12.05.2020
#Дипломные работы
6171

Гид по сноскам в дипломном проекте: где разместить и как оформить

Преподаватели на защите диплома не будут читать весь ваш проект, зато обязательно обратят внимание на грамотность оформления и наличие сносок в тексте. Поэтому научный руководитель будет мучить вас ГОСТами, и бессонные ночи вы проведете не над исследованием, а над исправлением сносок. Чтобы облегчить вам задачу, мы изучили и перевели на понятный язык требования стандартов и методичек.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Где закреплены стандарты оформления сносок
  2. Как оформить сноски в дипломе
  3. Лайфхаки, которые помогут оформить сноски быстро

Где закреплены стандарты оформления сносок

Оформление дипломных работ строго регламентировано государственными стандартами. Большинство вузов ссылаются на эти нормативы, но некоторые кафедры создают собственные правила. Если в методичке не указано, как правильно оформить сноски, пользуйтесь ГОСТами.

Стандарты оформления сносок

Общие требования к дипломным проектам зафиксированы в ГОСТ 7.32-2017. Это международный стандарт, который определяет структуру, содержание и оформление всех научно-исследовательских работ. В этом же нормативе указаны другие стандарты, которыми можно пользоваться при написании диплома и прочих студенческих работ.

По стандарту ГОСТ 7.32-2017 сноска — это тип примечания, которое помогает разобраться в тексте и отсылает читателя к источнику данных. 

Разница между сноской и ссылкой

Сноска и ссылка отсылают к источнику цитаты или подробной информации о фрагменте исследования. Разница в том, что сноска всегда ставится в конце страницы и отделена горизонтальной чертой, а ссылка помещается в тексте и выделяется скобками.

В ГОСТ 7.32-2017 указаны общие правила оформления сносок:

  • сноска обозначается арабской цифрой или значком звездочка;
  • цифру или звездочку ставят непосредственно после слова или символа, требующего пояснений;
  • сноски отделяются от основного текста горизонтальной чертой;
  • стандартный отступ от текста — один абзацный отступ.

Составители вузовских методичек берут за основу ГОСТ и добавляют собственные рекомендации. Из рекомендаций кафедры вы узнаете, какие сноски можно использовать в проекте и где их размещать.

Методисты вузов рекомендуют:

  • использовать подстрочные или внутритекстовые ссылки;
  • прописывать ссылки на электронные ресурсы так, чтобы они были активными;
  • использовать шрифт Times New Roman, 10 кегльсоблюдать требования ГОСТ Р 7.0.5 – 2008.

В стандарте ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 указаны правила оформления всех типов ссылок, которые когда-либо использовались в научных работах. Здесь, в отличие от ГОСТ 7.32 – 2017, указаны не общие требования, а четкие стандарты оформления библиографических ссылок в тексте научной работы.

подстрочная библиографическая ссылка

Из этого документа вы узнаете:

  • какие бывают ссылки;
  • как располагать ссылки в тексте;
  • где искать дополнительные стандарты оформления.

Если вам не хочется самостоятельно изучать ГОСТЫ и методички, в следующем разделе мы расскажем, какие бывают сноски и как их оформить по нормативам.

Как оформить сноски в дипломе

Повторимся: если в методических рекомендациях вашего вуза не обозначено, как располагать примечания, руководствуйтесь государственным стандартом. Если к вашей дипломной работе возникнут претензии по оформлению, вы сможете сослаться на авторитетный источник.

ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 предлагает три варианта расположения примечаний:

  • внутритекстовые ссылки;
  • подстрочные сноски;
  • затекстовые сноски.

Внутритекстовые ссылки располагайте сразу за данными, которые нужно пояснить. Заключайте их в круглые скобки и пишите тем же шрифтом, что и основной текст.

А. Смит утверждал: «то, что сберегается, - инвестируется и поэтому не потребляется, что результатом инвестиций является выплата дохода, который в свою очередь расходуется на потребление» (Экономическая теория (политэкономия): Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Изд-во РЭА, 2000. – стр. 107).

Подстрочные сноски обозначьте в тексте цифрой или звездочкой и поместите пояснение внизу страницы. Текст сноски печатают тем же шрифтом, что и основной, но меньшего размера, если в методических рекомендациях не указано иное.

подстрочная сноска

Затекстовые сноски не рекомендуют использовать в дипломных работах. Если вам придется их оформлять, поставьте после нужного абзаца квадратные скобки, и в них укажите номер источника в библиографии и страницу:

[45, с. 342].

