Рады, что вам понравилась статья 😊
Один из главных этапов жизни каждого студента — написание и защита диплома. Диплом является официальным подтверждением готовности к профессии и приобретенных знаний. Чтобы защита прошла успешно, следует качественно написать дипломную работу. И здесь важно все: от выбора темы и научного руководителя до подготовки к выступлению на защите. Рассказываем вам о каждом шаге подробно.
Дипломный проект — ночной кошмар выпускников вузов. Это объемная работа, которая заставляет дергаться глаз и не спать ночами. Но, если грамотно подойти к работе и разбить ее на этапы, вы легко справитесь с исследованием, даже если не писали ничего длиннее конспекта на лекции.
Работа над дипломным проектом начинается с выбора темы. Вам предстоит определиться, о чем вы будете писать и что рассказывать государственной аттестационной комиссии.
Когда вы определитесь с преподавателем (самостоятельно или по рекомендации кафедры) уделите достаточно времени обдумыванию темы. Вам предстоит глубоко исследовать материал, а значит, надо сделать так, чтобы работать было увлекательно и не скучно.
У вас могут быть любимые и ненавистные дисциплины во время учебы. Выбирайте тему так, чтобы она перекликалась с любимым предметом. Если вам с трудом дается дисциплина, хорошую дипломную работу написать не удастся. Напротив, когда вы слушаете лекции с упоением, ищите тему для исследования в том же направлении.
Когда определитесь с дисциплиной, посоветуйтесь с преподавателем и выберите конкретное направление. Преподаватель, основываясь на своем опыте, подскажет, для какой темы проще найти источники, какую научную область изучают слишком часто. Он также обозначит сферы, для которых будет проблематично найти материалы.
Ваша тема должна быть интересна для преподавателей, как для научных сотрудников и исследователей. Если дипломный проект не имеет значения с точки зрения актуальности, ваши шансы на успешную защиту стремительно снижаются.
В дипломном проекте должна присутствовать научная новизна. Это может быть новое решение, иной взгляд на обычную проблему или рассмотрение актуального вопроса под непривычным углом. В вашей компетенции найти новизну и обосновать ее в исследовании.
Если вы хотите продолжить образование после окончания бакалавриата, сразу думайте о предстоящей научной работе. Выбирайте тему дипломного проекта, которая станет только началом вашего научного пути. Беритесь за область, которая слабо изучена, представляет интерес в среде профессионалов и вызывает споры среди исследователей.
Актуальность дипломной работы – еще более важный признак, чем научная новизна. Направление вашего исследования должно не только раскрывать тему, но и ставить новые вопросы, заставлять дискутировать и выдвигать новые теории. Только не переборщите: слишком спорные темы, которые вызывают только споры и массу негативных оценок, не сыграют вам на руку при защите.
Естественно, за столетия существования высшего образования и научных исследований, большинство тем уже не раз изучались как студентами, так и опытными учеными. Вам нужно так сформулировать тему, чтобы она звучала по-новому. Вместе с темой задумайтесь и о цели исследования — это поможет двигаться в верном направлении. Когда вы определились с темой, еще раз обсудите ее с преподавателем. Обязательно уточните, сможете ли вы найти достаточно источников, а также где их искать. Сразу определитесь, готовы ли вы сидеть в библиотеке, изучая газеты прошлого века. Тема закрепляется в документах кафедры, поэтому поменять ее в дальнейшем может быть довольно проблематично.
Здесь рассмотрели выбор темы более подробно
После утверждения темы изучите требования ГОСТов и рекомендации вуза. В ГОСТах, то есть государственных нормативах, закреплены общие положения. Учебные заведения ориентируются на них, но часто добавляют собственные рекомендации.
Чтобы разобраться в нормативной базе, запомните основные ГОСТы, которые содержать требования к оформлению и содержанию дипломного проекта:
Шрифт основного текста |
Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал |
Шрифт примечаний и сносок | Times New Roman или похожий, 10-12 кегль, 1 интервал |
Размеры полей | Верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм |
Объем текста | От 50 до 150 печатных страниц |
Уникальность текста по программе Антиплагиат | Не ниже 70%, иначе вас не допустят к защите |
Заголовки | В одном стиле, выделены более крупным шрифтом |
Новый раздел | Каждый новый раздел начинается с новой страницы |
Абзац | Отступ – 15 мм, легко поставить нажатием кнопки Tab |
Критерии оценки дипломной работы вы найдете в методических указаниях вуза. Найти методички можно на кафедре, у преподавателя, в библиотеке или на сайте.
