Рады, что вам понравилась статья 😊
Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.
Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.
Правила оформления дипломной работы определяются документом ГОСТ 7.32 — 2001. Этот стандарт закрепляет требования к научно-исследовательским проектам, в том числе выпускным квалификационным работам.
В соответствии с ГОСТом во введении нужно описать:
Также важно соблюдать требования из методических указаний вашего вуза. Как правило, методички для технических и гуманитарных специальностей содержательно не отличаются. Если коротко: вы должны емко рассказать об исследовании, обосновать актуальность, обозначить цели и задачи. Отличие пособий только в том, насколько подробно их составители раскрывают суть понятий. Например, в пособии МГТУ им. Баумана собран базовый список элементов введения. Методичка факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, напротив — подробно раскрывает все пункты этой части диплома.
В методичках обычно следующие требования:
Введение должно быть кратким или подробным?
По стандартам и требованиям учебных пособий, введение должно занимать 10-20% текста дипломной работы. Это примерно 3-7 листов шрифтом Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.
Хотя структура введения может варьироваться в зависимости от направления исследования, изучив требования, мы видим, что есть пункты, которые нужно обязательно отразить.
Вот 10 пунктов, на которых будет строиться ваше введение:
Это скорее обязательный, чем достаточный, перечень. Уточнить детальное содержание введения вы можете на кафедре или у научного руководителя. Некоторые преподаватели дают образец, который помогает составить введение по требованиям вуза.
Актуальность исследования показывает читателю, для чего создавался проект. Почему тема заслуживает внимания и изучения. Описать актуальность можно ответом на вопрос: «для чего нужно анализировать эту тему?».
Например, тема дипломной работы
«Рецепция произведений В.П. Некрасова в советской журналистике 1946 – 1964 гг.»
Тогда объяснить важность исследования можно так:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что исследование и анализ критической рецепции произведений Некрасова в советской журналистике даёт возможность ликвидировать ряд пробелов в истории отечественной журналистики и литературы.
Цель, как правило, имеет прикладной или исследовательский характер. В цели вы объясняете, каким путем собираетесь раскрыть тему.
Например, тема дипломной работы:
«Государственное регулирование инвестиционных процессов в транзитивной экономике»
Цель работы можно сформулировать так:
«Цель дипломного проекта состоит в исследовании процесса государственного регулирования инвестиционных процессов, протекающих на настоящее время в Российской Федерации».
Если бы для ВКР, например, по техническому направлению, мы разрабатывали ПО, то цель была бы обусловлена назначением этой разработки:
«Цель дипломного проекта заключается в автоматизации ведения учета расходов предприятия с помощью разработанного для этих целей программного обеспечения».
Таким образом, цель диплома:
Важно: цель всегда только одна. Цель считается выполненной, если выполнены все подпункты — задачи работы.
Задачи помогают достичь цели. Как правило, задача соответствует разделу основной части исследования. Если у вас 3 раздела, значит и задач будет 3. Формулировки задач и названий разделов перекликаются, а часто и повторяются с минимальными изменениями.
Главы дипломной работы называются:
Глава 1. Рецепция повести «В окопах Сталинграда» в советской журналистике 1946-1964 гг.
Глава 2. Рецепция повести «В родном городе» в советской журналистике 1954-1964 гг.
Глава 3. Рецепция повести «Кира Георгиевна» и очерка «По обе стороны океана» В. П. Некрасова в советской журналистике 1961-1964 гг.
Соответственно, задачи исследования:
Объект — то, что вы исследуете в дипломной работе. Это своеобразные границы области изучения. Определение объекта вызывает сложности.
Запомните два главных правила:
- объект шире, чем предмет;
- объект отвечает на вопрос «что я исследую?».
Предмет исследования представляет собой характеристику объекта. Это могут быть свойства, функции или элементы внутри объекта. Если объект очерчивает границы, предмет определяет направление, по которому вы двигаетесь в своем исследовании.
Чтобы без труда выделить объект и предмет исследования, прочитайте нашу статью.