Если в тексте вы ссылаетесь на дополнительные материалы к проекту или рисунки, напишите так:

В соответствии с рисунком №, таблицей…

См. рис. 1…

См. табл. 7

См. прил. 9

В сносках указывают информацию из разных источников. Чаще всего все они представлены в библиографии к дипломному проекту. В ГОСТах и методичках можно найти примеры оформления практически всех видов источников, которые используются в научных работах:

Примеры:

Тип источника Пример

Газета

Штут С. С веком наравне / С. Штут // Литературная газета. – 1955. - 7 июня
Журнал Щеглов М. Верность деталей //  Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М. – 1958. - С. 72-73. // Впервые: Новый мир. – 1957. - №1
Произведение Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 396
Сборник Кузнецов М., Русская советская литература 1954 года. // Русская советская литература 1954-1955 гг. Материалы научных сессий Института мировой литературы им. А. М. Горького. - М. – 1956. - С. 24-30
Автореферат диссертации Ялышко В.Г. Творчество В. П. Некрасова и пути развития военной прозы. // В.Г. Ялышко. -  Москва. - 1995
Книги 1-3 авторов Кондырев В.Л. Всё на свете, кроме шила и гвоздя: воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове, Киев – Париж, 1972-1987 гг. М., 2011. С. 267
Книги авторских коллективов Русские советские писатели-прозаики: биобиблиогр. указ.: в 7 т. // сост. В.М. Акимов, Д.А. Берман и др. Л.: Государственная публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1959-1972. Т. 2. Задорнов-Ляшко. 1964. 875 с. С. 164
Нормативные документы Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн.
Электронные ресурсы Матвеев П. Виктор Некрасов и КГБ. // П. Матвеев. - Портал Colta.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.colta.ru/articles/literature/4592

 

При оформлении сносок и ссылок часто используют сокращения. Найти правильный формат сокращений можно в стандарте ГОСТ Р 7.0.12-2011. Стандарты и методички также рекомендуют использовать краткое описание источника в сносках и библиографическом списке.

Полное название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; в ролях: Дж. Глэд, В. Некрасов, 1981 // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169 (Дата обращения: 20.09.2014)

Краткое название: Беседа Джона Глэда с Виктором Некрасовым [Видеозапись]; // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170111169

Чтобы правильно оформить сноски в тексте:

  • изучите требования вашей кафедры и преподавателя;
  • ориентируйтесь на примеры;
  • оформляйте все пояснения в едином стиле;
  • сверяйте сокращения слов с нормативами.

Внутритекстовые и подстрочные сноски разделяют также на первичные и повторные. Кроме этого, выделяют правила оформления комплексных ссылок (на несколько работ одного автора) и электронные ресурсы. Эти типы сносок вызывают определенные сложности при оформлении.

Эти примеры помогут вам оформить сноски грамотно:

Тип сноски Внутритекстовая Подстрочная
Первичная Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов – это совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования (Финансы и инвестиции. Толковый словарь. М.: Джон Уайл энд Сайз. 1995). [1] Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во РГТЭУ, 2003 – стр. 117
Повторная
Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством (Балихина Н.В. Государственное регулирование инвестиций: учеб. пособие. С. 123)
[1] Некрасов В.П. Через сорок лет… (Нечто вроде послесловия) // Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 2013. С. 3962Там же. С. 394
Комплексная В течение восьми лет после первого издания повести «В окопах Сталинграда» Некрасов не писал большой прозы. Были опубликованы лишь несколько его рассказов и газетных статей (Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв.) 6 Некрасов В.П. Рядовой Лютиков // Красная звезда. 1948, 29 июн.; Он же. Солдаты // Комсомольская правда. 1947, 9 мая; Он же. В Берлине // Литературная газета. 1948, 7 авг.; Он же. Мысли о выставке. (О Всесоюзной художественной выставке 1947 г.) // Труд. 1948, 3 янв.
На электронный ресурс В 1964 году была образована ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, направленная на ускорение торгового и экономического развития, в особенности развивающихся стран (Конференция ООН по торговле и развитию: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/ga/unctad) 6 Пётр Тодоровский о Викторе Некрасове [Видеозапись]; в ролях: П. Тодоровский  // [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/video14149447_170308893 (Дата обращения: 20.09.2014)

Сноски помогают преподавателю и комиссии оценить качество и объем ресурсов, к которым вы обращались во время исследования. Используйте пояснения уместно и в достаточном количестве, это покажет ваши компетенции и навыки работы с информацией.

лайфхаки в оформлении сносок

Лайфхаки, которые помогут оформить сноски быстро

Вы уже знаете правила и нормативы оформления сносок, изучили требования своего вуза и готовы приступать к написанию дипломного проекта. Запомните простые советы, которые помогут быстро и без труда справиться с задачей:

  • Заранее посмотрите, где ставятся сноски в вашем редакторе и запомните «горячие клавиши».
  • По ходу написания сразу отмечайте места в тексте, которые требуют пояснений. Вы можете ставить цифру сноски и коротко описывать источник или придумать собственное сокращение.
  • Для книги сразу указывайте страницы, для электронного ресурса — ссылку и дату обращения.
  • Прежде чем писать сноски, составьте список библиографических источников. Тогда при оформлении ссылок нужно будет просто копировать и вставлять нужные данные.
  • Сверяйтесь с ГОСТами и методичками, если забыли правила сокращения или формат сноски.
  • Попросите у научного руководителя образцы сносок из дипломов с вашей кафедры, которые были защищены на «отлично».

