29.07.2020
#Дипломные работы
9412

Как оформить схемы в дипломной работе по ГОСТу

Использовать схемы в дипломной работе гуманитарных направлений желательно, а для технических специальностей — обязательно. Так ваш проект будет наглядным и понятным, а также покажет, что вы разбираетесь в теме и можете проиллюстрировать теоретические и практические выводы. Как правильно оформить схемы, разберемся в статье.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Где размещать схемы
  2. Проверить себя: качество схемы

В ГОСТах схемы относят к графическим материалам или к иллюстрациям. Они необходимы для пояснения текста, поэтому служат только дополнением, не являясь основным материалом дипломного проекта.

Все требования, которые необходимы, вы найдете в стандартах: 

  • ГОСТ 7.32-2017 — используется для оформления научно-исследовательских проектов;
  • ГОСТ 2.105-2019 — используется для оформления любых текстовых документов.

 

Если вы учитесь в техническом вузе, возможно, вам потребуется изучить Систему проектной документации для строительства (СПДС) и Единую систему конструкторской документации.

 

оформляем схемы правильно

 

Самое важно, что вам нужно знать из ГОСТов о схемах:

  • располагайте схемы непосредственно после текста, в котором упоминаете их впервые;
  • давайте ссылки по тексту на все схемы, которые есть в дипломе;
  • используйте достаточно схем для пояснения текста;
  • нумеруйте графический материал арабскими цифрами.


Подписывайте схемы по общим правилам:

Рисунок 3 — по порядку во всем проекте;

Рисунок 1.3 — в пределах раздела диплома.


Ссылка на графические материалы в тексте оформляется в тексте:

в соответствии с данными на рисунке 5

как показано на рисунке 2

это видно на рисунке 3 и т.д.

 

Методические рекомендации вузов составляются на основании ГОСТов, ЕСКД и СПДС. Но в каждом вузе требования могут варьироваться и дополняться по желанию методистов и преподавателей. Поэтому изучите методички на кафедре, в библиотеке или на сайте вашего учебного заведения.

По рекомендациям вузов схема должна:

  1. пояснять текст диплома, а не повторять его;
  2. содержать только проверенные данные;
  3. оформляться в едином стиле всех материалов дипломной работы;
  4. быть понятной и легко читаемой;
  5. включать в себя только важные факты.

 

Если вы можете предоставить данные в виде текста — сделайте это. Не перегружайте диплом графическими материалами, особенно, если они не информативны или не раскрывают тему.

 

Где размещать схемы

 

Схемы и другие графические материалы можно размещать как в тексте диплома, так и в приложениях. Для каждого способа существуют свои правила, закрепленные в ГОСТах.

При оформлении графических иллюстраций в любой части диплома соблюдайте правила:

  • избегайте жирного шрифта;
  • используйте шрифт кегля 10-14;
  • применяйте стандартные инструменты текстового редактора;
  • используйте не более 3-х цветов в оформлении.

 

В основной части выпускной работы помещаются схемы небольшого размера, которые поясняют текст. Если вы составляете схему самостоятельно, никаких пометок не требуется. Но когда вы заимствуете рисунок из других источников, нужно дать ссылку на исходный документ, сайт или издание.

В тексте диплома хорошо размещать схемы:

  • небольшого размера;
  • с линейными связями;
  • небольшого участка длинной цепи;
  • отдельного элемента большой системы.

 

Пример понятной схемы

 

В приложениях к диплому помещают схемы, которые нельзя расположить в основном тексте работы. Это могут быть схемы:

  • технических систем;
  • многоуровневых связей;
  • нескольких уровней подчинения и т.п.

 

В приложения выносят также схемы, которые нельзя разместить на традиционном листе формата А4. Для таких элементов часто используются листы формат А3, которые сшиваются в отдельную книгу.

 

Как оформлять схемы правильно

 

Чтобы оформить схемы по всем правилам, помните о требованиях ГОСТов и следите, чтобы схемы отвечали трем главным критериям:

  • уместность;
  • понятность;
  • читаемость.