Степень научной разработки темы описывает, насколько широко тема диплома изучалась до вас: учеными, исследователями, студентами. Здесь расскажите, написаны ли другие научные работы по вашей теме, какие стороны в них затронуты, а какие аспекты проблемы не изучены.
Ниже фрагмент введения, в котором упоминается одна из диссертаций, написанных до этого исследования.
В.С. Корнев, «Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова», Москва, 2003 г. Корнев в своей работе исследует именно жанровые особенности творчества Некрасова на примере повестей, рассказов и очерков. Автором была проделана большая работа в исследовании творчества и художественной ценности произведений Некрасова, но он не обращался к оценке произведений писателя с точки зрения идеологии и соответствия политическим реалиям.
Источники, которые вы использовали в работе, помогают комиссии понять, как глубоко вы изучили проблему и насколько разбираетесь в теме дипломного проекта. Когда вы составите библиографию, распределите источники на несколько категорий.
Для гуманитарных дисциплин это могут быть группы:
анализируемый первоисточник;
критика;
мемуары;
официальные документы и др.
Для технических дисциплин:
Научная новизна показывает ваш вклад в изучение темы дипломного проекта. Определите, что есть в вашей работе, чего не было у предшествующих исследователей. Это может быть взгляд на проблему под другим углом, новаторские методы исследования или авторский подход к изучению проблемы.
Практическая значимость дипломного проекта раскрывается в главных результатах, которых вы достигли в результате исследования. Например, в каких областях применяется разработанная программа или какие задачи решает метод анализа, который вы придумали и описали в проекте.
Структура проекта помогает читателю быстро узнать, из каких частей состоит дипломная работа, ознакомиться с последовательностью раскрытия темы и составить представление о вашем труде. Обязательно укажите, что структура исследования обусловлена постановкой цели и задач.
Вот пример диплома по истории отечественной журналистики:
Здесь описание практической значимости опустили нарочно, т.к. работы по гуманитарным дисциплинам редко носят прикладной характер. Поэтому иногда этот пункт введения опускают по согласованию с научным руководителем.
По каждому из пунктов достаточно написать 2–3 предложения. Тщательно продумывайте формулировки, чтобы введение выглядело логичным и лаконичным, а также помогало понять значимость исследования.
Когда вы определили структуру работы и поняли требования вашего вуза и научного руководителя, можно приступать к написанию введения.
Эта часть дипломного проекта должна быть выдержана в стилистике всей работы. Пишите научным стилем, используйте необходимые термины и раскрывайте их. Методички ведущих вузов рекомендуют пояснять сложную терминологию, которая используется в дипломной работе, именно во введении.
Используйте сноски и ссылки, где это необходимо. Например, в описании источников вам потребуется пояснить, о каких книгах, журналах или документах идет речь. Оформляйте сноски в стандартном формате, используя сокращение «см. напр.:»
См. напр.: Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн.; Речь Хрущёва Н.С. на Пленуме ЦК КПСС 21.06.1963 // Правда. 1963, 29 июн.
Вы можете столкнуться с проблемой при определении объекта и предмета исследования. Если научный руководитель не дал рекомендаций, помните, что объект — широкое понятие, а предмет — его характеристика. Если вы исследуете организацию, ее устройство будет объектом, а какая-либо характеристика (экономика, персонал, бухгалтерия) — предметом.
Запомните главные правила сильного введения:
Иногда написать диплом самостоятельно довольно трудно, особенно, если вы на последних курсах вуза уже начали строить карьеру. Доверьте написание диплома нашим профессиональным авторам, и вам не придется изучать ГОСТы, ловить преподавателя и тратить свое время.<
Сколько мифов ходит вокруг одного слова «диплом»! В обществе бытует мнение, что диплом — это что-то недосягаемое, что-то страшное, а защитить диплом значит практически то же самое, что пройти через пытку. Мы развеиваем мифы о защите и рассказываем, как написать дипломную работу с нуля.