Если вы печатаете диплом в Microsoft World и ставите подстрочные сноски, найдите вкладку «Ссылки», установите курсор в конце нужного предложения и нажмите кнопку «Вставить ссылку». Чтобы не переключать вкладки и ускорить работу, используйте комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F.

сноски в microsoft word

Если пользуетесь Google Docs, установите курсор в нужном месте, откройте выпадающее меню «Вставка» и нажмите кнопку «Сноска». 

Не путайте с кнопкой «Ссылка», которая позволяет добавить в документ ссылку на сайт.

В Google Docs также можно использовать комбинацию клавиш Cntrl+Alt+F, чтобы быстро добавить подстрочную сноску в текст и не тратить время на поиски в меню.

сноски в google docs

Чтобы оформить сноски самостоятельно, достаточно изучить технические требования к дипломным работам, пользоваться примерами и запомнить комбинации клавиш для быстрого добавления.

Если вы не готовы разбираться в стандартах, изучать методички и корпеть над правильным оформлением сносок ради хорошей оценки, закажите диплом у одного из наших авторов. У нас выпускные работы пишут только профессионалы, которые не только напишут, но и оформят диплом на «отлично».

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту
12.05.2020
#Дипломные работы
6171

Введение к дипломной работе: все, что вам нужно знать, чтобы выгодно представить свой проект

Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Изучаем все требования
  2. Составляем структуру 
  3. Наполняем содержанием

Рецензенты дипломного проекта и комиссия на защите обычно знакомятся только с введением и заключением исследования. Сильное введение выгодно представит всю работу, а также покажет ваши знания и навыки. Мы изучили рекомендации ведущих вузов и собрали все лайфхаки в одной статье, чтобы вы написали идеальное введение к своему диплому.

Изучаем все требования

Правила оформления дипломной работы определяются документом ГОСТ 7.32 — 2001. Этот стандарт закрепляет требования к научно-исследовательским проектам, в том числе выпускным квалификационным работам.

требования к дипломной работе

В соответствии с ГОСТом во введении нужно описать:

  • какая проблема изучалась в дипломе;
  • что вы взяли за основу для разработки темы;
  • какие взгляды существуют на проблему в научном сообществе;
  • почему ваше исследование актуально;
  • что нового вы предлагаете;
  • какую цель вы поставили;
  • какие задачи решили;
  • на чем базируются ваши выводы;
  • какие работы вы писали ранее.

Также важно соблюдать требования из методических указаний вашего вуза. Как правило, методички для технических и гуманитарных специальностей содержательно не отличаются. Если коротко: вы должны емко рассказать об исследовании, обосновать актуальность, обозначить цели и задачи. Отличие пособий только в том, насколько подробно их составители раскрывают суть понятий. Например, в пособии МГТУ им. Баумана собран базовый список элементов введения. Методичка факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, напротив — подробно раскрывает все пункты этой части диплома.

В методичках обычно следующие требования:

  • научная область, к которой относится исследования;
  • рассматриваемая проблема;
  • теоретическая база, использованная в проекте;
  • цель работы и соответствующие задачи;
  • ваш подход и методы решения проблемы;
  • практическая значимость работы;
  • описание структуры проекта.

Введение должно быть кратким или подробным?

По стандартам и требованиям учебных пособий, введение должно занимать 10-20% текста дипломной работы. Это примерно 3-7 листов шрифтом Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал.

Составляем структуру 

Хотя структура введения может варьироваться в зависимости от направления исследования, изучив требования, мы видим, что есть пункты, которые нужно обязательно отразить.

Вот 10 пунктов, на которых будет строиться ваше введение:

  1. актуальность работы;
  2. цель исследования;
  3. задачи, которые помогают достичь цели;
  4. объект исследования;
  5. предмет исследования;
  6. степень научной разработки;
  7. источники, которые вы использовали;
  8. научная новизна;
  9. практическая значимость исследования;
  10. структура исследовательского проекта.

Это скорее обязательный, чем достаточный, перечень. Уточнить детальное содержание введения вы можете на кафедре или у научного руководителя. Некоторые преподаватели дают образец, который помогает составить введение по требованиям вуза.

Актуальность исследования показывает читателю, для чего создавался проект. Почему тема заслуживает внимания и изучения. Описать актуальность можно ответом на вопрос: «для чего нужно анализировать эту тему?».

Например, тема дипломной работы 

«Рецепция произведений В.П. Некрасова в советской журналистике 1946 – 1964 гг.»

Тогда объяснить важность исследования можно так:

Актуальность данной работы обусловлена тем, что исследование и анализ критической рецепции произведений Некрасова в советской журналистике даёт возможность ликвидировать ряд пробелов в истории отечественной журналистики и литературы.

Цель, как правило, имеет прикладной или исследовательский характер. В цели вы объясняете, каким путем собираетесь раскрыть тему. 

