Рады, что вам понравилась статья 😊
Сколько мифов ходит вокруг одного слова «диплом»! В обществе бытует мнение, что диплом — это что-то недосягаемое, что-то страшное, а защитить диплом значит практически то же самое, что пройти через пытку. Мы развеиваем мифы о защите и рассказываем, как написать дипломную работу с нуля.
Значимость диплома для профессионального роста велика. Но получить диплом не так уж и сложно, а получить удовольствие от написания диплома — очень даже полезный бонус работы. Мы решили развеять все мифы о дипломе и рассказать, как оно бывает в действительности, поделиться советами, чтобы со словом «диплом» у вас возникали приятные ассоциации.
«С чего начать?» — задумывался, пожалуй, каждый студент. Этим вопросом стоит задаться, не когда вы уже сели за ноутбук или компьютер и напечатали на титульном листе «Дипломная работа». Успех написания диплома зависит и от стадии подготовки.
Научный руководитель — не только преподаватель, который помогает вам и указывает на какие-либо ошибки или недочеты в работе. Прежде всего он — человек со схожими интересами в науке.Очень важно отнестись к выбору научного руководителя внимательно и серьезно, ведь от этого будет зависеть ваша дальнейшая продуктивность.
Все же перед выбором научного руководителя для начала определитесь со своими предпочтениями. Выпишите на лист возможные темы для изучения и подумайте, в какой мере какую тему вы готовы изучить и насколько она актуальна и востребована.
Обычно университет предоставляет список потенциальных научных руководителей, их контакты и сферу интересов. Даже если в вашем вузе такого не было сделано, не поленитесь и изучите преподавателей с вашего факультета. Например, вы обучаетесь на факультете филологии и хотите развивать тему о литературном феномене диалога в произведениях разных эпох. Круг преподавателей, которых стоит рассмотреть, уже сужается, ведь вам нет смысла брать руководителя с кафедры русского языка.
Если вы толком не понимаете, чего хотите от диплома, тогда советуем отталкиваться от личности преподавателей. За три-четыре года обучения в вузе о многих преподавателях составлено ваше мнение. Выбирайте того, с кем было комфортно работать на парах, кто был отзывчив. У каждого студента будут свои главные критерии в выборе преподавателя. К примеру, кто-то много работает и не готов отчитываться перед научным руководителем каждую неделю. Тогда этот кто-то ищет себе преподавателя с похожим графиком и отношением к диплому. А кто-то, напротив, не может без постоянного контроля и «пинков», поэтому тоже выбирает руководителя под стать своим требованиям.
Можно оттолкнуться и от практической деятельности научного руководителя, ведь он может занимать должность в какой-либо компании. Тогда он может стать и вашим потенциальным работодателем. Все зависит от того, как вы себя проявите.
Иногда бывает и такое, что вуз или преподаватель ограничивает студентов в выборе тем и выдает уже готовый список. В таком решении тоже есть свои плюсы. Во-первых, темы подобраны в соответствии с критериями актуальности и новизны. Во-вторых, вы сразу сможете понять, какую из тем вы осилите.Для тех, кому предоставлена воля формулировать тему самому, советуем следующее:
СОВЕТ: Вы можете продолжить изучать тему, которую развивали на предыдущих курсах в формате курсовой работы. Это облегчит написание работы, ведь уже имеющийся материал нужно будет лишь внести в текст диплома. Не забудьте сообщить прежнему научному руководителю, что вы собираетесь продолжить с ним сотрудничество.
После утверждения темы советуем поработать над планом дипломной. План поможет рассчитать силы и время, которое вам придется потратить на написание частей диплома, а также будет неким путеводителем всей работы.
Во-первых, определите четкие рамки, как и когда вам сдавать диплом. Например, вы можете первый семестр последнего курса работать над поиском и систематизацией теоретической информации, а второй посвятить практической части. Тогда на преддипломной практике вам останутся мелкие доработки, оформление и подготовка к защите.