Значимость диплома для профессионального роста велика. Но получить диплом не так уж и сложно, а получить удовольствие от написания диплома — очень даже полезный бонус работы. Мы решили развеять все мифы о дипломе и рассказать, как оно бывает в действительности, поделиться советами, чтобы со словом «диплом» у вас возникали приятные ассоциации.
«С чего начать?» — задумывался, пожалуй, каждый студент. Этим вопросом стоит задаться, не когда вы уже сели за ноутбук или компьютер и напечатали на титульном листе «Дипломная работа». Успех написания диплома зависит и от стадии подготовки.
Научный руководитель — не только преподаватель, который помогает вам и указывает на какие-либо ошибки или недочеты в работе. Прежде всего он — человек со схожими интересами в науке.Очень важно отнестись к выбору научного руководителя внимательно и серьезно, ведь от этого будет зависеть ваша дальнейшая продуктивность.
Все же перед выбором научного руководителя для начала определитесь со своими предпочтениями. Выпишите на лист возможные темы для изучения и подумайте, в какой мере какую тему вы готовы изучить и насколько она актуальна и востребована.
Обычно университет предоставляет список потенциальных научных руководителей, их контакты и сферу интересов. Даже если в вашем вузе такого не было сделано, не поленитесь и изучите преподавателей с вашего факультета. Например, вы обучаетесь на факультете филологии и хотите развивать тему о литературном феномене диалога в произведениях разных эпох. Круг преподавателей, которых стоит рассмотреть, уже сужается, ведь вам нет смысла брать руководителя с кафедры русского языка.
Если вы толком не понимаете, чего хотите от диплома, тогда советуем отталкиваться от личности преподавателей. За три-четыре года обучения в вузе о многих преподавателях составлено ваше мнение. Выбирайте того, с кем было комфортно работать на парах, кто был отзывчив. У каждого студента будут свои главные критерии в выборе преподавателя. К примеру, кто-то много работает и не готов отчитываться перед научным руководителем каждую неделю. Тогда этот кто-то ищет себе преподавателя с похожим графиком и отношением к диплому. А кто-то, напротив, не может без постоянного контроля и «пинков», поэтому тоже выбирает руководителя под стать своим требованиям.
Можно оттолкнуться и от практической деятельности научного руководителя, ведь он может занимать должность в какой-либо компании. Тогда он может стать и вашим потенциальным работодателем. Все зависит от того, как вы себя проявите.
Иногда бывает и такое, что вуз или преподаватель ограничивает студентов в выборе тем и выдает уже готовый список. В таком решении тоже есть свои плюсы. Во-первых, темы подобраны в соответствии с критериями актуальности и новизны. Во-вторых, вы сразу сможете понять, какую из тем вы осилите.Для тех, кому предоставлена воля формулировать тему самому, советуем следующее:
СОВЕТ: Вы можете продолжить изучать тему, которую развивали на предыдущих курсах в формате курсовой работы. Это облегчит написание работы, ведь уже имеющийся материал нужно будет лишь внести в текст диплома. Не забудьте сообщить прежнему научному руководителю, что вы собираетесь продолжить с ним сотрудничество.
После утверждения темы советуем поработать над планом дипломной. План поможет рассчитать силы и время, которое вам придется потратить на написание частей диплома, а также будет неким путеводителем всей работы.
Во-первых, определите четкие рамки, как и когда вам сдавать диплом. Например, вы можете первый семестр последнего курса работать над поиском и систематизацией теоретической информации, а второй посвятить практической части. Тогда на преддипломной практике вам останутся мелкие доработки, оформление и подготовка к защите.
Во-вторых, подумайте над количеством глав, разделов и объемом эмпирической базы.
Эмпирическая база — фундамент исследования. Это весь добытый материал, на котором оно строится. Эмпирическая база может быть слишком большая для дипломного исследования, тогда стоит очертить ее границы, сделать выборку и пр.Конечно, план — это всего лишь набросок. Но он поможет понять вам и вашему научному руководителю, что вы двигаетесь в верном направлении. В процессе работы над дипломом какие-то его части могут меняться — это нормально.