Например, тема дипломной работы:

«Государственное регулирование инвестиционных процессов в транзитивной экономике»

Цель работы можно сформулировать так:

«Цель дипломного проекта состоит в исследовании процесса государственного регулирования инвестиционных процессов, протекающих на настоящее время в Российской Федерации».

Если бы для ВКР, например, по техническому направлению, мы разрабатывали ПО, то цель была бы обусловлена назначением этой разработки:

«Цель дипломного проекта заключается в автоматизации ведения учета расходов предприятия с помощью разработанного для этих целей программного обеспечения».

Таким образом, цель диплома:

  • связана с темой;
  • указывает на результат исследования;
  • перекликается с проблемой, которую вы изучаете.

Важно: цель всегда только одна. Цель считается выполненной, если выполнены все подпункты — задачи работы. 

Задачи помогают достичь цели. Как правило, задача соответствует разделу основной части исследования. Если у вас 3 раздела, значит и задач будет 3. Формулировки задач и названий разделов перекликаются, а часто и повторяются с минимальными изменениями.

Главы дипломной работы называются:

Глава 1. Рецепция повести «В окопах Сталинграда» в советской журналистике 1946-1964   гг.

Глава 2. Рецепция повести «В родном городе» в советской журналистике 1954-1964 гг.

Глава 3. Рецепция повести «Кира Георгиевна» и очерка «По обе стороны океана» В. П. Некрасова в советской журналистике 1961-1964 гг.

Соответственно, задачи исследования:

  1. Описание и анализ критической рецепции повести «В окопах Сталинграда»
  2. Описание и анализ критической рецепции повести «В родном городе»
  3. Описание и анализ критической рецепции повести «Кира Георгиевна» и очерка «По обе стороны океана…»

Объект — то, что вы исследуете в дипломной работе. Это своеобразные границы области изучения. Определение объекта вызывает сложности.

Запомните два главных правила:

  • объект шире, чем предмет;
  • объект отвечает на вопрос «что я исследую?».

Предмет исследования представляет собой характеристику объекта. Это могут быть свойства, функции или элементы внутри объекта. Если объект очерчивает границы, предмет определяет направление, по которому вы двигаетесь в своем исследовании.

Чтобы без труда выделить объект и предмет исследования, прочитайте нашу статью.

Степень научной разработки темы описывает, насколько широко тема диплома изучалась до вас: учеными, исследователями, студентами. Здесь расскажите, написаны ли другие научные работы по вашей теме, какие стороны в них затронуты, а какие аспекты проблемы не изучены.

Ниже фрагмент введения, в котором упоминается одна из диссертаций, написанных до этого исследования.

В.С. Корнев, «Жанровая эволюция прозы  В.П. Некрасова», Москва, 2003 г.  Корнев в своей работе исследует именно жанровые особенности творчества Некрасова на примере повестей, рассказов и очерков. Автором была проделана большая работа в исследовании творчества и художественной ценности произведений Некрасова, но он не обращался к оценке произведений писателя с точки зрения идеологии и соответствия политическим реалиям.

Источники, которые вы использовали в работе, помогают комиссии понять, как глубоко вы изучили проблему и насколько разбираетесь в теме дипломного проекта. Когда вы составите библиографию, распределите источники на несколько категорий. 

Для гуманитарных дисциплин это могут быть группы:

  • анализируемый первоисточник;

  • критика;

  • мемуары;

  • официальные документы и др.

Для технических дисциплин:

  • описание экспериментов;
  • теоретические разработки;
  • ГОСТы, СНИПы и др.

 

Научная новизна показывает ваш вклад в изучение темы дипломного проекта. Определите, что есть в вашей работе, чего не было у предшествующих исследователей. Это может быть взгляд на проблему под другим углом, новаторские методы исследования или авторский подход к изучению проблемы.

Практическая значимость дипломного проекта раскрывается в главных результатах, которых вы достигли в результате исследования. Например, в каких областях применяется разработанная программа или какие задачи решает метод анализа, который вы придумали и описали в проекте.

Структура проекта помогает читателю быстро узнать, из каких частей состоит дипломная работа, ознакомиться с последовательностью раскрытия темы и составить представление о вашем труде. Обязательно укажите, что структура исследования обусловлена постановкой цели и задач.

Вот пример диплома по истории отечественной журналистики: 

пример диплома по истории отечественной журналистики

Здесь описание практической значимости опустили нарочно, т.к. работы по гуманитарным дисциплинам редко носят прикладной характер. Поэтому иногда этот пункт введения опускают по согласованию с научным руководителем.

По каждому из пунктов достаточно написать 2–3 предложения. Тщательно продумывайте формулировки, чтобы введение выглядело логичным и лаконичным, а также помогало понять значимость исследования.

содержание дипломной работы

Наполняем содержанием

Когда вы определили структуру работы и поняли требования вашего вуза и научного руководителя, можно приступать к написанию введения.

Эта часть дипломного проекта должна быть выдержана в стилистике всей работы. Пишите научным стилем, используйте необходимые термины и раскрывайте их. Методички ведущих вузов рекомендуют пояснять сложную терминологию, которая используется в дипломной работе, именно во введении.