Уместно располагать схемы в тех частях текста, которые без наглядного материала трудно воспринимать. Например, когда вы рассказываете о взаимодействиях систем или объясняете связи тех или иных структур.

 

уместная структура

Понятная структура схемы гарантирует, что научный руководитель и комиссия не запутается в ваших данных и воспримет информацию так, как вы хотели ее подать. В противном случае схема может только навредить — запутать и навести на мысль, что вы не разбираетесь в теме.

 

Пример уместной схемы

 

Читаемость схемы определяется не только ее содержанием, но и оформлением. Если рисуете схемы самостоятельно или берете из других источников, оценивайте, насколько удобно ими пользоваться.

Читаемые схемы:

  • выполнены с использованием не более трех цветов;
  • выдержаны в едином стиле;
  • оформлены понятным шрифтом и четкими линиями.

 

Создавать схемы, которые вы включаете в основную часть диплома, можно в обычном текстовом редакторе — Microsoft Word или Google Docs.

Google Docs — удобный редактор для оформления любых графических материалов. Вы получаете возможность создавать схему в отдельном окне. Ничего отдельно сохранять не требуется — схема сразу появится в документе.

Чтобы создать схему в Google Docs, откройте вкладку «Вставка» в верхнем меню и выберите раздел «Рисунок».

Открываем вкладку Рисунок

Перед вами откроется графический редактор с интуитивно понятным меню, с помощью которого можно создать схемы любого типа и оформления.

Создаем рисунок

Если вы хотите добавить готовую схему, которую нашли в литературе или других источниках, откройте вкладку «Вставка» — «Изображение» — «Загрузить с компьютера». Теперь вы можете выбрать схему на диске вашего компьютера и добавить ее в текст диплома.

Добавляем схему из источника

Большие схемы, которые размещаются в приложениях, вам вряд ли удастся создать с помощью встроенных инструментов текстового редактора. Чтобы выбрать подходящую программу, проконсультируйтесь с преподавателем. Способы создания технических схем и графических материалов по другим направлениям будут отличаться.

проверь себя_качество схемы

Проверить себя: качество схемы

 

При создании схем, проверяйте их по трем параметрам: 

  • включать или не включать ту или иную схему в диплом;
  • насколько графические элементы получаются качественными;
  • будет ли их содержание понятно и уместно.


Проверку легко провести, задавая себе вопросы:

  1. схема дополняет текст или создает визуальный шум?
  2. все элементы рисунка понятны и читаемы или после его изучения остаются вопросы?
  3. графические элементы всего диплома выполнены в едином стиле или создают пестроту и ненужную яркость?
  4. есть ли на рисунках нумерация?
  5. добавлены ли ссылки на источники и подписи?


Если вы ответили на все вопросы и убедились, что схема оформлена правильно и раскрывает суть текста, можно ее оставлять. Если остались сомнения, подумайте, как изменить рисунок или каким материалом его можно заменить.

Оформление схем дается быстро, если вы практиковались в их создании все годы учебы. Если при написании диплома вы столкнулись с ними впервые, могут возникнуть сложности.
Чтобы избежать лишней нагрузки, обратитесь к профессионалам, которые напишут диплом качественно и в срок, а также оформят все необходимые графические материалы правильно.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту
29.07.2020
#Дипломные работы
9412

Объект и предмет исследования в дипломной работе

Введение к дипломной работе или магистерской диссертации всегда содержит два важных пункта: объект и предмет исследования. Хотя выразить каждый из них можно одним предложением, большинство студентов сталкиваются с проблемой в их формулировании. При этом экзаменационная комиссия детально изучает эти пункты и по ним определяет, насколько выпускник разбирается в теме. 

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что такое объект исследования в дипломной работе
  2. Что такое предмет исследования в дипломной работе
  3. Как определить объект и предмет исследования в дипломе
  4. Пример объекта и предмета исследования 

Введение к дипломной работе или магистерской диссертации всегда содержит два важных пункта: объект и предмет исследования. Хотя выразить каждый из них можно одним предложением, большинство студентов сталкиваются с проблемой в их формулировании. При этом экзаменационная комиссия детально изучает эти пункты и по ним определяет, насколько выпускник разбирается в теме. 