Конечно, дипломы разных специальностей будут различаться. Есть более теотеризированные, есть прикладные работы. От этого зависит соотношение элементов диплома. Например, если ваш диплом носит прикладной характер, то и практической части в нем будет гораздо больше теоретических тезисов. Однако структура у всех дипломов примерно одинаковая.
СОВЕТ Перед написанием текста дипломной лучше обратиться к научному руководителю или секретарю кафедры за методическими рекомендациями. Тогда вы точно будете знать, какие требования предъявляются именно в вашем вузе. Они могут немного разниться с общими положениями ГОСТ.
Вот основные элементы диплома. Напоминаем, что структура может так или иначе варьироваться.
Вы, наверное, слышали и не раз, что титульный лист любой работы называют ее «лицом»? Это действительно так. Грамотный титульный лист не только создает ощущение аккуратности, но и также систематичности. Вот какие данные могут содержаться в титульном листе:
Аннотацию отчасти можно назвать кратким содержанием работы. Это несколько предложений о том, чему посвящена работа, какие вопросы в ней рассматриваются. Аннотация, в первую очередь, облегчает поиск. Читающему не обязательно пролистывать саму работу, ведь уже из аннотации он может понять, полезна ли она ему или нет.
Также аннотация может содержать данные об авторе, объеме работы и др.
Вместе с аннотацией всегда идут ключевые слова.
Оформляться аннотация может по-разному, например:
Аннотация |
Данная работа посвящена рассмотрению проблемных вопросов обучения литературе подростков и разработке проектов уроков для 6 класса, ставящих целью решить обозначенные вопросы, адаптировать предыдущий педагогический опыт к современной образовательной ситуации. В основе предлагаемых уроков лежит анализ жанровой поэтики рассказа и литературной сказки, как одних из частотных по изучению жанров прозы. Также в работе представлены методические рекомендации для учителей. |
Ключевые слова | Жанр, малая проза, рассказ, литературная сказка, анализ жанровой поэтики, культурный возраст читателя, наивный реализм. |
В аннотации не нужно расплываться мыслью по древу. Жанр аннотации требует ясный, лаконичный текст без сложных речевых конструкций и оборотов.
Советуем обратиться к оформлению оглавления в самом конце работы, поскольку эта часть достаточно формальна. Вам останется лишь выделить нужные заголовки, и они автоматически внесутся в список.
Введение — одна из главных частей работы. Тонкостей при написании правильного введения дипломной существует много. Введение характеризует работу, отображает ваши цели и задачи, описывает исследовательскую базу.
СОВЕТ Над введением особенно стоит постараться. На защите диплома у членов комиссии физически не будет возможности за 7-10 минут прочитать всю вашу работу, разобраться в ней. Поэтому они обратят внимание на введение, где прописаны основные тезисы. Написанию введения у нас посвящена целая статья, где мы раскрываем все секреты.
Некоторые основные элементы, которые могут быть включены во введение:
Как правило, порядок этих частей введения нестрогий. Единственный принцип, от которого зависит связность и стройность текста — соблюдение логики мыслей.
Основная часть в дипломе может состоять из двух, трех, четырех глав. Но всегда это будут теоретические и практические главы.
Теоретическая глава подразумевает изложение научных теорий, истории, концепций, взглядов, описание чего-либо на основе нужной вам литературы.
Практическая глава уже содержит ваше собственное исследование, разработку, эксперимент или анализ. В общем, на практике вы применяете полученную теорию. Именно практическая глава показывает ваш вклад в научной деятельности.
Заключение также очень важно. Если научный руководитель хорошо знаком с вашим дипломом и знает его содержание, то члены комиссии — нет. После того, как они познакомятся с введением, члены комиссии обратятся к заключению, чтобы посмотреть, достигнута ли цель и какие результаты вы получили.Чтобы в заключении вы сказали все и ничего не упустили, советуем описать сначала теоретические результаты, а потом практический вклад. Если в конце вы укажите перспективу, это придаст значительный вес вашему исследованию и покажет, что работа действительно серьезная и ее можно развивать дальше.