Используйте сноски и ссылки, где это необходимо. Например, в описании источников вам потребуется пояснить, о каких книгах, журналах или документах идет речь. Оформляйте сноски в стандартном формате, используя сокращение «см. напр.:»

См. напр.: Постановление Совета министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» // Известия. 1947, 7 июн.; Речь Хрущёва Н.С. на Пленуме ЦК КПСС 21.06.1963 // Правда. 1963, 29 июн.

Вы можете столкнуться с проблемой при определении объекта и предмета исследования. Если научный руководитель не дал рекомендаций, помните, что объект — широкое понятие, а предмет — его характеристика. Если вы исследуете организацию, ее устройство будет объектом, а какая-либо характеристика (экономика, персонал, бухгалтерия) — предметом. 

Запомните главные правила сильного введения:

  • сверяйтесь с ГОСТом и методичкой вашего вуза;
  • запросите рекомендации преподавателя;
  • формулируйте мысли кратко;
  • выделяйте значимые аспекты исследования;
  • выдерживайте общий стиль дипломного проекта.

 

Иногда написать диплом самостоятельно довольно трудно, особенно, если вы на последних курсах вуза уже начали строить карьеру. Доверьте написание диплома нашим профессиональным авторам, и вам не придется изучать ГОСТы, ловить преподавателя и тратить свое время.<

Срочные работы от 24 часов
image

Нужна услуга «диплом»? Мы поможем с работой любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
12.05.2020
#Дипломные работы
6171

Как написать дипломную работу: от выбора темы до защиты перед комиссией

Один из главных этапов жизни каждого студента — написание и защита диплома. Диплом является официальным подтверждением готовности к профессии и приобретенных знаний. Чтобы защита прошла успешно, следует качественно написать дипломную работу. И здесь важно все: от выбора темы и научного руководителя до подготовки к выступлению на защите. Рассказываем вам о каждом шаге подробно.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Выбираем тему
  2. Изучаем требования ГОСТов
  3. Составляем план
  4. Подбираем литературу
  5. Пишем текст
  6. Готовим дополнительные материалы
  7. Перед выступлением

Дипломный проект — ночной кошмар выпускников вузов. Это объемная работа, которая заставляет дергаться глаз и не спать ночами. Но, если грамотно подойти к работе и разбить ее на этапы, вы легко справитесь с исследованием, даже если не писали ничего длиннее конспекта на лекции.

Выбираем тему

Работа над дипломным проектом начинается с выбора темы. Вам предстоит определиться, о чем вы будете писать и что рассказывать государственной аттестационной комиссии.

Когда вы определитесь с преподавателем (самостоятельно или по рекомендации кафедры) уделите достаточно времени обдумыванию темы. Вам предстоит глубоко исследовать материал, а значит, надо сделать так, чтобы работать было увлекательно и не скучно.

7 главных признаков хорошей темы для дипломного проекта: 

Учитывает ваши интересы.

У вас могут быть любимые и ненавистные дисциплины во время учебы. Выбирайте тему так, чтобы она перекликалась с любимым предметом. Если вам с трудом дается дисциплина, хорошую дипломную работу написать не удастся. Напротив, когда вы слушаете лекции с упоением, ищите тему для исследования в том же направлении.

Изучена достаточно, но не полностью.

Когда определитесь с дисциплиной, посоветуйтесь с преподавателем и выберите конкретное направление. Преподаватель, основываясь на своем опыте, подскажет, для какой темы проще найти источники, какую научную область изучают слишком часто. Он также обозначит сферы, для которых будет проблематично найти материалы.

Интересна для аудитории.

Ваша тема должна быть интересна для преподавателей, как для научных сотрудников и исследователей. Если дипломный проект не имеет значения с точки зрения актуальности, ваши шансы на успешную защиту стремительно снижаются. 

Представляет нечто новое для науки. 

В дипломном проекте должна присутствовать научная новизна. Это может быть новое решение, иной взгляд на обычную проблему или рассмотрение актуального вопроса под непривычным углом. В вашей компетенции найти новизну и обосновать ее в исследовании.

Может быть базой для магистерской или кандидатской диссертации. 

Если вы хотите продолжить образование после окончания бакалавриата, сразу думайте о предстоящей научной работе. Выбирайте тему дипломного проекта, которая станет только началом вашего научного пути. Беритесь за область, которая слабо изучена, представляет интерес в среде профессионалов и вызывает споры среди исследователей.

Актуальна для изучения. 

Актуальность дипломной работы – еще более важный признак, чем научная новизна. Направление вашего исследования должно не только раскрывать тему, но и ставить новые вопросы, заставлять дискутировать и выдвигать новые теории. Только не переборщите: слишком спорные темы, которые вызывают только споры и массу негативных оценок, не сыграют вам на руку при защите.

Уникальна и ранее не рассматривалась в данном контексте. 