Во-вторых, подумайте над количеством глав, разделов и объемом эмпирической базы.
Эмпирическая база — фундамент исследования. Это весь добытый материал, на котором оно строится. Эмпирическая база может быть слишком большая для дипломного исследования, тогда стоит очертить ее границы, сделать выборку и пр.Конечно, план — это всего лишь набросок. Но он поможет понять вам и вашему научному руководителю, что вы двигаетесь в верном направлении. В процессе работы над дипломом какие-то его части могут меняться — это нормально.
Конечно, дипломы разных специальностей будут различаться. Есть более теотеризированные, есть прикладные работы. От этого зависит соотношение элементов диплома. Например, если ваш диплом носит прикладной характер, то и практической части в нем будет гораздо больше теоретических тезисов. Однако структура у всех дипломов примерно одинаковая.
СОВЕТ Перед написанием текста дипломной лучше обратиться к научному руководителю или секретарю кафедры за методическими рекомендациями. Тогда вы точно будете знать, какие требования предъявляются именно в вашем вузе. Они могут немного разниться с общими положениями ГОСТ.
Вот основные элементы диплома. Напоминаем, что структура может так или иначе варьироваться.
Вы, наверное, слышали и не раз, что титульный лист любой работы называют ее «лицом»? Это действительно так. Грамотный титульный лист не только создает ощущение аккуратности, но и также систематичности. Вот какие данные могут содержаться в титульном листе:
Аннотацию отчасти можно назвать кратким содержанием работы. Это несколько предложений о том, чему посвящена работа, какие вопросы в ней рассматриваются. Аннотация, в первую очередь, облегчает поиск. Читающему не обязательно пролистывать саму работу, ведь уже из аннотации он может понять, полезна ли она ему или нет.
Также аннотация может содержать данные об авторе, объеме работы и др.
Вместе с аннотацией всегда идут ключевые слова.
Оформляться аннотация может по-разному, например:
Аннотация |
Данная работа посвящена рассмотрению проблемных вопросов обучения литературе подростков и разработке проектов уроков для 6 класса, ставящих целью решить обозначенные вопросы, адаптировать предыдущий педагогический опыт к современной образовательной ситуации. В основе предлагаемых уроков лежит анализ жанровой поэтики рассказа и литературной сказки, как одних из частотных по изучению жанров прозы. Также в работе представлены методические рекомендации для учителей. |
Ключевые слова | Жанр, малая проза, рассказ, литературная сказка, анализ жанровой поэтики, культурный возраст читателя, наивный реализм. |
В аннотации не нужно расплываться мыслью по древу. Жанр аннотации требует ясный, лаконичный текст без сложных речевых конструкций и оборотов.
Советуем обратиться к оформлению оглавления в самом конце работы, поскольку эта часть достаточно формальна. Вам останется лишь выделить нужные заголовки, и они автоматически внесутся в список.
Введение — одна из главных частей работы. Тонкостей при написании правильного введения дипломной существует много. Введение характеризует работу, отображает ваши цели и задачи, описывает исследовательскую базу.
СОВЕТ Над введением особенно стоит постараться. На защите диплома у членов комиссии физически не будет возможности за 7-10 минут прочитать всю вашу работу, разобраться в ней. Поэтому они обратят внимание на введение, где прописаны основные тезисы. Написанию введения у нас посвящена целая статья, где мы раскрываем все секреты.
Некоторые основные элементы, которые могут быть включены во введение:
Как правило, порядок этих частей введения нестрогий. Единственный принцип, от которого зависит связность и стройность текста — соблюдение логики мыслей.
Основная часть в дипломе может состоять из двух, трех, четырех глав. Но всегда это будут теоретические и практические главы.
Теоретическая глава подразумевает изложение научных теорий, истории, концепций, взглядов, описание чего-либо на основе нужной вам литературы.