Для ориентира запомните ключевые параметры, которые учитываются для оценки «отлично»:
Ваше выступление перед комиссией тоже повлияет на оценку. Вы должны показать, что свободно ориентируетесь в теме, можете уверенно ответить на любые вопросы преподавателя и обосновать выводы. Если в работе есть слабые места, вам потребуется ответить на замечания комиссии так, чтобы она была уверена, что пробелы в ваших знаниях незначительны и легко исправляются дальнейшими научными изысканиями.
Хорошо составленный план — половина успеха вашей выпускной работы. Тщательно готовьтесь и продумывайте структуру. Тогда следующие этапы работы окажутся значительно проще.
В соответствии с ГОСТом в дипломе должны быть:
На этом этапе сконцентрируйтесь на основной части. При подготовке плана вам нужно сделать две вещи: составить структуру и написать тезисы. Тезисы — это все, что вам известно по теме: источники, факты, ваши размышления. Вы можете задавать себе вопросы по теме — и ответы станут пунктами плана.
Вам также поможет техника «mind mapping» — ментальная карта. Возьмите лист А4 или воспользуйтесь специальной программой. В центре напишите тему диплома, а вокруг — все, что вам известно об этой области. После того, как вы набросали тезисы, разбейте их на кластеры. Так вы увидите взаимосвязи и общие группы вопросов. На основании этих данных можно составлять первый вариант плана и показывать его преподавателю.
Не стесняйтесь просить помощи у научного руководителя. Он поможет выбрать направление исследования и определиться с целью ваших изысканий. Если вы взяли тему, которая близка преподавателю, он с удовольствием поделиться своими размышлениями о том, как вам следует построить работу.
1 раздел — 1 вопрос. Кластер из вашей ментальной карты может стать разделом дипломного проекта. В дальнейшем это позволит вам составить сильное, логически обоснованное заключение на основании выводов по каждой главе диплома.
Одинаковый объем глав. Дипломный проект должен иметь четкую структуру, поэтому стремитесь к единообразию во всей работе. Не перегружайте части проекта информацией — чрезмерный объем может вас запутать и сбить логику исследования.
Логика и структура. Соблюсти логику и структурировать текст помогает однотипное название глав и одинаковое строение каждой главы. Представьте, что каждая часть диплома — это отдельно взятое маленькое исследование, у которого тоже есть введение, основная часть и заключение.
Составление плана может оказаться сложной задачей. Если уже на этом этапе вы понимаете, что с исследованием не справитесь, закажите диплом у опытного автора. Чем раньше вы сделаете заказ, тем быстрее получите готовую работу.
Дипломную работу невозможно создать без достоверной теоретической базы. Даже если вы пишете техническую выпускную работу, придумываете программу или приложение, вам придется теоретически обосновать собственные действия и результаты.
Внимательно подбирайте литературу и включайте критическое мышление. Даже не открывайте книги или статьи сомнительного качества, потому что высок риск поверить в неверные данные и спорные исследования.
Официальные документы. Сюда относятся Конституция, федеральные законы, указы и приказы. На сайтах компаний вы найдете официальные заявления руководителей или сотрудников, а также разнообразные отчеты о деятельности предприятия. Техническая документация к оборудованию также считается источником, которому можно доверять.
Исследования и статистика. Актуальные данные размещают на своих площадках Росстат, ВЦИОМ, Statista и The World Factbook. Не доверяйте первому исследованию из выдачи поисковика, оно может оказаться недостоверным.
Энциклопедии и справочники. Самая популярная сейчас — Википедия. Желательно пользоваться англоязычной версией, где статьи проходят более строгий отбор и модерацию. Перепроверить информацию можно в других справочниках онлайн или в библиотеке. Для юристов подойдут системы Гарант или КонсультантПлюс, а филологи могут пользоваться порталом Грамота.ру.