Естественно, за столетия существования высшего образования и научных исследований, большинство тем уже не раз изучались как студентами, так и опытными учеными. Вам нужно так сформулировать тему, чтобы она звучала по-новому. Вместе с темой задумайтесь и о цели исследования — это поможет двигаться в верном направлении. Когда вы определились с темой, еще раз обсудите ее с преподавателем. Обязательно уточните, сможете ли вы найти достаточно источников, а также где их искать. Сразу определитесь, готовы ли вы сидеть в библиотеке, изучая газеты прошлого века. Тема закрепляется в документах кафедры, поэтому поменять ее в дальнейшем может быть довольно проблематично.

Здесь рассмотрели выбор темы более подробно

Изучаем требования ГОСТов

После утверждения темы изучите требования ГОСТов и рекомендации вуза. В ГОСТах, то есть государственных нормативах, закреплены общие положения. Учебные заведения ориентируются на них, но часто добавляют собственные рекомендации.

Чтобы разобраться в нормативной базе, запомните основные ГОСТы, которые содержать требования к оформлению и содержанию дипломного проекта:

  • ГОСТ 7.32-2017 — общие требования к оформлению научно-исследовательских отчетов, к которым относится и выпускная квалификационная работа;
  • ГОСТ Р 2.105-2019 — общие требования к текстовым документам;
  • ГОСТ Р 7.05-2008 — требования к оформлению библиографических ссылок, которые вам обязательно придется использовать в исследовании;
  • ГОСТ 7.1-2003  — правила составления библиографических описаний;
  • ГОСТ Р 7.0.11-2011 — правила оформления диссертаций;
  • ГОСТ 7.80-2000 — правила оформления заголовков, которые распространяются и на составление использованных источников. 

Общие правила, которые закреплены в ГОСТах:

Шрифт основного текста
Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал
Шрифт примечаний и сносок Times New Roman или похожий, 10-12 кегль, 1 интервал
Размеры полей Верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм
Объем текста От 50 до 150 печатных страниц
Уникальность текста по программе Антиплагиат Не ниже 70%, иначе вас не допустят к защите
Заголовки В одном стиле, выделены более крупным шрифтом
Новый раздел Каждый новый раздел начинается с новой страницы
Абзац Отступ – 15 мм, легко поставить нажатием кнопки Tab

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки дипломной работы вы найдете в методических указаниях вуза. Найти методички можно на кафедре, у преподавателя, в библиотеке или на сайте.

Для ориентира запомните ключевые параметры, которые учитываются для оценки «отлично»:

  • тема раскрыта полностью;
  • источники глубоко проанализированы;
  • информация обобщена и систематизирована;
  • выводы сделаны лаконично и логично;
  • нет ошибок, неточностей или непроверенных данных;
  • работа оформлена в соответствии со государственными и вузовскими стандартами.

Ваше выступление перед комиссией тоже повлияет на оценку. Вы должны показать, что свободно ориентируетесь в теме, можете уверенно ответить на любые вопросы преподавателя и обосновать выводы. Если в работе есть слабые места, вам потребуется ответить на замечания комиссии так, чтобы она была уверена, что пробелы в ваших знаниях незначительны и легко исправляются дальнейшими научными изысканиями.

Составляем план

Хорошо составленный план — половина успеха вашей выпускной работы. Тщательно готовьтесь и продумывайте структуру. Тогда следующие этапы работы окажутся значительно проще.

составляем план дипломной работы

В соответствии с ГОСТом в дипломе должны быть:

  • титульный лист;
  • реферат;
  • оглавление;
  • определения;
  • расшифровка сокращений;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • библиография;
  • приложение.

На этом этапе сконцентрируйтесь на основной части. При подготовке плана вам нужно сделать две вещи: составить структуру и написать тезисы. Тезисы — это все, что вам известно по теме: источники, факты, ваши размышления. Вы можете задавать себе вопросы по теме — и ответы станут пунктами плана.

Вам также поможет техника «mind mapping» — ментальная карта. Возьмите лист А4 или воспользуйтесь специальной программой. В центре напишите тему диплома, а вокруг — все, что вам известно об этой области. После того, как вы набросали тезисы, разбейте их на кластеры. Так вы увидите взаимосвязи и общие группы вопросов. На основании этих данных можно составлять первый вариант плана и показывать его преподавателю.

Пример ментальной карты

Не стесняйтесь просить помощи у научного руководителя. Он поможет выбрать направление исследования и определиться с целью ваших изысканий. Если вы взяли тему, которая близка преподавателю, он с удовольствием поделиться своими размышлениями о том, как вам следует построить работу.

Запомните правила хорошего плана:

1 раздел — 1 вопрос. Кластер из вашей ментальной карты может стать разделом дипломного проекта. В дальнейшем это позволит вам составить сильное, логически обоснованное заключение на основании выводов по каждой главе диплома.

Одинаковый объем глав. Дипломный проект должен иметь четкую структуру, поэтому стремитесь к единообразию во всей работе. Не перегружайте части проекта информацией — чрезмерный объем может вас запутать и сбить логику исследования.