Практическая глава уже содержит ваше собственное исследование, разработку, эксперимент или анализ. В общем, на практике вы применяете полученную теорию. Именно практическая глава показывает ваш вклад в научной деятельности.
Заключение также очень важно. Если научный руководитель хорошо знаком с вашим дипломом и знает его содержание, то члены комиссии — нет. После того, как они познакомятся с введением, члены комиссии обратятся к заключению, чтобы посмотреть, достигнута ли цель и какие результаты вы получили.Чтобы в заключении вы сказали все и ничего не упустили, советуем описать сначала теоретические результаты, а потом практический вклад. Если в конце вы укажите перспективу, это придаст значительный вес вашему исследованию и покажет, что работа действительно серьезная и ее можно развивать дальше.
СОВЕТ Вам очень помогут выводы, которые вы делали в конце каждого параграфа или главы. Тогда не придется перечитывать заново весь текст дипломной работы.
Список используемой литературы отражает все те источники, которые были задействованы в исследовании. Не путайте с библиографическим списком, который включает вообще все возможные источники, хоть как-то относящиеся к вашей теме.
Последнее время одним из требований работы стали иностранные источники. Узнайте об их надобности и количестве на кафедре.
Приложение не идет в общий объем работы. Поэтому вы можете размещать там ваши графики, схемы, таблицы и пр.
Приложение не является обязательной частью. Если вы все-таки используете приложения, то обязаны сделать на них ссылку в тексте работы (см. Приложение 1).
Некоторые требования к приложению:
Помимо самого диплома вам придется сдать и другие документы: отчет о прохождении преддипломной практики, рабочий график, лист с оценкой, отзыв научного руководителя. Все это относится к этапу преддипломной практики. О том, что из себя представляют эти документы читайте тут.
К самому диплому прилагаются метаданные. Это краткая сводка главных пунктов, которые нужно знать о вашем дипломе (автор, тема, вуз и пр.). Кстати, именно в метаданные может входить аннотация.
Метаданные нужны для облегченного поиска работы по каким-либо большим поисковым системам. Выглядеть метаданные могут так:
Название ВКР | |
Аннотация | |
Ключевые слова | |
Автор(ы) | |
Кафедра | |
Объем "Антиплагиат.ВУЗ" | |
Уровень образования | |
Направление подготовки | |
Направленность (профиль) подготовки | |
Год |
Существует еще и рецензия. Она пишется под впечатлением от вашей работы другим преподавателем или человеком, относящимся к вашей деятельности.
Каждый преподаватель имеет огромный опыт в сотрудничестве со студентами и подготовке их к защите диплома. Поэтому у каждого из них за годы обучения накопился опыт и свой взгляд, как начать диплом.
Такой подход удобен тем, что уже в самом начале вы хоть и примерно, но уже знаете цель работы, задачи, объект, предмет и другие элементы введения. Все они в целом определяют направление исследования. Поэтому очень разумно начать писать диплом именно с введения. Конечно, в ходе работы оно будет корректироваться. Тем не менее, у вас в голове будет система, а не хаос.
Если вы начнете писать дипломное исследование с составления списка литературы, вы будете знать, на какие источники вам следует опереться, а какие источники вам не подходят. Это также определит во многом направление вашего диплома.
Наверное, самый часто практикующийся метод — написание диплома с теоретических или практических глав. Введение в таком случае составляется в конце и как бы «подгоняется» под общий текст работы. Таким методом можно пользоваться, если вы имеете достаточный научный багаж, опыт в написании научных текстов. Все же студентов это может сбить и увести не в то русло. Получится, что тема и наполнение диплома в итоге разнятся, а это может повлиять на оценку работы.