Что такое объект исследования в дипломной работе

 

Объект – это сфера знаний, область жизни, материальное явление или предмет, факт, событие или лицо, которые студент будет рассматривать в дипломной работе. 


Выпускник должен подробно изучить выбранную сферу или область практической деятельности, выявить в них проблемы и найти способы решения. 

Можно выделить два свойства этого термина, которые позволят не путать его с другими пунктами введения:

  • его определяют первым, поскольку он представляет собой широкую сферу, состоящую из множества процессов, явлений, элементов;
  • он тесно связан с дисциплиной, в рамках которой пишется диплом или с ее отдельным разделом.

Важно! Эта часть введения показывает, в какой области учащийся будет искать ответы на вопросы своей выпускной работы.

Главная ошибка студентов: выбор чрезмерно масштабной сферы и выход за пределы одной научной дисциплины, что мешает в дальнейшем проводить исследования.

Что может быть взято за основу? Отдельная сфера знаний, учение, процесс в обществе, явление природы, тенденция, материал, предприятие, человек, группа людей, событие.

Что такое предмет исследования в дипломной работе

 

Предмет – это понятие в рамках выбранной сферы, структура, свойства, достоинства, проблемы, на которые направлено исследование диплома.

Студент должен рассматривать его, как конкретный материал для анализа, оценки, проведения опытов, выдвижения гипотез, опровержения и доказательства теорий.

Эта часть введения выпускной работы обладает тремя характерными свойствами:

  • его определяют вторым, поскольку он является частью предыдущего пункта введения;
  • он тесно связан с темой, хотя не дублирует ее;
  • если студент изучит его, то он достигнет поставленной в дипломе цели.

Важно! Предмет является осязаемым веществом, свойством или процессом, который и нужно исследовать. Все постулаты теоретической части работы, следует проверить и доказать на нем.

Главная ошибка студентов: его размытие, аморфность, очевидная тавтология и невозможность отличить от иных пунктов введения.

Что может быть взято за основу? Конкретный товар, оборудование, вариант поведения человека, финансы или кадры предприятия, показатель или процесс какого-либо явления.

Как определить объект и предмет исследования в дипломе

 

Во введении диплома следует четко разграничить поле исследования и его отдельный элемент для детального изучения. 

Объект – это поле, область, территория, сфера, в которой действует студент, пока пишет дипломную работу.

Предмет – это конкретная часть этого пространства, над которой исследователь ставит опыты, проверяет гипотезы, «прощупывает» и делает выводы.

Два эти термина нельзя отделить друг от друга искусственно, поскольку:

  • в реальной жизни на любой элемент, процесс, явление влияет множество событий окружающего пространства;
  • если заранее не выделить себе сферу изучения, можно запутаться, поскольку на один и тот же предмет могут оказывать влияние множество процессов из разных областей.

Прежде чем перейти к определению двух ключевых пунктов диплома, стоит рассмотреть простые примеры реальной жизни.

Так, объектом можно считать кабинет химии, а любой хранящийся в нем реактив будет предметом. Учащийся приходит в помещение с конкретными параметрами температуры, освещения, шума и т.д., но опыты будет проводить с веществами.

Поле площадью 10 гектаров можно считать выделенной сферой, а растущую на нем пшеницу – ее частью, поскольку поле – это сфера с определенными условиями, а злаки – та его часть, на которую может повлиять своей деятельностью человек.

И, наконец, если человек – это объект, то предметами могут быть его нервная система, почки, поведение, внешность, язык общения, характер, возраст и т.д. Если предприятие – это сфера, то исследователь может изучать любую его часть, процесс, ресурс.

Главное!  Сначала следует взять зону или пространство, в котором будет работать исследователь, а после – выбрать ее часть, над которой будут проводиться реальные или абстрактные опыты. 

Пример объекта и предмета исследования 

 

«Объект в философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. Предмет – явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». Яценко Н.Е.