Логика и структура. Соблюсти логику и структурировать текст помогает однотипное название глав и одинаковое строение каждой главы. Представьте, что каждая часть диплома — это отдельно взятое маленькое исследование, у которого тоже есть введение, основная часть и заключение.

Составление плана может оказаться сложной задачей. Если уже на этом этапе вы понимаете, что с исследованием не справитесь, закажите диплом у опытного автора. Чем раньше вы сделаете заказ, тем быстрее получите готовую работу.

Подбираем литературу

Дипломную работу невозможно создать без достоверной теоретической базы. Даже если вы пишете техническую выпускную работу, придумываете программу или приложение, вам придется теоретически обосновать собственные действия и результаты.

Внимательно подбирайте литературу и включайте критическое мышление. Даже не открывайте книги или статьи сомнительного качества, потому что высок риск поверить в неверные данные и спорные исследования.

Источники, которыми можно пользоваться:

Официальные документы. Сюда относятся Конституция, федеральные законы, указы и приказы. На сайтах компаний вы найдете официальные заявления руководителей или сотрудников, а также разнообразные отчеты о деятельности предприятия. Техническая документация к оборудованию также считается источником, которому можно доверять.

Сайт федеральных законов РФ

Исследования и статистика. Актуальные данные размещают на своих площадках Росстат, ВЦИОМ, Statista и The World Factbook. Не доверяйте первому исследованию из выдачи поисковика, оно может оказаться недостоверным.

Сайт Росстата

Энциклопедии и справочники. Самая популярная сейчас — Википедия. Желательно пользоваться англоязычной версией, где статьи проходят более строгий отбор и модерацию. Перепроверить информацию можно в других справочниках онлайн или в библиотеке. Для юристов подойдут системы Гарант или КонсультантПлюс, а филологи могут пользоваться порталом Грамота.ру.

Юридический онлайн справочник

Печатные издания. Сюда относятся газеты, журналы и книги. Пользуйтесь онлайн-изданиями или посещайте библиотеку. Многие архивы можно найти в интернете, но за старинными изданиями придется обратиться в городскую или вузовскую библиотеку.

Онлайн-портал РГБ им. Ленина

Чтобы быть уверенным в достоверности информации, всегда ищите первоисточники. Если вам нужны новейшие данные, пользуйтесь англоязычными порталами. Особенно это актуально для технических и медицинских направлений. Если не уверены в правдивости источника, не используйте его — будет обидно, если непроверенные данные повлияют на результаты защиты диплома.

Пишем текст

Вы составили план, собрали информацию и теперь можете приступить к написанию текста дипломного проекта. Вне зависимости от дисциплины и направления исследования вам придется составлять текст проекта и обосновывать практические выводы письменно.

Вы уже знаете, что главные части диплома — это введение, основная часть и заключение. Начинайте писать диплом с основной части, тогда вам будет легче составить введение и сделать выводы в заключении. Мы уже рассказывали, как составить введение, которое понравится комиссии. Здесь расскажем общие правила написания основной части проекта.

Объем текста в дипломе:

введение — 10%

основная часть — 80-85%

заключение — 5-10%

Объем и содержание основной части зависит от вашей специальности. Студенты гуманитарных факультетов обычно анализируют теорию и обрабатывают собранный материал. Для технических направлений характерна небольшая часть теории и большой раздел, посвященный практическим разработкам.

Запомните общие правила написания основной части:

Пишите в научном стиле. Для него характерны сложные предложения, активное использование терминов и использование шаблонов и клише.

Пример научного стиля

Используйте страдательный залог или местоимение «мы». Правила научного стиля запрещают писать местоимение «я», но его можно заменять на «мы»: «мы выяснили», «мы сделали вывод». Если вам такой вариант не подходит, замените местоимение страдательным залогом — «было выяснено», «обнаружено несоответствие» и подобные конструкции.

Соблюдайте логику текста. Для научных работ — это важный показатель компетентности автора. Если ваш диплом состоит только из теоретических блоков, внимательно изучите и структурируйте источники. Аналитическую часть стройте на основании последовательного анализа объекта проекта. Практическая часть диплома следует после теории и структурируется этапами работы.

Обратите внимание: дипломный проект должен быть уникальным! Этот параметр чаще всего проверяется программой «антиплагиат». Стандартная норма уникальности — не меньше 70%, но некоторые вузы выставляют собственные требования.

Например,

Финансовая академия при Правительстве РФ – 80-90%

МГУ – 87-95%

МГИМО – 85-90%.

Согласовывайте с преподавателем содержание диплома по ходу работы, это поможет избежать переписывания всего проекта. И обязательно уточните на кафедре норму уникальности для вашего вуза.

Готовим дополнительные материалы

Не расслабляйтесь, когда напишете дипломный проект. Вам предстоит грамотно дополнить основной текст приложениями и оформить раздаточные материалы для защиты. Если основную часть комиссия читать не будет, то графические представления изучит внимательно.