Печатные издания. Сюда относятся газеты, журналы и книги. Пользуйтесь онлайн-изданиями или посещайте библиотеку. Многие архивы можно найти в интернете, но за старинными изданиями придется обратиться в городскую или вузовскую библиотеку.
Чтобы быть уверенным в достоверности информации, всегда ищите первоисточники. Если вам нужны новейшие данные, пользуйтесь англоязычными порталами. Особенно это актуально для технических и медицинских направлений. Если не уверены в правдивости источника, не используйте его — будет обидно, если непроверенные данные повлияют на результаты защиты диплома.
Вы составили план, собрали информацию и теперь можете приступить к написанию текста дипломного проекта. Вне зависимости от дисциплины и направления исследования вам придется составлять текст проекта и обосновывать практические выводы письменно.
Вы уже знаете, что главные части диплома — это введение, основная часть и заключение. Начинайте писать диплом с основной части, тогда вам будет легче составить введение и сделать выводы в заключении. Мы уже рассказывали, как составить введение, которое понравится комиссии. Здесь расскажем общие правила написания основной части проекта.
Объем текста в дипломе:
введение — 10%
основная часть — 80-85%
заключение — 5-10%
Объем и содержание основной части зависит от вашей специальности. Студенты гуманитарных факультетов обычно анализируют теорию и обрабатывают собранный материал. Для технических направлений характерна небольшая часть теории и большой раздел, посвященный практическим разработкам.
Пишите в научном стиле. Для него характерны сложные предложения, активное использование терминов и использование шаблонов и клише.
Используйте страдательный залог или местоимение «мы». Правила научного стиля запрещают писать местоимение «я», но его можно заменять на «мы»: «мы выяснили», «мы сделали вывод». Если вам такой вариант не подходит, замените местоимение страдательным залогом — «было выяснено», «обнаружено несоответствие» и подобные конструкции.
Соблюдайте логику текста. Для научных работ — это важный показатель компетентности автора. Если ваш диплом состоит только из теоретических блоков, внимательно изучите и структурируйте источники. Аналитическую часть стройте на основании последовательного анализа объекта проекта. Практическая часть диплома следует после теории и структурируется этапами работы.
Обратите внимание: дипломный проект должен быть уникальным! Этот параметр чаще всего проверяется программой «антиплагиат». Стандартная норма уникальности — не меньше 70%, но некоторые вузы выставляют собственные требования.
Например,
Финансовая академия при Правительстве РФ – 80-90%
МГУ – 87-95%
МГИМО – 85-90%.
Согласовывайте с преподавателем содержание диплома по ходу работы, это поможет избежать переписывания всего проекта. И обязательно уточните на кафедре норму уникальности для вашего вуза.
Не расслабляйтесь, когда напишете дипломный проект. Вам предстоит грамотно дополнить основной текст приложениями и оформить раздаточные материалы для защиты. Если основную часть комиссия читать не будет, то графические представления изучит внимательно.
В оформлении приложений и графических материалов в тексте диплома вам поможет ГОСТ Р 2.105-2019. Он содержит примеры и указания по оформлению, а также обязательные требования. ГОСТ ссылается на стандарты Единой системы конструкторской документации. Если вы выпускник технического вуза, вам придется с ней ознакомиться, если учитесь на гуманитарном направлении — вам достаточно информации из ГОСТа.
Приложения оформляются с нового листа, каждое приложение должно иметь буквенное обозначение. Для масштабных чертежей разрешено использовать формат бумаги А3, для прочих материалов — стандартный размер А4.
Вспомогательными материалами на защите могут быть:
Комиссия всегда благосклонно принимает защитную речь, которая сопровождается графическим представлением. Желательно не дублировать раздаточные материалы в презентации, но можно сделать исключение для сложных схем, формул или чертежей.
Для подготовки презентации используйте любую программу, которую знаете или можете быстро освоить. Самые востребованные — Power Point, Google Презентации или Canva.
5 правил сильной презентации
Важно: подготовьте презентацию и раздаточный материал к предзащите. Ваш научный руководитель сможет оценить графические представления, внести корректировки и дать необходимые указания.
Финальный этап работы над дипломным проектом — подготовка защитной речи, с которой вы выступите перед государственной аттестационной комиссией. Как бы ни хотелось, расслабляться нельзя. Сильная защитная речь поможет вам получить желаемую оценку и достойно выступить с подготовленным исследованием.