В каждой сфере научного знания ключевые критерии выпускной работы могут быть определены по-разному. Для того, чтобы закрепить приведенный выше теоретический материал стоит рассмотреть конкретные примеры объектов (О) и предметов (П).

Диплом по менеджменту

Тема: Проблемы мотивации персонала в бюджетных учреждениях.

О: Отдел культуры и образования Калужской области.

П: Проблемы мотивации сотрудников в отделе образования и культуры Калужской области.

Диплом по психологии

Тема: Особенности девиантного поведения подростков в специальных учреждениях.

О: Специальная общеобразовательная школа-интернат № 17 (г. Москва).

П: Направления работы с трудными подростками в специальной общеобразовательной школы-интерната № 17.

Диплом по юриспруденции

Тема: Принятие наследства по российскому гражданскому праву

О: Общественные отношения в сфере наследования по законам РФ

П: Нормы права, материалы судебной и нотариальной практики в Московской области.

Важно! Объект и предмет не следует выбирать «для галочки» лишь потому, что таковы требования учебной методички. Они призваны нести научную и практическую ценность, то есть их исследование всегда ставит целью изменить мир к лучшему.

Важно! Объект и предмет не следует выбирать «для галочки» лишь потому, что таковы требования учебной методички. Они призваны нести научную и практическую ценность, то есть их исследование всегда ставит целью изменить мир к лучшему.

Срочные работы от 24 часов
image

Нужна услуга «диплом»? Мы поможем с работой любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
29.07.2020
#Дипломные работы
9412

Как правильно оформить таблицы в дипломе: правила и примеры

Правильно оформить таблицы в дипломной работе непросто. Нужно учитывать ГОСТы, требования вуза и рекомендации преподавателя. В этой статье разберем, какие существуют стандарты и как оформить таблицы грамотно.

Ссылка на ГОСТ
Князева М.
Редактор, копирайтер
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Оформляем таблицы в тексте
  2. Практические примеры оформления таблиц  

Оформляя таблицы, прежде всего учитывайте два стандарта — ГОСТ 7.32-2017 и ГОСТ 2.105-2019. Первый содержит базовые требования к оформлению таблиц, а во втором найдете более детальные рекомендации.

ГОСТ 2.105-2019 относится к Единой системе конструкторской документации и содержит правила оформления текстовых документов любого вида. ГОСТ 7.32-2017 применяется ко всем научно-исследовательским работам.

По ГОСТам все таблицы в дипломе:

  • располагаются сразу после текста, к которому относится;
  • называются в соответствии с содержанием;
  • нумеруются арабскими цифрами;
  • при необходимости переносятся на следующую страницу;
  • оформляются под текстом, в котором впервые упомянуты данные из таблицы, или в приложении.

YYHAQHPVTw4

Методические рекомендации вузов составляются на основе ГОСТов, но могут включать дополнительные требования учебного заведения. Например, в некоторых вузах название таблицы размещается не по левому краю страницы, как по ГОСТу, а по правому. Прежде чем оформлять таблицы, изучите методички на кафедре, сайте или в библиотеке вуза.

Главные требования вузов к таблицам:

  • уместность в тексте;
  • сквозная нумерация;
  • объем таблицы в тексте — до ⅔ листа;
  • ссылки в тексте на данные таблицы.


Кроме этого при правильном оформлении таблица сопровождается указанием источника данных. Если вы составляли таблицу самостоятельно, сделайте подпись такого вида:

Источник: составлено автором на основе (ссылки на источники статистических данных или литературные источники).

 

Общие требования к таблицам соблюсти несложно, но есть ряд нюансов, которые вызывают затруднения. Ниже разберем, куда помещать таблицу, как правильно ее подписывать и ссылаться на нее в тексте.

 

оформляем таблицы

 

Оформляем таблицы в тексте

 

Небольшие таблицы обычно располагают в тексте дипломного проекта. Они необходимы, чтобы наглядно представить цифровые данные и облегчить понимание исследования.

