ресурсах в интернете, а также в архивах и на видеохостингах. Не стесняйтесь, уточните у научного руководителя, какой материал можно брать для работы, а какой уже устарел, неактуален или вызывает сомнения. Это позволит сразу отсеять множество источников и сохранить время.
После тщательной подготовки можно приступать непосредственно к написанию основного текста аттестационной работы. Вам потребуется проанализировать большой пласт теории, а это непросто сделать за один раз.
Чтобы быстро написать текст пояснительной записки:
Не забывайте показывать научному руководителю готовые части работы, чтобы он мог оценить, насколько грамотно вы работаете с источниками, верно оперируете понятиями и выстраиваете логические связи.
Когда аттестационная работа написана, вам предстоит небольшой, но один из самых значимых этапов — защита проекта перед государственной аттестационной комиссией. К этому событию нужно подготовиться, чтобы защитить свою работу достойно и не волноваться напрасно.
Чтобы подготовиться к защите, вам предстоит:
Написание защитной речи вызовет трудности только если вы плохо разбираетесь в теме и не готовы перечитывать свою работу. Если готовы совершить финальный рывок — перечитайте свою ВКР несколько раз и действуйте по плану, который мы подробно описали в статье о подготовке защитной речи.
Лайфхаки на защите:
Перед защитой не забудьте уточнить у преподавателя важные мелочи: какого формата должна быть презентация и сколько времени у вас будет на защиту. Хорошо, если вы посетите предзащиту, чтобы потренировать выступление.
Если вы ответственно пройдете все этапы написания аттестационной работы, ваша оценка будет как минимум выше средней. Но часто у студентов, особенно работающих, не хватает времени на такую тщательную работу. В этом случае лучше заказать аттестационную работу у профессионалов, которые выполнят ее на «отлично» и точно в срок. Вам останется только успешно выступить на защите.
Правильно оформить таблицы в дипломной работе непросто. Нужно учитывать ГОСТы, требования вуза и рекомендации преподавателя. В этой статье разберем, какие существуют стандарты и как оформить таблицы грамотно.
Оформляя таблицы, прежде всего учитывайте два стандарта — ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-2019. Первый содержит базовые требования к оформлению таблиц, а во втором найдете более детальные рекомендации.
ГОСТ 2.105-2019 относится к Единой системе конструкторской документации и содержит правила оформления текстовых документов любого вида. ГОСТ 7.32-2017 применяется ко всем научно-исследовательским работам.
По ГОСТам все таблицы в дипломе:
Методические рекомендации вузов составляются на основе ГОСТов, но могут включать дополнительные требования учебного заведения. Например, в некоторых вузах название таблицы размещается не по левому краю страницы, как по ГОСТу, а по правому. Прежде чем оформлять таблицы, изучите методички на кафедре, сайте или в библиотеке вуза.
Главные требования вузов к таблицам:
Кроме этого при правильном оформлении таблица сопровождается указанием источника данных. Если вы составляли таблицу самостоятельно, сделайте подпись такого вида:
Источник: составлено автором на основе (ссылки на источники статистических данных или литературные источники).
Общие требования к таблицам соблюсти несложно, но есть ряд нюансов, которые вызывают затруднения. Ниже разберем, куда помещать таблицу, как правильно ее подписывать и ссылаться на нее в тексте.
Небольшие таблицы обычно располагают в тексте дипломного проекта. Они необходимы, чтобы наглядно представить цифровые данные и облегчить понимание исследования.
Таблицы в научно-исследовательских работах оформляются по следующим правилам:
При оформлении таблиц учитывайте не только их расположение в тексте, но и внутреннее наполнение. Таблица должна дополнять проект и раскрывать тему, а не затруднять чтение.
Главные правила оформления содержания:
Для оформления небольших таблиц можно руководствоваться только этими правилами. Если в вашем проекте таблицы содержат большой массив данных, имеет смысл обратиться к ГОСТ 2.105-2019.
В стандарте вы найдете:
Если в вашем дипломе цифровых данных немного, можете не оформлять их в виде таблицы. Достаточно представить такой материал текстом, располагая цифры колонкой.
Большие таблицы, занимающие более ⅔ страницы, выносят в приложения. Их располагают в порядке упоминания в тексте и обозначают в виде «Таблица А.1», где А — обозначение приложения, а 1 — номер таблицы.
Большие таблицы с массивами данных удобно создавать в MS Excel или Google Таблицах. Для тех, что вы будете размещать в тексте, достаточно возможностей, которые предоставляют MS Word, Google Docs или другой текстовый редактор с похожим функционалом.
Чтобы выбрать нужное количество ячеек в Google Docs, откройте вкладку Вставка — Таблица. Максимальный размер таблицы, предлагаемый редактором — 20х20 ячеек. Вам остается выбрать подходящее количество строк и столбцов.
Когда вы определились с базовой структурой таблицы, можно заниматься деталями. Часто требуется объединить или разделить ячейки, чтобы таблица выглядела аккуратной, была наглядной и понятной.
Чтобы объединить, удалить или добавить ячейки, выделите необходимый интервал и нажмите правую кнопку мыши. Во всплывающем окне выберите необходимую функцию.
Финальным этапом оформления структуры таблицы будет работа с разделительными линиями. Их можно отредактировать, если на всплывающем окне выбрать вкладку «Свойства таблицы». В появившемся окне вы можете выбрать цвет заливки и границы, тип выравнивания и отредактировать размер полей.