В наших статьях мы всегда советуем обратиться за правилами оформления к вузовским методичкам. Причем нужна методичка именно вашей кафедры или факультета. Бывает такое, что в стенах одного вуза от факультета к факультету требования разнятся. Мы перечислим основные, которые чаще всего совпадают:
Все разделы и главы начинаются с новой страницы, а их наименование пишется строчными буквами по центру
Все наши рекомендации и советы даны с целью, чтобы вы получили удовольствие от написания диплома, а особых проблем у вас не возникало. Пользуйтесь ими на здоровье. Команда профессионалов Work5 поможет вам с написанием диплома и грамотным оформлением документов (отчет по практике, презентации и пр.).
Разве возможно , что студента отчислят перед самой защитой диплома? Конечно, в большинстве случаев это всего лишь страшилки от старшекурсников. Мы расскажем, каких ситуаций действительно стоит избегать, чтобы не поплатиться собственным дипломом.
У выпускного курса часто ходят шутки про провальную защиту диплома. Юмор помогает сгладить напряженную обстановку, ведь всем понятно, как ни крути, что защита наводит волнение.
Любой вуз заинтересован в том, чтобы выдать дипломы квалифицированным специалистам. Это влияет на многие показатели самого вуза. Кроме педагогической миссии, стремление выпустить новые кадры с дипломами заключается в рейтинге вуза, в его финансировании (если он государственный) и пр.
Большинство страхов студентов не оправданы, но это совсем не значит, что можно расслабляться. Все-таки бывают случаи, когда защита становится действительно провальной. Что делать в таких случаях? Отвечаем ниже.
Кстати, у нас есть телеграм-канал, где вы можете прочитать другую полезную информацию о студенчестве.
А причин может быть много. Все они, конечно, индивидуальные, и мы не можем предугадать любой расклад событий. Но мы расскажем вам, что точно не порадует вас или ваших преподавателей.
Мы рассказали вам о том, что может возникнуть на защите или из-за чего ее можно не сдать, чтобы вы понимали всю серьезность ситуаций и то, как действовать в том или ином случае. Также у нас для вас есть несколько советов для успешной защиты диплома. Про то, как важно сохранять хорошие отношения с научным руководителем и вообще заниматься исследованием на интересную вам тему, мы много раз писали в своих статьях. Но есть также секреты, которые помогут вам непосредственно во время защиты.
Очень часто на защиту разрешается брать листы с вашей речью, чтобы подглядеть в волнительный момент. Но ведь никто не запрещает вам использовать их еще и как шпаргалки. Защита диплома — это не тест, и заранее верных ответов вы не найдете. Но подготовиться можно. Выпишите на лист какие-то важные для вас подсказки (определения, имена ученых, даты и пр.). Такая шпаргалка послужит вам дополнительной подушкой безопасности.
Бывает такое, что вы растерялись и не услышали вопрос, а иногда вовсе не знаете ответ. Каждый ваш шаг в момент защиты может сказаться на оценке, поэтому не спешите так рано сдаваться. Переспросите вопрос или попросите минуту на раздумья. Если вам задают вопрос, который не входил в область исследования, то так и скажите. Можете указать, что на данный момент вы не рассмотрели этот аспект, но он достаточно привлекательный, и его можно будет развивать в дальнейшей работе.
Все-таки комиссия в момент защиты оценивает не столько ваш диплом, сколько достойную его защиту. Умение держаться на публике и ораторские способности очень вам пригодятся. Комиссия — не злые волки, готовы вас растерзать. Наоборот, людям всегда приятно наблюдать хорошее выступление. Будьте вежливы, проявляете интерес к публике, старайтесь дать точные ответы на вопросы.
Вам повезет, если ваша очередь защищаться далеко не первая. Понаблюдайте, какие вопросы чаще всего задает комиссия, на что она обращает внимание. У вас будет время подготовиться к подобному.
Ну и, конечно, очень важен внешний вид. Не забывайте об этом. Приметы по типу «не мыть голову перед экзаменом» только негативно могут сказаться на вашем образе. Даже если на улице жарко, постарайтесь выдержать деловой стиль. Натуральные тонкие ткани в одежде помогут вам чувствовать себя свежо и комфортно.