Таблицы в научно-исследовательских работах оформляются по следующим правилам:

  1. Наименование — над таблицей по левому краю без отступа от края строки
  2. Таблица называется по форме: Таблица — № — Наименование
  3. Если для названия нужны 2 и более строк, между ними устанавливается одинарный интервал
  4. Когда таблица переносится на следующую страницу, перенесенный фрагмент называют «Продолжение таблицы №…»
  5. Если в проекте много таблиц, допустимо указывать в названии номер главы. Тогда наименование будет выглядеть таким образом — «Таблица 1.4» 

 

При оформлении таблиц учитывайте не только их расположение в тексте, но и внутреннее наполнение. Таблица должна дополнять проект и раскрывать тему, а не затруднять чтение.

Главные правила оформления содержания:

  • названия строк пишутся с заглавной буквы;
  • подзаголовки ячеек начинаются с маленькой буквы, если являются продолжением заголовка, и с заглавной — если представляют собой самостоятельное предложение;
  • все наименования пишутся в единственном числе;
  • точки после любых названий ставить не нужно;
  • можно использовать шрифт меньшего размера, нежели в основном документе.

 

Для оформления небольших таблиц можно руководствоваться только этими правилами. Если в вашем проекте таблицы содержат большой массив данных, имеет смысл обратиться к ГОСТ 2.105-2019.

4RQ6Gp5RMZM

В стандарте вы найдете:

  • правила обозначение мер и весов;
  • оформление технических данных;
  • рекомендации по написанию интервалов и формул.

 

Если в вашем дипломе цифровых данных немного, можете не оформлять их в виде таблицы. Достаточно представить такой материал текстом, располагая цифры колонкой.

Большие таблицы, занимающие более ⅔ страницы, выносят в приложения. Их располагают в порядке упоминания в тексте и обозначают в виде «Таблица А.1», где А — обозначение приложения, а 1 — номер таблицы.

 

изучаем требования

 

Практические примеры оформления таблиц  

 

Большие таблицы с массивами данных удобно создавать в MS Excel или Google Таблицах. Для тех, что вы будете размещать в тексте, достаточно возможностей, которые предоставляют MS Word, Google Docs или другой текстовый редактор с похожим функционалом.

Чтобы выбрать нужное количество ячеек в Google Docs, откройте вкладку Вставка — Таблица. Максимальный размер таблицы, предлагаемый редактором — 20х20 ячеек. Вам остается выбрать подходящее количество строк и столбцов.

nqLy8Jw2vgo

Когда вы определились с базовой структурой таблицы, можно заниматься деталями. Часто требуется объединить или разделить ячейки, чтобы таблица выглядела аккуратной, была наглядной и понятной.

Чтобы объединить, удалить или добавить ячейки, выделите необходимый интервал и нажмите правую кнопку мыши. Во всплывающем окне выберите необходимую функцию.

9PIyxTpemWI

Финальным этапом оформления структуры таблицы будет работа с разделительными линиями. Их можно отредактировать, если на всплывающем окне выбрать вкладку «Свойства таблицы». В появившемся окне вы можете выбрать цвет заливки и границы, тип выравнивания и отредактировать размер полей.

2OWeS0vS0tw

 

Когда шаблон готов, можно приступать к заполнению. Выберите подходящий шрифт и его размер. Если основной текст диплома напечатан Times New Roman и 14 кеглем, данные в таблицу можно вносить этим же шрифтом, но меньшего размера. Обычно используют 10-12 кегль и одинарный интервал.

При заполнении таблицы учитывайте следующие рекомендации:

  • Данные в таблице должны быть актуальными, достоверными и уместными.
  • Можно использовать только общеизвестные, понятные для всех сокращения.
  • Повторяющийся текст в таблице можно заменять кавычками, с цифрами так поступать нельзя.
  • Если необходимо, в таблицу разрешено вставить строку с пояснениями.

 

Правильно оформить таблицы в дипломном проекте — несложно, но иногда отнимает много времени. Если вы и так постоянно заняты, хорошим решением будет заказать дипломную работу у профессоналов, которые напишут диплом точно в срок и оформят по всем нормам и правилам. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов
image

Повысим оригинальность вашей работы до 99%