СОВЕТ Вам очень помогут выводы, которые вы делали в конце каждого параграфа или главы. Тогда не придется перечитывать заново весь текст дипломной работы.
Список используемой литературы отражает все те источники, которые были задействованы в исследовании. Не путайте с библиографическим списком, который включает вообще все возможные источники, хоть как-то относящиеся к вашей теме.
Последнее время одним из требований работы стали иностранные источники. Узнайте об их надобности и количестве на кафедре.
Приложение не идет в общий объем работы. Поэтому вы можете размещать там ваши графики, схемы, таблицы и пр.
Приложение не является обязательной частью. Если вы все-таки используете приложения, то обязаны сделать на них ссылку в тексте работы (см. Приложение 1).
Некоторые требования к приложению:
Помимо самого диплома вам придется сдать и другие документы: отчет о прохождении преддипломной практики, рабочий график, лист с оценкой, отзыв научного руководителя. Все это относится к этапу преддипломной практики. О том, что из себя представляют эти документы читайте тут.
К самому диплому прилагаются метаданные. Это краткая сводка главных пунктов, которые нужно знать о вашем дипломе (автор, тема, вуз и пр.). Кстати, именно в метаданные может входить аннотация.
Метаданные нужны для облегченного поиска работы по каким-либо большим поисковым системам. Выглядеть метаданные могут так:
Название ВКР | |
Аннотация | |
Ключевые слова | |
Автор(ы) | |
Кафедра | |
Объем "Антиплагиат.ВУЗ" | |
Уровень образования | |
Направление подготовки | |
Направленность (профиль) подготовки | |
Год |
Существует еще и рецензия. Она пишется под впечатлением от вашей работы другим преподавателем или человеком, относящимся к вашей деятельности.
Каждый преподаватель имеет огромный опыт в сотрудничестве со студентами и подготовке их к защите диплома. Поэтому у каждого из них за годы обучения накопился опыт и свой взгляд, как начать диплом.
Такой подход удобен тем, что уже в самом начале вы хоть и примерно, но уже знаете цель работы, задачи, объект, предмет и другие элементы введения. Все они в целом определяют направление исследования. Поэтому очень разумно начать писать диплом именно с введения. Конечно, в ходе работы оно будет корректироваться. Тем не менее, у вас в голове будет система, а не хаос.
Если вы начнете писать дипломное исследование с составления списка литературы, вы будете знать, на какие источники вам следует опереться, а какие источники вам не подходят. Это также определит во многом направление вашего диплома.
Наверное, самый часто практикующийся метод — написание диплома с теоретических или практических глав. Введение в таком случае составляется в конце и как бы «подгоняется» под общий текст работы. Таким методом можно пользоваться, если вы имеете достаточный научный багаж, опыт в написании научных текстов. Все же студентов это может сбить и увести не в то русло. Получится, что тема и наполнение диплома в итоге разнятся, а это может повлиять на оценку работы.
В наших статьях мы всегда советуем обратиться за правилами оформления к вузовским методичкам. Причем нужна методичка именно вашей кафедры или факультета. Бывает такое, что в стенах одного вуза от факультета к факультету требования разнятся. Мы перечислим основные, которые чаще всего совпадают:
Все разделы и главы начинаются с новой страницы, а их наименование пишется строчными буквами по центру
Все наши рекомендации и советы даны с целью, чтобы вы получили удовольствие от написания диплома, а особых проблем у вас не возникало. Пользуйтесь ими на здоровье. Команда профессионалов Work5 поможет вам с написанием диплома и грамотным оформлением документов (отчет по практике, презентации и пр.).
Преподаватели на защите диплома не будут читать весь ваш проект, зато обязательно обратят внимание на грамотность оформления и наличие сносок в тексте. Поэтому научный руководитель будет мучить вас ГОСТами, и бессонные ночи вы проведете не над исследованием, а над исправлением сносок. Чтобы облегчить вам задачу, мы изучили и перевели на понятный язык требования стандартов и методичек.