Мы поможем вам защитить диплом на «отлично». Уделите время подготовке выступления, пока наши авторы делают работу за вас.
Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.
Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.
Правила оформления дипломной работы определяются документом ГОСТ 7.32 — 2001. Этот стандарт закрепляет требования к научно-исследовательским проектам, в том числе выпускным квалификационным работам.
В соответствии с ГОСТом во введении нужно описать:
Также важно соблюдать требования из методических указаний вашего вуза. Как правило, методички для технических и гуманитарных специальностей содержательно не отличаются. Если коротко: вы должны емко рассказать об исследовании, обосновать актуальность, обозначить цели и задачи. Отличие пособий только в том, насколько подробно их составители раскрывают суть понятий. Например, в пособии МГТУ им. Баумана собран базовый список элементов введения. Методичка факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, напротив — подробно раскрывает все пункты этой части диплома.
В методичках обычно следующие требования:
Введение должно быть кратким или подробным?
По стандартам и требованиям учебных пособий, введение должно занимать 10-20% текста дипломной работы. Это примерно 3-7 листов шрифтом Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.
Хотя структура введения может варьироваться в зависимости от направления исследования, изучив требования, мы видим, что есть пункты, которые нужно обязательно отразить.
Вот 10 пунктов, на которых будет строиться ваше введение:
Это скорее обязательный, чем достаточный, перечень. Уточнить детальное содержание введения вы можете на кафедре или у научного руководителя. Некоторые преподаватели дают образец, который помогает составить введение по требованиям вуза.
Актуальность исследования показывает читателю, для чего создавался проект. Почему тема заслуживает внимания и изучения. Описать актуальность можно ответом на вопрос: «для чего нужно анализировать эту тему?».
Например, тема дипломной работы
«Рецепция произведений В.П. Некрасова в советской журналистике 1946 – 1964 гг.»
Тогда объяснить важность исследования можно так:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что исследование и анализ критической рецепции произведений Некрасова в советской журналистике даёт возможность ликвидировать ряд пробелов в истории отечественной журналистики и литературы.
Цель, как правило, имеет прикладной или исследовательский характер. В цели вы объясняете, каким путем собираетесь раскрыть тему.
Например, тема дипломной работы:
«Государственное регулирование инвестиционных процессов в транзитивной экономике»
Цель работы можно сформулировать так:
«Цель дипломного проекта состоит в исследовании процесса государственного регулирования инвестиционных процессов, протекающих на настоящее время в Российской Федерации».
Если бы для ВКР, например, по техническому направлению, мы разрабатывали ПО, то цель была бы обусловлена назначением этой разработки:
«Цель дипломного проекта заключается в автоматизации ведения учета расходов предприятия с помощью разработанного для этих целей программного обеспечения».
Таким образом, цель диплома:
Важно: цель всегда только одна. Цель считается выполненной, если выполнены все подпункты — задачи работы.
Задачи помогают достичь цели. Как правило, задача соответствует разделу основной части исследования. Если у вас 3 раздела, значит и задач будет 3. Формулировки задач и названий разделов перекликаются, а часто и повторяются с минимальными изменениями.
Главы дипломной работы называются:
Глава 1. Рецепция повести «В окопах Сталинграда» в советской журналистике 1946-1964 гг.
Глава 2. Рецепция повести «В родном городе» в советской журналистике 1954-1964 гг.
Глава 3. Рецепция повести «Кира Георгиевна» и очерка «По обе стороны океана» В. П. Некрасова в советской журналистике 1961-1964 гг.
Соответственно, задачи исследования:
Объект — то, что вы исследуете в дипломной работе. Это своеобразные границы области изучения. Определение объекта вызывает сложности.
Запомните два главных правила:
- объект шире, чем предмет;
- объект отвечает на вопрос «что я исследую?».