Когда шаблон готов, можно приступать к заполнению. Выберите подходящий шрифт и его размер. Если основной текст диплома напечатан Times New Roman и 14 кеглем, данные в таблицу можно вносить этим же шрифтом, но меньшего размера. Обычно используют 10-12 кегль и одинарный интервал.
При заполнении таблицы учитывайте следующие рекомендации:
Правильно оформить таблицы в дипломном проекте — несложно, но иногда отнимает много времени. Если вы и так постоянно заняты, хорошим решением будет заказать дипломную работу у профессоналов, которые напишут диплом точно в срок и оформят по всем нормам и правилам.
Чем вы пользуетесь при поисках нужной литературы, например, для написания диплома? Как правило, внимание обращают на аннотацию. Именно оттуда вы узнаете, подходит ли данный труд для вас или нет. Для тех же целей вы в последующем составляете аннотацию к своей дипломной работе. О правилах и нюансах читайте в статье.
Написать хорошую аннотацию — то же самое, что создать хорошее рекламное объявление. Вам нужно сделать такую «рекламу» своему диплому, чтобы аттестационная комиссия увидела, что вы проделали большую работу и подготовили сильный проект.
Аннотация представляет собой краткое содержание или краткую характеристику работы. Она относится к вторичным частям научных документов, но ее значение нельзя недооценивать. Это такая выжимка важного из важного, которая поможет с первых страниц диплома показать, что вы разбираетесь в теме.
Чтобы написать аннотацию, ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте моей работы?». Чаще всего ответ содержит информацию о:
В аннотации обязательно указывается тип документа. В вашем случае — ВКР или дипломный проект, в зависимости от требований вуза. Дополнительно в аннотацию можно включить описание научной новизны проекта и области применения результатов работы.
Не путайте аннотацию и введение. Введение — обязательная часть работы, а аннотация — дополнительная.
Введение и аннотация похожи по содержанию. Но если введение — это суть дипломного проекта, то аннотация — суть сути.
Во введении вы отвечаете на вопросы:
Аннотация не требует такого развернутого ответа и выполняет другие функции. Главные задачи аннотации:
Государственная аттестационная комиссия сначала просматривает аннотацию и только потом переходит к введению. Основная часть вашего диплома на защите останется без внимания. Поэтому так важно с первых страниц показать лучшие стороны своей работы.
Помимо краткого содержания диплома, в аннотацию включают технические параметры:
Всю эту информацию вам придется сократить до 1800-4000 символов. Поэтому потренируйтесь выделять главное и отбрасывать второстепенное в тексте.
При написании аннотации, как и всего диплома, вам потребуется изучить государственный стандарт и методичку вуза.
Требований к аннотации немного, некоторые вузы вообще не дают к этой части выпускной работы каких-либо рекомендаций. В таком случае ориентируйтесь только на ГОСТ. Существует отдельный стандарт — ГОСТ 7.9–95, который содержит требования к реферату и аннотации.
Стандарт относится ко всем видам письменных работ — от научных исследований до художественной литературы. Ориентируйтесь только на те рекомендации, которые применимы к научным работам.
По ГОСТу аннотация включает характеристику:
Также не забудьте указать, что нового несет в себе ваш проект по сравнению с другими исследованиями аналогичной тематики. ГОСТ рекомендует уложиться в 500 печатных символов.
Вузы составляют методические указания на основании государственных стандартов, поэтому в них вы не найдете ничего нового по смыслу. Методичку нужно изучить, чтобы понимать технические требования к аннотации.
Из рекомендаций вуза вы узнаете:
Некоторые вузы также указывают, на каком языке писать аннотацию, помимо русского. Это актуально, например, для факультетов лингвистики, международных отношений, журналистики и т.п.
После изучения требований можно приступать к написанию аннотации. Обычно ее пишут после завершения работы над дипломом и прикладывают к работе перед сшиванием.
Аннотация оформляется в свободной форме или по стандартному шаблону, который можно получить у научного руководителя или на кафедре. Также преподаватель может предоставить вам примеры сильных аннотаций выпускников прошлых лет.
Главные требования к оформлению аннотации:
Шрифт | Times New Roman/Arial |
Размер шрифта | 12-14 |
Интервал | 1,5 |
Абзацный отступ | 1,25 см (1 нажатие Tab) |
Выравнивание | по ширине |
Выстаивайте текст в соответствии с общепринятой структурой, которая включает следующие элементы:
Шапка аннотации — стандартная вне зависимости от вуза, а вот дальнейшее содержание может меняться. Требования к содержанию аннотации вашего вуза уточняйте в методичке или у научного руководителя.
Содержание аннотации — краткое и лаконичное. Избегайте размытых формулировок, общих фраз и второстепенной информации. Соблюдайте рекомендации, чтобы написать качественную аннотацию:
Формулировки, которые вы используете в аннотации должны быть убедительными и понятными. Как и в других научных документах, здесь рекомендуется использовать клише, чтобы выделить важные моменты.
Аннотация пишется после того, как дипломный проект готов, поэтому работа над ней не занимает много времени. Вы уже выделили главное, когда составляли введение, для аннотации достаточно определить ключевые моменты введения и составить из них связный текст.
Чтобы аннотация имела четкую структуру и выгодно представляла работу, используйте шаблон. Вы можете получить его у преподавателя или воспользоваться типовой формой ниже.
Теперь вы знаете, как грамотно составить аннотацию к диплому. Это один из последних этапов работы над выпускным проектом. Если вам кажется, что на написание диплома и оформление всех дополнительных документов времени или сил не хватит, имеет смысл обратиться к профессионалам. Наши авторы напишут дипломную работу по всем стандартам, оформят в соответствии с ГОСТами и сдадут точно в срок.