В нашем руководстве по подготовке защитной речи вы найдете секретные формулы и правила отличного выступления. Если времени на долгую работу нет, изучите короткие полезные советы и не забудьте применить их на практике.
Перечитайте свой диплом. Вы изучили источники, написали подробное исследование и знаете ключевые моменты проекта. Выделите их, а лучше — выпишите на отдельный лист. Введение и заключение заучите наизусть, в них содержится самая важная информация из дипломной работы.
Составьте список тезисов. Обозначьте тему диплома и область исследования. Затем переходите к основной части.
Отредактируйте текст. Из разрозненных тезисов сделайте связный рассказ. Пишите простым языком, но сохраняйте специальные термины и деловой стиль. Смело удаляйте повторы примеров, спорные данные и места, в которых вы слабо разбираетесь.
Прочитайте речь. На выступление отводится около 10 минут. Постарайтесь уложиться в это время. Если не получается, сокращайте текст до тех пор, пока не останется только важная информация, которая умещается в хронометраж.
Теперь вам останется лишь выучить текст. Себе в помощь можете подготовить карточки с речью. Вы наверняка видели такие в зарубежных фильмах. Использовать их на выступлении намного удобнее, чем распечатки формата А4.
Пусть вас не пугают вопросы комиссии. Помните, что это работа преподавателей. Они не хотят вас «завалить», их цель — проверить знания и компетентность выпускников. Идеально, если вы присутствовали на предзащите, обычно там задают вопросы, которые студенты слышат и на защите дипломов. У вас будет время подготовиться и закрыть имеющиеся пробелы в знаниях.
Перед защитой хорошо выспитесь и подберите одежду, в которой чувствуете себя уверенно и комфортно. Возьмите с собой воду и полезный перекус, например, орехи, бананы, горький шоколад. Будьте готовы к тому, что защита затянется.
Если после статьи вы решили, что не готовы к такому объему работы, закажите диплом у профессионального автора. Вы получите готовую работу в комплекте с дополнительными материалами точно в срок и избежите ненужных волнений. Грамотное распределение своих ресурсов — залог успеха в жизни и карьере.
Преподаватели на защите диплома не будут читать весь ваш проект, зато обязательно обратят внимание на грамотность оформления и наличие сносок в тексте. Поэтому научный руководитель будет мучить вас ГОСТами, и бессонные ночи вы проведете не над исследованием, а над исправлением сносок. Чтобы облегчить вам задачу, мы изучили и перевели на понятный язык требования стандартов и методичек.
Оформление дипломных работ строго регламентировано государственными стандартами. Большинство вузов ссылаются на эти нормативы, но некоторые кафедры создают собственные правила. Если в методичке не указано, как правильно оформить сноски, пользуйтесь ГОСТами.
Общие требования к дипломным проектам зафиксированы в ГОСТ 7.32-2017. Это международный стандарт, который определяет структуру, содержание и оформление всех научно-исследовательских работ. В этом же нормативе указаны другие стандарты, которыми можно пользоваться при написании диплома и прочих студенческих работ.
По стандарту ГОСТ 7.32-2017 сноска — это тип примечания, которое помогает разобраться в тексте и отсылает читателя к источнику данных.
Разница между сноской и ссылкой
Сноска и ссылка отсылают к источнику цитаты или подробной информации о фрагменте исследования. Разница в том, что сноска всегда ставится в конце страницы и отделена горизонтальной чертой, а ссылка помещается в тексте и выделяется скобками.
В ГОСТ 7.32-2017 указаны общие правила оформления сносок:
Составители вузовских методичек берут за основу ГОСТ и добавляют собственные рекомендации. Из рекомендаций кафедры вы узнаете, какие сноски можно использовать в проекте и где их размещать.
В стандарте ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 указаны правила оформления всех типов ссылок, которые когда-либо использовались в научных работах. Здесь, в отличие от ГОСТ 7.32 – 2017, указаны не общие требования, а четкие стандарты оформления библиографических ссылок в тексте научной работы.
Из этого документа вы узнаете:
Если вам не хочется самостоятельно изучать ГОСТЫ и методички, в следующем разделе мы расскажем, какие бывают сноски и как их оформить по нормативам.