Предмет исследования представляет собой характеристику объекта. Это могут быть свойства, функции или элементы внутри объекта. Если объект очерчивает границы, предмет определяет направление, по которому вы двигаетесь в своем исследовании.
Чтобы без труда выделить объект и предмет исследования, прочитайте нашу статью.
Степень научной разработки темы описывает, насколько широко тема диплома изучалась до вас: учеными, исследователями, студентами. Здесь расскажите, написаны ли другие научные работы по вашей теме, какие стороны в них затронуты, а какие аспекты проблемы не изучены.
Ниже фрагмент введения, в котором упоминается одна из диссертаций, написанных до этого исследования.
В.С. Корнев, «Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова», Москва, 2003 г. Корнев в своей работе исследует именно жанровые особенности творчества Некрасова на примере повестей, рассказов и очерков. Автором была проделана большая работа в исследовании творчества и художественной ценности произведений Некрасова, но он не обращался к оценке произведений писателя с точки зрения идеологии и соответствия политическим реалиям.
Источники, которые вы использовали в работе, помогают комиссии понять, как глубоко вы изучили проблему и насколько разбираетесь в теме дипломного проекта. Когда вы составите библиографию, распределите источники на несколько категорий.
Для гуманитарных дисциплин это могут быть группы:
анализируемый первоисточник;
критика;
мемуары;
официальные документы и др.
Для технических дисциплин:
Научная новизна показывает ваш вклад в изучение темы дипломного проекта. Определите, что есть в вашей работе, чего не было у предшествующих исследователей. Это может быть взгляд на проблему под другим углом, новаторские методы исследования или авторский подход к изучению проблемы.
Практическая значимость дипломного проекта раскрывается в главных результатах, которых вы достигли в результате исследования. Например, в каких областях применяется разработанная программа или какие задачи решает метод анализа, который вы придумали и описали в проекте.
Структура проекта помогает читателю быстро узнать, из каких частей состоит дипломная работа, ознакомиться с последовательностью раскрытия темы и составить представление о вашем труде. Обязательно укажите, что структура исследования обусловлена постановкой цели и задач.
Вот пример диплома по истории отечественной журналистики:
Здесь описание практической значимости опустили нарочно, т.к. работы по гуманитарным дисциплинам редко носят прикладной характер. Поэтому иногда этот пункт введения опускают по согласованию с научным руководителем.
По каждому из пунктов достаточно написать 2–3 предложения. Тщательно продумывайте формулировки, чтобы введение выглядело логичным и лаконичным, а также помогало понять значимость исследования.
Когда вы определили структуру работы и поняли требования вашего вуза и научного руководителя, можно приступать к написанию введения.
Эта часть дипломного проекта должна быть выдержана в стилистике всей работы. Пишите научным стилем, используйте необходимые термины и раскрывайте их. Методички ведущих вузов рекомендуют пояснять сложную терминологию, которая используется в дипломной работе, именно во введении.
Используйте сноски и ссылки, где это необходимо. Например, в описании источников вам потребуется пояснить, о каких книгах, журналах или документах идет речь. Оформляйте сноски в стандартном формате, используя сокращение «см. напр.:»
См. напр.: Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн.; Речь Хрущёва Н.С. на Пленуме ЦК КПСС 21.06.1963 // Правда. 1963, 29 июн.
Вы можете столкнуться с проблемой при определении объекта и предмета исследования. Если научный руководитель не дал рекомендаций, помните, что объект — широкое понятие, а предмет — его характеристика. Если вы исследуете организацию, ее устройство будет объектом, а какая-либо характеристика (экономика, персонал, бухгалтерия) — предметом.
Запомните главные правила сильного введения:
Иногда написать диплом самостоятельно довольно трудно, особенно, если вы на последних курсах вуза уже начали строить карьеру. Доверьте написание диплома нашим профессиональным авторам, и вам не придется изучать ГОСТы, ловить преподавателя и тратить свое время.<