Оформление дипломных работ строго регламентировано государственными стандартами. Большинство вузов ссылаются на эти нормативы, но некоторые кафедры создают собственные правила. Если в методичке не указано, как правильно оформить сноски, пользуйтесь ГОСТами.
Общие требования к дипломным проектам зафиксированы в ГОСТ 7.32-2017. Это международный стандарт, который определяет структуру, содержание и оформление всех научно-исследовательских работ. В этом же нормативе указаны другие стандарты, которыми можно пользоваться при написании диплома и прочих студенческих работ.
По стандарту ГОСТ 7.32-2017 сноска — это тип примечания, которое помогает разобраться в тексте и отсылает читателя к источнику данных.
Разница между сноской и ссылкой
Сноска и ссылка отсылают к источнику цитаты или подробной информации о фрагменте исследования. Разница в том, что сноска всегда ставится в конце страницы и отделена горизонтальной чертой, а ссылка помещается в тексте и выделяется скобками.
В ГОСТ 7.32-2017 указаны общие правила оформления сносок:
Составители вузовских методичек берут за основу ГОСТ и добавляют собственные рекомендации. Из рекомендаций кафедры вы узнаете, какие сноски можно использовать в проекте и где их размещать.
В стандарте ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 указаны правила оформления всех типов ссылок, которые когда-либо использовались в научных работах. Здесь, в отличие от ГОСТ 7.32 – 2017, указаны не общие требования, а четкие стандарты оформления библиографических ссылок в тексте научной работы.
Из этого документа вы узнаете:
Если вам не хочется самостоятельно изучать ГОСТЫ и методички, в следующем разделе мы расскажем, какие бывают сноски и как их оформить по нормативам.
Повторимся: если в методических рекомендациях вашего вуза не обозначено, как располагать примечания, руководствуйтесь государственным стандартом. Если к вашей дипломной работе возникнут претензии по оформлению, вы сможете сослаться на авторитетный источник.
ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 предлагает три варианта расположения примечаний:
Внутритекстовые ссылки располагайте сразу за данными, которые нужно пояснить. Заключайте их в круглые скобки и пишите тем же шрифтом, что и основной текст.
А. Смит утверждал: «то, что сберегается, - инвестируется и поэтому не потребляется, что результатом инвестиций является выплата дохода, который в свою очередь расходуется на потребление» (Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Изд-во РЭА, 2000. – стр. 107).
Подстрочные сноски обозначьте в тексте цифрой или звездочкой и поместите пояснение внизу страницы. Текст сноски печатают тем же шрифтом, что и основной, но меньшего размера, если в методических рекомендациях не указано иное.
Затекстовые сноски не рекомендуют использовать в дипломных работах. Если вам придется их оформлять, поставьте после нужного абзаца квадратные скобки, и в них укажите номер источника в библиографии и страницу:
[45, с. 342].