Повторимся: если в методических рекомендациях вашего вуза не обозначено, как располагать примечания, руководствуйтесь государственным стандартом. Если к вашей дипломной работе возникнут претензии по оформлению, вы сможете сослаться на авторитетный источник.
ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 предлагает три варианта расположения примечаний:
Внутритекстовые ссылки располагайте сразу за данными, которые нужно пояснить. Заключайте их в круглые скобки и пишите тем же шрифтом, что и основной текст.
А. Смит утверждал: «то, что сберегается, - инвестируется и поэтому не потребляется, что результатом инвестиций является выплата дохода, который в свою очередь расходуется на потребление» (Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Изд-во РЭА, 2000. – стр. 107).
Подстрочные сноски обозначьте в тексте цифрой или звездочкой и поместите пояснение внизу страницы. Текст сноски печатают тем же шрифтом, что и основной, но меньшего размера, если в методических рекомендациях не указано иное.
Затекстовые сноски не рекомендуют использовать в дипломных работах. Если вам придется их оформлять, поставьте после нужного абзаца квадратные скобки, и в них укажите номер источника в библиографии и страницу:
[45, с. 342].
Если в тексте вы ссылаетесь на дополнительные материалы к проекту или рисунки, напишите так:
В соответствии с рисунком №, таблицей…
См. рис. 1…
См. табл. 7
См. прил. 9
В сносках указывают информацию из разных источников. Чаще всего все они представлены в библиографии к дипломному проекту. В ГОСТах и методичках можно найти примеры оформления практически всех видов источников, которые используются в научных работах:
Примеры:
Тип источника | Пример |
Газета |
Штут С. С веком наравне / С. Штут // Литературная газета. – 1955. - 7 июня |
Журнал | Щеглов М. Верность деталей // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М. – 1958. - С. 72-73. // Впервые: Новый мир. – 1957. - №1 |
Произведение | Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 396 |
Сборник | Кузнецов М., Русская советская литература 1954 года. // Русская советская литература 1954-1955 гг. Материалы научных сессий Института мировой литературы им. А. М. Горького. - М. – 1956. - С. 24-30 |
Автореферат диссертации | Ялышко В.Г. Творчество В. П. Некрасова и пути развития военной прозы. // В.Г. Ялышко. - Москва. - 1995 |
Книги 1-3 авторов | Кондырев В.Л. Всё на свете, кроме шила и гвоздя: воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове, Киев – Париж, 1972-1987 гг. М., 2011. С. 267 |
Книги авторских коллективов | Русские советские писатели-прозаики: биобиблиогр. указ.: в 7 т. // сост. В.М. Акимов, Д.А. Берман и др. Л.: Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1959-1972. Т. 2. Задорнов-Ляшко. 1964. 875 с. С. 164 |
Нормативные документы | Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн. |
Электронные ресурсы | Матвеев П. Виктор Некрасов и КГБ. // П. Матвеев. - Портал Colta.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/literature/4592 |
При оформлении сносок и ссылок часто используют сокращения. Найти правильный формат сокращений можно в стандарте ГОСТ Р 7.0.12-2011. Стандарты и методички также рекомендуют использовать краткое описание источника в сносках и библиографическом списке.
Полное название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; в ролях: Дж. Глэд, В. Некрасов, 1981 // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169 (Дата обращения: 20.09.2014)
Краткое название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169
Чтобы правильно оформить сноски в тексте:
Внутритекстовые и подстрочные сноски разделяют также на первичные и повторные. Кроме этого, выделяют правила оформления комплексных ссылок (на несколько работ одного автора) и электронные ресурсы. Эти типы сносок вызывают определенные сложности при оформлении.