Дополнительные материалы дипломной работы

В оформлении приложений и графических материалов в тексте диплома вам поможет ГОСТ Р 2.105-2019. Он содержит примеры и указания по оформлению, а также обязательные требования. ГОСТ ссылается на стандарты Единой системы конструкторской документации. Если вы выпускник технического вуза, вам придется с ней ознакомиться, если учитесь на гуманитарном направлении — вам достаточно информации из ГОСТа.

Образец оформления таблицы по ГОСТу

Помните главные правила оформления графических пояснений:

  • размещайте материалы в тексте или в приложении;
  • в тексте подписывайте материал словом «Рисунок» и проставляйте порядковый номер;
  • при необходимости подписывайте материал по форме «Рисунок 1 — Структура инвестиционной привлекательности»;
  • при ссылках на графические данные в тексте пишите «в соответствии с рисунком 1» или «данные можно увидеть в Приложении А».

Приложения оформляются с нового листа, каждое приложение должно иметь буквенное обозначение. Для масштабных чертежей разрешено использовать формат бумаги А3, для прочих материалов — стандартный размер А4.

Вспомогательными материалами на защите могут быть:

  • таблицы;
  • чертежи;
  • графики;
  • схемы;
  • плакаты;
  • прочие графические материалы.

Комиссия всегда благосклонно принимает защитную речь, которая сопровождается графическим представлением. Желательно не дублировать раздаточные материалы в презентации, но можно сделать исключение для сложных схем, формул или чертежей.

В Google Презентации можно выбрать подходящий шаблон для проекта

Для подготовки презентации используйте любую программу, которую знаете или можете быстро освоить. Самые востребованные — Power Point, Google Презентации или Canva.

5 правил сильной презентации

  1. Выдерживайте единый стиль.
  2. Используйте простые шрифты.
  3. Не перегружайте слайды текстом.
  4. Не дублируйте текст защитной речи на слайдах.
  5. Подбирайте изображения хорошего качества.

Важно: подготовьте презентацию и раздаточный материал к предзащите. Ваш научный руководитель сможет оценить графические представления, внести корректировки и дать необходимые указания.

Перед выступлением

Финальный этап работы над дипломным проектом — подготовка защитной речи, с которой вы выступите перед государственной аттестационной комиссией. Как бы ни хотелось, расслабляться нельзя. Сильная защитная речь поможет вам получить желаемую оценку и достойно выступить с подготовленным исследованием.

В нашем руководстве по подготовке защитной речи вы найдете секретные формулы и правила отличного выступления. Если времени на долгую работу нет, изучите короткие полезные советы и не забудьте применить их на практике.

Перечитайте свой диплом. Вы изучили источники, написали подробное исследование и знаете ключевые моменты проекта. Выделите их, а лучше — выпишите на отдельный лист. Введение и заключение заучите наизусть, в них содержится самая важная информация из дипломной работы.

Составьте список тезисов. Обозначьте тему диплома и область исследования. Затем переходите к основной части.

Ответьте на вопросы:

  • почему вы решили разрабатывать эту тему?
  • какой была цель? а задачи?
  • что вы исследовали?
  • какие методы помогли вам провести исследование?
  • приведите 2-3 ярких примера;
  • какие выводы вы сделали?
  • ваши разработки можно применить на практике?
  • вы хотите заниматься дальнейшими исследованиями?

Отредактируйте текст. Из разрозненных тезисов сделайте связный рассказ. Пишите простым языком, но сохраняйте специальные термины и деловой стиль. Смело удаляйте повторы примеров, спорные данные и места, в которых вы слабо разбираетесь.

Прочитайте речь. На выступление отводится около 10 минут. Постарайтесь уложиться в это время. Если не получается, сокращайте текст до тех пор, пока не останется только важная информация, которая умещается в хронометраж.

Теперь вам останется лишь выучить текст. Себе в помощь можете подготовить карточки с речью. Вы наверняка видели такие в зарубежных фильмах. Использовать их на выступлении намного удобнее, чем распечатки формата А4.

Образец карточек для выступления

Пусть вас не пугают вопросы комиссии. Помните, что это работа преподавателей. Они не хотят вас «завалить», их цель — проверить знания и компетентность выпускников. Идеально, если вы присутствовали на предзащите, обычно там задают вопросы, которые студенты слышат и на защите дипломов. У вас будет время подготовиться и закрыть имеющиеся пробелы в знаниях.

Перед защитой хорошо выспитесь и подберите одежду, в которой чувствуете себя уверенно и комфортно. Возьмите с собой воду и полезный перекус, например, орехи, бананы, горький шоколад. Будьте готовы к тому, что защита затянется.

Если после статьи вы решили, что не готовы к такому объему работы, закажите диплом у профессионального автора. Вы получите готовую работу в комплекте с дополнительными материалами точно в срок и избежите ненужных волнений. Грамотное распределение своих ресурсов — залог успеха в жизни и карьере. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов
image

Повысим оригинальность вашей работы до 99%