Если в тексте вы ссылаетесь на дополнительные материалы к проекту или рисунки, напишите так:
В соответствии с рисунком №, таблицей…
См. рис. 1…
См. табл. 7
См. прил. 9
В сносках указывают информацию из разных источников. Чаще всего все они представлены в библиографии к дипломному проекту. В ГОСТах и методичках можно найти примеры оформления практически всех видов источников, которые используются в научных работах:
Примеры:
Тип источника | Пример |
Газета |
Штут С. С веком наравне / С. Штут // Литературная газета. – 1955. - 7 июня |
Журнал | Щеглов М. Верность деталей // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М. – 1958. - С. 72-73. // Впервые: Новый мир. – 1957. - №1 |
Произведение | Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 396 |
Сборник | Кузнецов М., Русская советская литература 1954 года. // Русская советская литература 1954-1955 гг. Материалы научных сессий Института мировой литературы им. А. М. Горького. - М. – 1956. - С. 24-30 |
Автореферат диссертации | Ялышко В.Г. Творчество В. П. Некрасова и пути развития военной прозы. // В.Г. Ялышко. - Москва. - 1995 |
Книги 1-3 авторов | Кондырев В.Л. Всё на свете, кроме шила и гвоздя: воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове, Киев – Париж, 1972-1987 гг. М., 2011. С. 267 |
Книги авторских коллективов | Русские советские писатели-прозаики: биобиблиогр. указ.: в 7 т. // сост. В.М. Акимов, Д.А. Берман и др. Л.: Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1959-1972. Т. 2. Задорнов-Ляшко. 1964. 875 с. С. 164 |
Нормативные документы | Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн. |
Электронные ресурсы | Матвеев П. Виктор Некрасов и КГБ. // П. Матвеев. - Портал Colta.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/literature/4592 |
При оформлении сносок и ссылок часто используют сокращения. Найти правильный формат сокращений можно в стандарте ГОСТ Р 7.0.12-2011. Стандарты и методички также рекомендуют использовать краткое описание источника в сносках и библиографическом списке.
Полное название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; в ролях: Дж. Глэд, В. Некрасов, 1981 // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169 (Дата обращения: 20.09.2014)
Краткое название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169
Чтобы правильно оформить сноски в тексте:
Внутритекстовые и подстрочные сноски разделяют также на первичные и повторные. Кроме этого, выделяют правила оформления комплексных ссылок (на несколько работ одного автора) и электронные ресурсы. Эти типы сносок вызывают определенные сложности при оформлении.
Эти примеры помогут вам оформить сноски грамотно:
Тип сноски | Внутритекстовая | Подстрочная |
Первичная | Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов – это совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования (Финансы и инвестиции. Толковый словарь. М.: Джон Уайл энд Сайз. 1995). | [1] Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во РГТЭУ, 2003 – стр. 117 |
Повторная | Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством (Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций: учеб. пособие. С. 123) |
[1] Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 3962Там же. С. 394 |
Комплексная | В течение восьми лет после первого издания повести «В окопах Сталинграда» Некрасов не писал большой прозы. Были опубликованы лишь несколько его рассказов и газетных статей (Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв.) | 6 Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв. |
На электронный ресурс | В 1964 году была образована ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, направленная на ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран (Конференция ООН по торговле и развитию: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ga/unctad) | 6 Пётр Тодоровский о Викторе Некрасове [Видеозапись]; в ролях: П. Тодоровский // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170308893 (Дата обращения: 20.09.2014) |
Сноски помогают преподавателю и комиссии оценить качество и объем ресурсов, к которым вы обращались во время исследования. Используйте пояснения уместно и в достаточном количестве, это покажет ваши компетенции и навыки работы с информацией.
Вы уже знаете правила и нормативы оформления сносок, изучили требования своего вуза и готовы приступать к написанию дипломного проекта. Запомните простые советы, которые помогут быстро и без труда справиться с задачей:
Если вы печатаете диплом в Microsoft World и ставите подстрочные сноски, найдите вкладку «Ссылки», установите курсор в конце нужного предложения и нажмите кнопку «Вставить ссылку». Чтобы не переключать вкладки и ускорить работу, используйте комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F.
Если пользуетесь Google Docs, установите курсор в нужном месте, откройте выпадающее меню «Вставка» и нажмите кнопку «Сноска».
Не путайте с кнопкой «Ссылка», которая позволяет добавить в документ ссылку на сайт.
В Google Docs также можно использовать комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F, чтобы быстро добавить подстрочную сноску в текст и не тратить время на поиски в меню.
Чтобы оформить сноски самостоятельно, достаточно изучить технические требования к дипломным работам, пользоваться примерами и запомнить комбинации клавиш для быстрого добавления.
Если вы не готовы разбираться в стандартах, изучать методички и корпеть над правильным оформлением сносок ради хорошей оценки, закажите диплом у одного из наших авторов. У нас выпускные работы пишут только профессионалы, которые не только напишут, но и оформят диплом на «отлично».