Эти примеры помогут вам оформить сноски грамотно:
Тип сноски | Внутритекстовая | Подстрочная |
Первичная | Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов – это совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования (Финансы и инвестиции. Толковый словарь. М.: Джон Уайл энд Сайз. 1995). | [1] Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во РГТЭУ, 2003 – стр. 117 |
Повторная | Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством (Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций: учеб. пособие. С. 123) |
[1] Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 3962Там же. С. 394 |
Комплексная | В течение восьми лет после первого издания повести «В окопах Сталинграда» Некрасов не писал большой прозы. Были опубликованы лишь несколько его рассказов и газетных статей (Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв.) | 6 Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв. |
На электронный ресурс | В 1964 году была образована ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, направленная на ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран (Конференция ООН по торговле и развитию: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ga/unctad) | 6 Пётр Тодоровский о Викторе Некрасове [Видеозапись]; в ролях: П. Тодоровский // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170308893 (Дата обращения: 20.09.2014) |
Сноски помогают преподавателю и комиссии оценить качество и объем ресурсов, к которым вы обращались во время исследования. Используйте пояснения уместно и в достаточном количестве, это покажет ваши компетенции и навыки работы с информацией.
Вы уже знаете правила и нормативы оформления сносок, изучили требования своего вуза и готовы приступать к написанию дипломного проекта. Запомните простые советы, которые помогут быстро и без труда справиться с задачей:
Если вы печатаете диплом в Microsoft World и ставите подстрочные сноски, найдите вкладку «Ссылки», установите курсор в конце нужного предложения и нажмите кнопку «Вставить ссылку». Чтобы не переключать вкладки и ускорить работу, используйте комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F.
Если пользуетесь Google Docs, установите курсор в нужном месте, откройте выпадающее меню «Вставка» и нажмите кнопку «Сноска».
Не путайте с кнопкой «Ссылка», которая позволяет добавить в документ ссылку на сайт.
В Google Docs также можно использовать комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F, чтобы быстро добавить подстрочную сноску в текст и не тратить время на поиски в меню.
Чтобы оформить сноски самостоятельно, достаточно изучить технические требования к дипломным работам, пользоваться примерами и запомнить комбинации клавиш для быстрого добавления.
Если вы не готовы разбираться в стандартах, изучать методички и корпеть над правильным оформлением сносок ради хорошей оценки, закажите диплом у одного из наших авторов. У нас выпускные работы пишут только профессионалы, которые не только напишут, но и оформят диплом на «отлично».
Выбор темы дипломной работы во многом говорит о дальнейшем качестве самого диплома и его успешной защите. Согласитесь, работать с интересующей вас областью знаний куда занятнее, чем делать то, что досталось? Поэтому так важно серьезно отнестись к теме.
Грамотный выбор темы дипломного проекта – определяющее условие создания качественной квалификационной работы. Перед формулировкой темы определитесь, с какой целью вы будете писать диплом.
У студента-заочника, претендента на красный диплом и будущего аспиранта цели будут отличаться. Заочнику важно написать диплом быстро, чтобы не отвлекаться от работы. Если вы претендуете на красный диплом, выбирайте тему, в которой разбираетесь, и тщательно готовьтесь к вопросам преподавателей. Будущий аспирант уже на этапе написания дипломной работы планирует научную деятельность на годы вперед.
Заочники и студенты последнего курса ставят в приоритет работу, а не учебу. В подобной ситуации на подготовку дипломного проекта остается мало времени и сил. Вы не сможете часто посещать библиотеку, изучать множество различных источников и проводить кропотливые расчеты.
Когда надо написать диплом быстро и без вложения массы усилий, помните следующие правила:
Составьте список направлений, которые вам знакомы и не требуют обширных исследований. Например, возьмите тему, которая связана с вашими обязанностями на работе, если трудитесь по специальности. В этом случае вам останется только собрать теоретическую базу и грамотно изложить собственный опыт в практической части.
За основу диплома можно взять и отчет по производственной практике. Если компания, в которой вы стажировались, работает открыто, вам наверняка предоставят необходимые материалы для научного исследования.
Прежде чем утверждать тему с преподавателем и на кафедре, проверьте, найдете ли теоретический материал в свободном доступе. Помните, что содержание диплома согласуется с названием, поэтому база источников должна быть обширной.
Найдите дипломный проект с похожей темой и изучите его библиографию. Сходите в университетскую или городскую библиотеку. Поищите источники с помощью Google. Пишите тему в поисковике с разными формулировках, чтобы посмотреть, какое направление проработано исследователями глубже.
Обратитесь за советом к научному руководителю. Он поможет грамотно сформулировать тему. Преподавателям нравится работать с инициативными студентами, поэтому вы получите развернутую консультацию по возможным темам и в итоге выберете ту, с которой выгоднее всего работать.
Чтобы убедить преподавателя в своей заинтересованности, подготовьте список тем и продумайте ряд вопросов для беседы. Например, какую тему оценит комиссия? Или – какая область исследований самая интересная для изучения?
Некоторые студенты с первого курса знают, что в будущем посвятят себя науке. Если вы из таких, уже к выпускному курсу у вас соберется база из курсовых работ и статей, которые послужат основой для дипломного проекта.
Вот ваш алгоритм для выбора темы диплома:
Если вы решили, что будете поступать в аспирантуру, только на выпускном курсе, выбирайте тему диплома так, чтобы он стал основанием для написания кандидатской диссертации. При отсутствии подспорья из курсовых работ, ориентируйтесь на ваши текущие предпочтения.
Например, вам интересна научная область, которая затрагивалась при изучении одной из профильных дисциплин. Действуйте следующим образом:
Студенту, который претендует на красный диплом, важно не испортить впечатление о своих учебных достижениях перед комиссией. Неправильно сформулированная, спорная тема диплома способна повлиять на мнение членов комиссии и итоговую оценку.
Также работы студентов-отличников оценивают с пристальным вниманием по следующим аспектам:
Чтобы написать дипломную работу, претендующую на "отлично", выбирайте тему тщательно и запомните главные правила:
На защите может присутствовать преподаватель, который разбирается в предмете вашего исследования лучше остальных. Его внимание привлечет даже маленькое несоответствие содержания и названия. Чтобы этого избежать, берите тему, которая вам знакома с разных сторон и изучайте ее во всех доступных источниках.
Если тема будет слишком узкой, например, «Анализ деятельности предприятия N», возникнут трудности с написанием теоретической части. Подходящего материала будет мало, работа получится не содержательной и не оригинальной.
Слишком общая тема не позволит выделить главные аспекты. Если вам хочется осветить ряд глобальных вопросов, попросите научного руководителя помочь с формулировкой названия или рассмотрите вариант продолжения научной деятельности. Тогда вы сократите область изучения для дипломной работы, а полностью раскроете тему в магистерской или кандидатской диссертации.
В этом вам поможет научный руководитель. Только предварительно убедитесь, что ваши взгляды на проблематику, которую вы хотите осветить в дипломе, совпадают. Если вы обучаетесь на техническую специальность, вариантов разногласий меньше, чем при учебе на гуманитарном направлении.
По некоторым темам всегда возникают разногласия. В тексте диплома соберите аргументы, которые объективно подтверждают вашу позицию. Этим вы заслужите уважение всех членов комиссии, даже с противоположной точкой зрения.
Удачно выбранная тема диплома поможет вам не только написать качественную работу. Вы уверенно выступите на защите, ответите на каверзные вопросы членов комиссии и получите достойную оценку.
1. Соответствует вашим интересам;
2. Достаточно изучена, но не избита;
3. Вызывает интерес аудитории;
4. Отражает новые аспекты изучения научной области;
5. Может служить основой для дальнейшей научной работы;
6. Актуальна для изучения;
7. Уникальна и ранее не использовалась в конкретной формулировке.
При выборе темы учитывайте еще 3 важных аспекта, которые влияют на итоговый результат:
Учитывайте интересы научного руководителя
Пообщайтесь с руководителем, изучите область его научных интересов и найдите тему, которая будет увлекать вас обоих. Так вы обеспечите себе поддержку опытного наставника на протяжении работы над дипломным проектом и на защите.
Сформулируйте тему так, чтобы наполнение можно было варьировать
В процессе написания диплома вы можете найти новый источник информации или придумать собственную теорию, которые не впишутся в строго сформулированную тему. Оставьте себе пространство для творчества и креативных решений.
Не бойтесь менять тему, если возникают сложности при написании диплома
Как правило, темы дипломов утверждают к концу 1 семестра последнего курса. В ходе работы иногда выясняется, что доступных материалов для раскрытия темы недостаточно. В таком случае формулировка корректируется и данные на кафедре обновляются.
Помните, что дипломная работа – это большой проект, который отражает результаты вашей учебы в университете. Выбирайте тему обдуманно, чтобы создание проекта доставляло удовольствие, а итоговая оценка стала поводом для гордости.